Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Сизикина Нина Александровна

Рабочая программа по литературе  для 9  класса составлена на основе : Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, Просвещение, 2015 г.Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Литература»   для 9 класса, автор В. Я. Коровина.– Москва, « Просвещение»,  2013г.

Курс рассчитан на изучение в 9 классе литературы  в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_litra_verno.docx336.56 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Рабочий стол\Скан РП Титульники\ТИТУЛ (8).jpeg

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

В результате изучения литературы в 9 классе обучающиеся  должны:

         

знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

уметь: 

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

 

Содержание учебного предмета

Рабочая  программа учебного предмета «Литература»  для 9 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Литература»  изучается в 9 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение - 1ч.  Темы раздела 1.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Основные виды учебной деятельности: Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью.

Раздел 2.  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -  2 ч. Темы раздела 2.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. 

Основные виды учебной деятельности:  Знать жанры древнерусской литературы, характерные черты древнерусской литературы, выявить отличительные особенности древнерусской литературы, дать представление об историко-культурном контексте.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Раздел 3. ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА – 10 ч. Темы раздела 3.

Характеристика русской литературы XVIII века.  Гражданский пафос русского классицизма. 

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). 

Основные виды учебной деятельности:  Знать литературные направления, признаки классицизма, биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

 Р.р.Классное сочинение  «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

Раздел 4. ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА -  54 ч. Темы раздела 4.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. 

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. 

Основные виды учебной деятельности:  Знать литературные направления, признаки классицизма, биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику содержание произведения, основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя. Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя.

 Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, анализировать стихотворения, выявляя их специфические особенности, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою  мысль, анализировать поэму,  выявляя ее специфические особенности.

Р.р.Классное сочинение  «Литература XVIII века в восприятии современного читателя». Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Раздел 5. ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА -  25 ч. Темы раздела 5.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. 

Основные виды учебной деятельности:  Знать литературные направления, признаки классицизма, биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Р.р.Классное сочинение  «Литература XVIII века в восприятии современного читателя». Р/р Классное сочинение по лирике, прозе ХХ века.

Раздел 6. ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч. Темы раздела 6.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

 Основные виды учебной деятельности:  Знать литературные направления, признаки классицизма, биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

 Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте.

Р.р.Классное сочинение  «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

Теория литературы. Философско-драматическая поэма. Повторение -  2 ч.


Календарно-тематическое планирование 9 класс

 тема урока

Всего часов

Форма занятия

Оценка освоения знаний

Методическое пособие

 Планируемый результат

Дата проведения

План

Факт

                                                                              Раздел 1. Введение-1 час

1

 Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

Урок-беседа.

Коллективная. Групповая

Работа с учебником Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью

                                                                                       Раздел 2.   Из древнерусской литературы- 2 часа

2

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве».

1

Изучение нового материала Практикум

Коллективная. Групповая

Инсерт - таблица. Выразительное чтение, анализ текста.

Знать жанры древнерусской литературы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

3

Художественные особенности  «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов.

1

Практикум

Индивидуальная

Чтение отрывка из «Слова…» наизусть, устный ответ

Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

                                                                                                        Раздел 3.   Из литературы XVIII века -10 часов

 

4.

Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

1

Изучение нового материала         Лекция,  практикум

Классицизм, пафос повествования

Работа с учебником, конспект

Знать литературные направления, признаки классицизма

Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему

5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения.

1

Изучение нового материала Беседа, практикум 

 Коллективная. Групповая 

Выразительное чтение, работа с вопросами в учебнике

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

6

«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова.

1

Урок закрепления знаний

Коллективная. Групповая

чтение, работа с учебником

Знать биографию поэта.

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

7

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего.

1

Изучение нового материала Лекция

Коллективная. Групповая

Выразительное чтение, работа с вопросами в учебнике

Знать биографию поэта.

Уметь  выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.

1

Изучение нового материала

 Коллективная. Групповая

Работа с учебником

Знать основные положения классицизма,  история создания произведения, жанровое своеобразие литературного направления,

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Изучение нового материала Рассказ учителя, беседа

Коллективная. Групповая 

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2016). Дидактические материалы  

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

10

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Изучение нового материала беседа

Коллективная, индивидуальная

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2016)

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

Изучение нового материала  Лекция, работа с УМК

Фронтальная

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать биографию писателя,  , жанровое своеобразие, проблематику.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Изучение нового материала

 коллективно-индивидуальная

Сравнительная таблица, работа с учебником, коллективно-индивидуальная, Диаграмма Вена.

Знать содержание произведения, жанровые особенности

Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию

13

Р.р.Классное сочинение  «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».

1

Разитие речи Обучение написанию сочинения

Коллективная. Групповая

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать литературные направления   конца XVIII века

Раздел 4. Из русской литературы XIX века-43 часа

14

Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия.

1

Урок изучения нового материала

 Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2016)

Знать литературные течения  поэзии, прозы,  драматургии  русской литературы XIX века.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

15

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

1

Урок изучения нового материала

 Коллективная. Групповая

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

Знать биографию писателя, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выступать с устным сообщением.

16

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1

Закрепление Беседа,  практикум

Коллективная, индивидуальная

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2016). Дидактические материалы

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать жанровое своеобразие произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

17

А.С. Грибоедов: личность и судьба  драматурга.

1

Урок изучения нового материала Презентация

Коллективная. Групповая

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

18

«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции.

1

Изучение нового материала Лекция

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

19

Фамусовская Москва в комедии.

