Литературно-музыкальная композиция"Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем..."
классный час (11 класс) по теме

Николаева Елена Владимировна РТ

 

Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха и общественного положения. А матери были одаренными пианистками. Поэтому с ранних лет у них была тяга ко всему прекрасному – музыке, поэзии, художественному искусству. Но как по-своему распорядилась жизнями этих похожих, но столь разных людей Судьба, а чувство полета беспредельно роднило их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_suzhdeno.docx54.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем…»

Составила

Николаева Елена Владимировна зав.библиотекой МБОУ»Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь Республика Татарстан

Не суждено, чтоб сильный с сильным

соединились в мире сем.

Цель: 

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством  М.Цветаевой и Б.Пастернака.

 Задачи:

1. Показать исключительность дарования Марины Цветаевой и  Бориса Пастернака.

2. Развивать интересы обучающихся к творчеству М.Цветаевой, Б.Пастернака  и к литературе в целом.

3. Формировать у учащихся навыки выразительного чтения лирического произведения,  исследовательской работы, интеллект.

4. Воспитывать любовь к поэзии, литературе, стремление к овладению  высокими нравственными и эстетическими ценностями.

Оформление: портреты М.Цветаевой и Б.Пастернака, цветы и свечи, книжная выставка «По двум разным концам земли…»

Цитата:

«Не суждено, чтобы сильный с сильным

Соединились бы в мире сем»

1 слайд

Звучит романс на стихи  Б. Пастернака «Свеча горела …», который сопровождается танцем.

2 слайд

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

3 слайд

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенье рук, скрещенье ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

4 слайд

И воск слезами с ночника

На платье капал.

И все терялось в снежной мгле

Седой и белой

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Выходят Цветаева и Пастернак.

5 слайд

На фоне музыки читает автор: Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха и общественного положения. А матери были одаренными пианистками. Поэтому с ранних лет у них была тяга ко всему прекрасному – музыке, поэзии, художественному искусству. Но как по-своему распорядилась жизнями этих похожих, но столь разных людей Судьба, а чувство полета беспредельно роднило их.

6 слайд

Чтец:

Уход во мрак, полёт страстей,

Трагическая безысходность...

Стать понятой, родной, своей

Ей не дана была возможность.

Её несломленная стать,

И царственность, и величавость,

Любимая, жена и мать…

И боль душевная, усталость,

И крик души, и мир в душе

И кровоточащая рана,

И риск, и ураганный вихрь –

Всё это в имени – МАРИНА.

Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!

К родителям, к Отчизне, к детям,

К поэтам, к мужу… Без неё

Ей не прожить бы в мире этом…

7 слайд

Ведущий:

Историю взаимоотношений Цветаевой М. и Пастернака Б., этих двух великих русских поэтов, можно и нужно рассматривать сквозь призму их взаимной переписки. В годы войны и революции они встречались изредка и были мало знакомы.

Цветаева:

Три-четыре беглых встречи - и почти безмолвных, ибо никогда, ничего нового не хочу. - Слышала его раз с другими поэтами в Политехническом Музее. Говорил он глухо и почти все стихи забывал. Отчужденностью на эстраде явно напоминал Блока. Было впечатление мучительной сосредоточенности, хотелось - как вагон, который не идёт - подтолкнуть "Да ну же..." и так как ни одного слова так и не дошло (какая-то бормота, точно медведь просыпается) нетерпеливая мысль: "Господи, зачем так мучить себя и других!"

Ведущий:.

