«Сильней надежд мои воспоминанья…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Екатерина Вячеславовна Киселева

Урок- анализ сборника В. Шарламова "Колымские рассказы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.t._shalamov_kolymskie_rasskazy.docx28.25 КБ
Файл v.t._shalamov_kolymskie_rasskazy.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сильней надежд мои воспоминанья…»

Цель урока: дать анализ сборнику В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» и ответить на вопрос «Что мог противопоставить человек этой адской махине, переламывающей его своими зубьями зла?».

Задачи урока:

  1. Обучающая: знакомство учащихся с трагической судьбой писателя и поэта                        В.Т. Шаламова; выявление особенностей сюжета и поэтики «Колымских рассказов»;
  2. Развивающая: развитие навыков литературоведческого анализа, работа над содержанием и композицией прозаического произведения.
  3. Воспитательная: формирование гражданской позиции старшеклассников, воспитание квалифицированного читателя.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-анализ.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

Приемы: слово учителя, беседа, анализ.

Оборудование и материалы: портрет В.Т. Шаламова, мультимедийная презентация, компьютер, аудиозапись песни И. Талькова «Россия».

Ход урока.

Я видел все: песок и снег, 

Пургу и зной.

Что может вынесть человек  

Все пережито мной.

                               В.Т. Шаламов

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,

кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречен на тюремную робу до гроба,

кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями

им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

(Т. Руслов)

Сегодня на уроке нам предстоит вести разговор о политических репрессиях в Советском Союзе, о людях, пострадавших от них, о писателе удивительной судьбы – Варламе Тихоновиче Шаламове – и его прозе.

Ученики записывают тему урока и эпиграф к нему. (Слайд 1)

  1. Проверка домашнего задания.

Варлам Тихонович Шаламов почти 20 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в произведении «Колымские рассказы», с некоторыми из которых вы успели познакомиться дома. Как вы приняли эти рассказы? Что удивило, поразило, возмутило? (Ответы учащихся)

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Ответы учащихся: познакомиться с творчеством В.Т. Шаламова, его биографией, осмыслить его рассказы)

В чем же загадка «Колымских рассказов»? Почему сам автор считает свои произведения «новой прозой»? Это ключевые вопросы нашего урока.

  1. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Но чтобы понять прозу Шаламова, необходимо знать судьбу этого человека. Писатель родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. (Слайд 2) В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. (Слайд 3) Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением «Письма к съезду» В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения. (Слайд 4)

Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале «Октябрь» был опубликован один из его первых рассказов – «Три смерти доктора Аустино». (Слайд 5)

Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет. (Слайд 6)

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени – на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при

сорокаградусном морозе.

Опыт Шаламова-политзаключенного – один из тяжелейших: работа нечеловечески трудная – в золотом забое, и срок предельно жесткий – семнадцать лет. Но он выжил, чтобы рассказать, рассказать настоящую правду в своих «Колымских рассказах». (Слайд 7)

  1. Беседа с учениками.

Обратимся к анализу рассказов.

Я заранее рекомендовала вам прочитать к уроку и кратко изложить содержание рассказов Шаламова «Ночью», «Одиночный замер», «На представку», «Последний бой майора Пугачева», «Лучшая похвала», «Шоковая терапия», «Апостол Павел».

Каким вырисовывается образ Колымы? Обратим внимание на пейзаж.  (Ученики зачитывают из рассказов пейзажные зарисовки)

Каким был путь на Колыму? (Ученики зачитывают ответ на вопрос).

Легко ли сохранить, не потерять себя в условиях, описанных в рассказе «Ночью»?

Многие из рассказов Шаламова показывают, как голод, холод, постоянные побои превращают человека в жалкое существо. Желания у таких людей притупляются, ограничиваются едой, сочувствие к чужому горю тоже притупляется. Дружба не завязывается в голоде и холоде. (Слайд 8)

Какие чувства, например, могут быть у героя рассказа «Одиночный замер»?

Одиночный замер – это замер личной выработки. Бывшему студенту Дугаеву дают невыполнимую норму. Он работал так, что «нестерпимо болели руки, плечи, голова». А норму он все равно не выполнил (только 25%) и был расстрелян. Он так измучен и подавлен, что у него нет никаких чувств. Он только «пожалел, что напрасно промучился этот последний сегодняшний день».

Были        моменты,   когда   воспаленный   мозг   человека   продолжал   отчаянно сопротивляться  постепенному  умиранию,  отупению.  Как  это  показано  в  рассказе «Сентенция»? (Ученики зачитывают ответ на вопрос)

У Шаламова мораль одинакова для всех, общечеловечна. Она на все времена, и морально лишь то, что на благо человеку.