1

Урок изучения нового материала Беседа, работа с текстом

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2016). Дидактические материалы  

9кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать содержание произведения

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

20

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4 2015)

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

21

Чацкий в системе образов комедии.

Изучение нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2016)

Знать содержание произведения

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

22

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Урок изучения нового материала Беседа, конспект

Коллективная, индивидуальная

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2016)

Знать содержание произведения

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

23

Р.р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1

Развитие реч Обучение анализу эпизода и Коллективная. Групповая

Коллективная. Групповая

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, грамотно изложить материал, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, самостоятельно редактировать текст

24

И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Развитие речи

Коллективная. Групповая

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Уметь самостоятельно редактировать текст

25

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

1

Урок изучения нового материала лекция

 Коллективная, индивидуальная

Книга, ИКТ.

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

26

«К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар».

1

Урок изучения нового материала

Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4 2015)

Знать жанровое своеобразие стихов

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2014). Дидактические материалы

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

28

Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Развитие речи Практикум

Коллективная, индивидуальная

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

29

Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

Развитие речи

Коллективная. Групповая

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

30

А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Знать основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выразительно читать

31

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа.

1

Изучение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

 Знать направления в литературе XIX века, систему образов в романе

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением,  находить информацию по заданной теме

33

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Фронтальная

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать содержание романа

Уметь выступать с устным сообщением,  находить информацию по заданной теме

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Развитие речи

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

Знать содержание романа

Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, передавать динамику чувств героя  в выразительном чтении

35

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Знать содержание романа

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

36

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе.

1

Урок изучения нового материала Практикум

Фронтальная

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать содержание романа,

Владеть навыками работы с

различными источниками информации

37

Р/р Пушкинский роман  в зеркале критики:

 В. Г. Белинский,

 Д.И Писарев,

А.А. Григорьев,

 Ф. М. Достоевский.

1

Развитие речи Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять  его

38

Р/р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Развитие речи

Коллективная. Групповая

Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять  его

39

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать содержание драмы Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

40

М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества  в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Презентация

Знать биографию поэта, основные положения романтизма как литературного направления

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

41

Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

43

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Работа с УМК

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

44

Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9кл. “Читаем, думаем, спорим

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

45

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Т. М. Степанова Учить не учительствуя.

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

46

Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

47

Анализ повести «Тамань».

1

Урок изучения нового  материала Работа с текстом

Презентация

Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения

48

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин  и Вера.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

49

Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Работа с УМК

Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения

50

Р/р. Классное сочинение  по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

Развитие речи

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

51

Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

52

«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра.

1

Урок изучения нового Работа с текстом  материала

Фронтальная

53

Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

54

Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

55

Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Презентация

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

56

Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X.

1

Урок изучения нового материала Беседа, работа с текстом

Коллективная. Групповая

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

57

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

58

Лирические отступления в поэме

1

Урок изучения нового материала Составление таблицы

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Знать роль лирических отступлений

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

59

Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа).

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Презентация

Знать сюжет поэмы и её героев

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

60

Р/р. Классное сочинение по  поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

Развитие речи

Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему

61

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

62

Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Презентация

Знать содержание произведения

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

63

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4 2015)

Знать биографию драматурга

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

64

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Знать содержание произведения

65

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2010)

Знать биографию писателя, содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

66

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Фронтальная

Работа с УМК

Знать биографию писателя, содержание произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

67

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать содержание произведения

Уметь выступать с устным сообщением.

Раздел 5. Из русской литературы  ХХ века- 24 часа

68

Многообразие жанров и направлений в литературе XX века.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальная

Уметь выступать с устным сообщением

69

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Презентация

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

70

А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

 Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

71

С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

72

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

Уметь выступать с устным сообщением.

73

В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского.

1

Урок изучения нового материала презентация

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

74

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Работа с УМК  9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

75

История создания и судьба повести. Система образов.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

76

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Презентация

 Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4 2015)

Знать содержание произведения

77

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Фронтальная

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 9 кл.: урок  за уроком. (М.: Русское слово, 2016)

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

78

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Уметь определять смену чувств в стихах  на основе личностного восприятия

79

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Фронтальная

 Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

Знать биографию поэтессы

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

80

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

1

Урок изучения нового материала

Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия

81

Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

Урок изучения нового материала презентация

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

9 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

82

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

83

Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная, индивидуальная

Презентация

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

84

Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

85

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальная

Работа с УМК

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

86

Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом».

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 2015)

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

87

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Коллективная. Групповая

Презентация

Знать биографию писателя

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

88

Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы.

1

Урок изучения нового материала Работа с текстом

Знать содержание произведения

89

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

90

Романсы и песни как жанр  искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека.

1

Урок изучения нового материала

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

91

Р/р Классное сочинение по лирике, прозе ХХ века.

1

Развитие речи

Коллективная. Групповая

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

92

Р/р Классное сочинение  по лирике, прозе ХХ века.

1

Развитие речи

Уметь анализировать и интерпретировать произведения

Раздел 6. Из зарубежной литературы-10 часов

93

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Работа с УМК

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

94

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим»

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

95

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Презентация

Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

96

Множественность смыслов поэмы и ее философский характер.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

Знать содержание произведения  уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2010). Дидактические материалы для

8 кл. “Читаем, думаем, спорим

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная. Групповая

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

99

И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Работа с УМК

Знать биографию поэта

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

100

Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1

Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 2015. С. 95–97)

Знать содержание произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для  летнего чтения.

1

Повторительно-обобщающий  урок Тестирование

Коллективная. Групповая

Работа с УМК

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...