Пастернак, со своей стороны, также вспоминает случайность их первых встреч
Пастернак: 

На одном сборном вечере в начале революции я присутствовал на её чтении в числе других выступавших... .Я заходил к ней с каким-то поручением, говорил незначительность, выслушивал пустяки в ответ. Цветаева не доходила до меня

8 слайд

Ведущий:

С мужем у Марины Цветаевой отношения были непростыми. Их семейная жизнь состояла из встреч и расставаний. Сергей Яковлевич Эфрон был человеком одаренным. Однако, внутренняя необустроенность, его метания в поисках самого себя, безусловно, сказывалась и в первую очередь, на судьбе близких ему людей. Выходец из семьи профессиональных революционеров, вынужденный жить вдали от родителей, а затем и рано потерявший их, Сергей Яковлевич замкнулся в себе, внешне оставаясь общительным и открытым. Одиночество это разомкнула Марина. Рожденный не в свою эпоху, но до фанатизма любящий Россию, он так и не смог принести ей пользу, равно как и своей семье

Цветаева:

В его лице я рыцарству верна
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху

Ведущий:

В мае 1922 года Цветаева уехала к обретённому вновь после многолетней разлуки, мужу в Берлин.

9 слайд
Чтец: 

Что другим не нужно - несите мне:

Всё должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню.

Пламень любит легкие вещества:

Прошлогодний хворост - венки - слова...

Пламень пышет с подобной пищи!

Вы ж восстаньте - пепла чище!

10 слайд          

Цветаева:

Птица-Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю до тла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан -

Собеседницы и Наследницы!

11 слайд

Звучит романс на стихи Цветаевой «Под маской плюшевого пледа», исполнение танца

Ведущий.

По несколько дней подряд не отрывается М.Цветаева от книжки Б.Пастернака, с ней на груди просыпается по утру, восклицая:

12 слайд

Цветаева:

Ваша книга - ожог. Та - ливень, а эта - ожог: мне больно было, и я не дула. - Ну, вот, обожглась, обожглась и загорелась, - и сна нет, и дня нет. Я попала под нее, как под ливень. Световой ливень! Только Вы. Вы один. Вы - явление природы. Начинаю догадываться о какой-то вашей тайне

Чтец.

 Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

Ведущий:

В этих строчках - жажда жизни. Эти стихи не «льются, а рвутся», они врываются в наше сознание, как свежий весенний ветер.

13 слайд

Пастернак:

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

 Я ловлю в далеком отголоске

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси,

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий

И не отвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь пройти - не поле перейти.

14 слайд

Ведущий:

Отношения, завязавшиеся между Цветаевой и Пастернаком, не имели и не имеют себе подобных - они уникальны. Два человека - он и она! Равновозрастных, равномощных во врождённом и избранном поэтическом призвании, живущих бок о бок в одно и то же время, в одном и том же городе и в нём эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий!

Чтец:

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Плящущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлёт на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
М.Цветаева

15 слайд

Ведущий

Именно это стихотворение так глубоко взволновало Бориса Пастернака. В один из тяжёлых жизненных периодов Борису Леонидовичу в руки попался томик стихов «Версты» Марины Ивановны. Он с упоение начал читать её стихи – в них он нашёл утешение и понял, что вот это она, родная и понимающая!  Перед глазами тут же всплыли их мимолётные встречи, носившие шапочный характер, вспомнилось и приглашение Цветаевой к себе домой незадолго до её отъезда на ПМЖ в Берлин. Сначала Борис Леонидович хотел всё бросить и поехать в Берлин, его не страшило то, что денег только хватит на билет, ему было всё равно – лишь бы быть с ней рядом! Но разум всё же победил эмоции, и Пастернак решил написать Цветаевой письмо.

Пастернак: 

Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше - "Знаю, умру на заре!" - и был перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания...".

Ведущий:

Спустя тридцать пять лет Пастернак рассказывал об этом в своей автобиографии

16 слайд

Пастернак:

В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало. Сокращу рассуждения. Не возьму греха на душу, если скажу: за вычетом Анненского и Блока и с некоторыми ограничениями Андрея Белого, ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты вместе взятые. Там, где их словесность бессильно барахталась в мире надуманных схем и безжизненных архаизмов, Цветаева легко носилась над трудностями настоящего творчества, справлялась с его задачами играючи, с несравненным техническим блеском. Весной 1922 года, когда она была уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку её "Вёрст". Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы, кровно пережитой, не слабогрудой, круто сжатой и сгущенной, не запыхивающейся на отдельных строчках, охватывающей без обрыва ритма целые последовательности строф развитием своих периодов. Какая-то близость скрывалась за этими особенностями, быть может, общность испытанных влияний или одинаковость побудителей в формировании характера, сходная роль семьи и музыки, однородность отправных точек, целей и предпочтений. Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что я так долго прозёвывал её и так поздно узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка, особенно участившаяся в середине двадцатых годов, когда появились её "Ремесло"и в Москве стали известны в списках крупные по размаху и мысли, яркие и необычные по новизне "Поэма конца", "Поэма горы" и "Крысолов". Мы подружились.

