Рабочая программа по Литературе (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Омарбекова Суваржат Владимировна

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literatura._9_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от __________ 2018г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа 2018г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 333 от «3» сентября 2018г.

                                                                                                                                     

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

         Классы    9

Учитель:      Омарбекова Суваржат Владимировна

Количество часов

                               всего  - 89 часов

                               в неделю в 1 полугодии 2 часа

                                       во 2 полугодии – 3 часа

Плановых контрольных  работ (в том, числе диктанты, сочинения, изложения)     5

Учебная программа (автор): Программа по литературе для 5–11 классов Г.И. Беленький. М.: «Мнемозина», 2011 

       

Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год  издания) :  

Г.И. Беленький, Э.А. Красновский и др. Литература 9 класс в 3-х частях. М.: «Мнемозина», 2012.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

Выпускник научится:

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

– работать с разными источниками информации и владеть основными способами  её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других  искусств;

– сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


2. Содержание учебного предмета.

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с миро вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII–XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Из литературы первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно–философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина–художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно–философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Отделкой золотой блистает мой кинжал...», «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Из литературы второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840–1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50–80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Из литературы XX века(Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса буревестник»).

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).

Литературный процесс 50–80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80–90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия:историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи:музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Итого: 89 часов

Из них: р/р 8 часов


3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

По плану

Фактически

Тема урока

Примечание

  1. Введение.

1

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы

2. Литература 18 века

2

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм.

3

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве драматурга.

4

Д.И. Фонвизин. “Недоросль”. Герои исобытия.

5

“Недоросль”. Герои и события. Проблема гражданственности.

6

“Недоросль”. Образование и воспитание  в комедии.

7

Р.Р. Сочинение по комедии “Недоросль”

8

А.Н. Радищев. Слово о писателе. “Путешествие из Петербурга в Москву”.Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос.

9

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

3. Литература первой половины 19 века

10

О двух способах изображения жизни в литературе

11

Р.К.Память культуры.

12

А.С. Грибоедов.

Сведения о жизни и творчестве писателя. Реализм.

13

“Горе от ума”. Жанр и композиция. Анализ 1-го действия.

14

“Горе от ума”. Анализ 2,3 действий.

15

Анализ 4-го действия.

Бал в доме Фамусовых.

16

“Век минувший и век нынешний”. Молодое поколение в комедии.

17

Поражение и победа Чацкого.

18

Р.Р. Сочинение по комедии “Горе от ума” Грибоедова.

19

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

20

Стихотворение“19 октября (1825г.)

21

Стихотворение “Во глубине сибирских руд…”

22

Стихотворение “Анчар”

23

Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…”, “Я вас любил…”, “Мадонна”, “На холмах Грузии

24

Пушкин о роли и значении поэзии.

25

“Евгений Онегин”. Сюжет и “зеркальная композиция” романа.

26

Детство и юность Онегина.

27

Онегин и Ленский.

28

Онегин и Татьяна.

29

Анализ седьмой главы романа “Евгений Онегин”.

30

Анализ восьмой главы романа “Евгений Онегин”.

31

Образ автора в романе “Евгений Онегин.

32

Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

33

Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

34

Р.К. Юрий Вэлла “Шай-ики”

35

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

36

Лирика Лермонтова. Стихотворение “Поэтическая исповедь”, “И скучно, и грустно…”, “Молитва”

37

Стихотворение “Дума”, Как часто, пестрою толпою окружен…”

38

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

39

Стихотворение “Прощай, немытая Россия…”, “Родина”

40

“Герой нашего времени”. Время создания романа. Сюжет и композиция.

41

“Бэла”, «Максим Максимыч”.

42

“Тамань”.

43

“Княжна Мери”.

44

“Княжна Мери”.

45

“Фаталист”.

46

Р.Р. Сочинение на тему ”Кто такой Печорин?”

47

Р.К. А. Конькова. Легенды (“Вожак Ивыр”, “Старший брат”

48

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. “Шинель”

49

Изменения в характере Башмачкина. “Значительное лицо”

50

Из истории создания поэмы “Мертвые души”

51

Галерея образов помещиков в поэме. Манилов.

52

Коробочка и Ноздрев.

53

Собакевич и Плюшкин.

54

Город в поэме “Мертвые души”

55

Образ Чичикова.

56

Души мертвые и живые

57

Р.Р. Сочинение по поэме “Мертвые души”

58

Р.Р. Сочинение по поэме “Мертвые души”

59

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга.

60

“Свои люди  – сочтемся”

61

“Свои люди – сочтемся”

62

Р.К. Поэзия Югры.

4.Литература второй половины ХIХ века

63

А.Н. Некрасов. Жизнь и творчество.

64

“Размышления у парадного подъезда”.

65

Любовная лирика Некрасова.

66

Ф.М. Достоевский. “Белые ночи”.

67

Ф.М. Достоевский. “Белые ночи”.

68

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя.

69

“Юность”.

5. Литература ХХ века

70

С.А. Есенин. “Жизнь его – пророческий духовный подвиг”.

71

“Красивое, как и вся моя жизнь, скоротечно, непрочно”.

72

«Песня звериных прав»

73

М.А. Булгаков. Биография писателя. “Собачье сердце”

74

В чем суть “шариковщины”?

75

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

76

“Судьба человека”

77

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество писателя.

78

“Матренин двор”.

79

Р.К. «Сибирь – земля моя» (по произведениям писателей и поэтов Югры).

80

Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века.

6. Зарубежная литература

81

Данте Алигьери «Божественная комедия».

82

Множественность смыслов поэмы«Божественная комедия», её универсально-философский характер.

83

Ульям Шекспир. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет принц Датский». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

84

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

85

Иоганн Вольфганг фон Гёте.«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

86

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

87

Джордж Гордон Ноэль Байрон.

«Шильонский узник»

88

Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы.

89

Заключительное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...