В ГУЛАГе ни о каких моральных нормах говорить не приходится. Какая мораль, если тебя каждую минуту могут ни за что избить, убить даже без всякого повода.

Все  это  приводит  к  тому,  что  в  лагерных  условиях  наиболее  действенными оказываются не евангельские, а другие заповеди. Какие? Рассказ «Красный Крест».

Предполагаемые ответы учеников:

  • Заключенный приучается там ненавидеть труд.
  • Он  обучается  там  лести,  лганью,  мелким  и  большим  подлостям,  становится эгоистом.
  • Можно лгать  и жить. Можно обещать  и не исполнять обещаний и все-таки жить.
  • Можно пропить деньги товарища.
  • Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает.
  • Он приучается к лодырничеству, к обману, к злобе на всех и вся.

Вот что сказал Шаламов в рассказе «Поезд»: «Я испугался страшной силе человека – желанию и умению забывать. Я увидел, что готов забыть, вычеркнуть, 20 лет из своей жизни.

И каких лет! И когда я это понял, я победил сам себя! Я знал, что не позволю своей памяти забыть все, что я видел!»

Увиденное, пережитое отразилось у Шаламова не только в «Колымских рассказах», но, как мы поняли, и в не менее сильных стихотворениях. Давайте их послушаем.

Два ученика читают стихотворения.

Будто выбитая градом

Искалечена трава.

Вытоптана зелень сада

И едва-едва жива.

На крылечные ступени

Разбросали каблуки

Ветки сломанной сирени,

Глиняные черепки.

И последняя расплата

Послесловье суеты:

Шорох киноаппарата.

Жестяных венков цветы.

* * *

Мне тяжело, мне душно в часы листопада,

Колеса покрывшего до ступиц.

Не выбраться мне из шуршащего ада

Разметанных жарких страниц.

  • нету проезда из желтого царства
  • странного шороха листьев туда,

Где все еще правят судьба и знахарство,

Колдуя над прорубью синего льда.

 (Слайд 9)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Скажите, что тронуло вас в судьбе, творчестве Шаламова?

Звучит песня И. Талькова «Россия». (Слайд 10)

Шаламов сам сказал, что передал в своем творчестве «...правду о борьбе человека с государственной машиной. Правду этой борьбы, борьбу за себя, внутри себя, вне себя». Мы сегодня прикоснулись к этой правде. И надеюсь, сохраним ее в сердце.

Беседа учителя с классом:

  • Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Над чем еще предстоит работать?
  1. Домашнее задание.

Написать отзыв на любой прочитанный учениками рассказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сильней надежд мои воспоминанья…» Я видел все: песок и снег, Пургу и зной. Что может вынесть человек — Все пережито мной. В. Шаламов

Слайд 2

Тихон Николаевич Шаламов Надежда Александровна Шаламова Варламу Шаламову 1 год «Я северянин, зимний человек…»

Слайд 3

Выпускники трудовой школы №62-ой ступени Сумеешь, так утешь И утиши рыданья. Увы! Сильней надежд; Мои воспоминанья.

Слайд 4

Студент Варлам Шаламов Меня застрелят на границе, Границе совести моей, И кровь моя зальет страницы, Что так тревожили друзей. Бутырская тюрьма, 1929 год «Это было ветреной дождливой осенью…»

Слайд 5

«В лагере это главное правило – сам за себя…»

Слайд 6

«Пещерной пылью, синей плесенью…»

Слайд 7

Все записал я на коряге, На промороженной коре, Со мною не было бумаги В том пресловутом январе. «Колымские рассказы»

Слайд 8

И все решу я сам собою, Навеки – в несколько минут. Не рифма – сердца перебои Мое признанье оборвут.

Слайд 9

Где жизнь? Хоть шелестом листа Проговорилась бы она. Но за спиною – пустота, Но за спиною – тишина. И страшно мне шагнуть вперед, Шагнуть, как в яму, в черный лес, Где память за руку берет И – нет небес. Клянусь до самой смерти…

Слайд 10

И — пусть на свете не жилец – Я — челобитчик и истец Невылазного горя. Я — там, где боль, я — там, где стон, В извечной тяжбе двух сторон, В старинном этом споре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему "Сильна казна - сильна страна"

Сочинение на тему "Сильна казна - сильна страна" выполнила обучающаяся 7 класса...

Литературно-музыкальная композиция"Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем..."

Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...

Программа Недели психологии. Тема: «Сильная семья - сильная страна»

Программа проведения недели психологии в средней школе №1 г.Нарьян-Мара. Предназначена для педагогов-психологов....

Сильная Первичка – сильный Профсоюз!

Первичная профсоюзная организация РОСПРОФЖЕЛ частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 9» п. Танхой...