Ведущий:

Тринадцать лет длилась эта переписка,  достигнув апогеи в 1926 году.

17 слайд

Пастернак:

Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина. Какие удивительные стихи Вы пишите! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще - Вы - возмутительно большой поэт. Я точно это знаю. О, как я Вас люблю, Марина! Так вольно, прирожденно, так обогащающе ясно. Так с руки это душе, ничего нет лучше, легче! Как хочется жизни с Вами! И, прежде всего той ее части, которая называется работой, ростом, вдохновением, познаньем.

18 слайд

Цветаева:

...Ваше признание меня, поэта, до меня доходит - я же не открещиваюсь. Вы поэт. Вы видите б у д у щ е е. Хвалу сегодняшнему дню(делу) я отношу за счет завтрашнего. Раз Вы видите - это есть, следовательно - б у д е т.
Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь моих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, т.е. не могут ещё быть  только  чувствами. Летом 26 года Борис безумно рванулся ко мне, хотел приехать – я о т в е л а: не хотела всеобщей катастрофы.

Ведущий:

Оторванной от родины Марине Цветаевой, не нашедшей общего языка с эмиграцией, письма Пастернака были нитью живых человеческих отношений, связывающих ее с Россией. В них она находила поддержку, а в его стихах отзвуки собственных чувств. Гармония душ ощущается, несмотря ни на какие расстояния

19 слайд

Чтец:

Рас-стояние: вёрсты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние:вёрсты, дали...
Нас расклеили распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассОрили -рассорИли,
Расслоили... Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: вёрсты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж - ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт.

20 слайд

Ведущий:

Более ста писем... Это удивительная история Любви, Дружбы и Содружества, отраженная в письмах, прозе, критических заметках.
1 февраля 1925 года Цветаева пишет Пастернаку

Цветаева:

Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья

Чтец

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить... И глядь — как раз —умрем

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег

Ведущий:

М.Цветаева в далекой Чехии в полутемной комнате при свете свечи читает

21 слайд

Цветаева:

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь.

У капель - тяжесть запонок

И сад слепит, как плес.

Обрызганный, закапанный

Миллионы синих слез.

Моей тоскою вынянчен

И от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней,

Забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался,

И ставень дребезжал.

Вдруг дух сырой прогорклости

По платью пробежал

Разбужен чудным перечнем

Тех прозвищ и времен,

Обводит день теперешний

Глазами анемон.

Ведущий:

В этих взаимоотношениях видится, что мир подлинной жизни Цветаевой - тот, в котором происходит слияние душ, а не тел. Этот мир создан ею и в её творчестве, эта тональность прослеживается и в её переписке с Пастернаком.
Как в поэзии, так и в жизни Марина Цветаева ставила своих героев в такие ситуации, когда любящие разъединены и не могут сойтись. Идеальный образ любимого человека для неё дороже, чем близкий, осязаемый. В то же время, не отрицая общепринятых проявлений любви, она сдирает телесную оболочку, как бы освобождая от земных уз - от оков косной материи и низкой чувственности

22 слайд

Чтец:

Любимая, безотлагательно,,
Не дав заре с пути рассесться,
Ответь чем свет с его подателем
О ходе твоего процесса.
И если это только мыслимо,
Поторопи зарю, а лень ей, -
Воспользуйся при этом высланным
Курьером умоисступленья.
Дождь, верно, первым выйдет из лесу
И выспросит, где тор, где топко.
Другой ему вдогонку вызвался,
И это - под его диктовку.
Наверно, бурю безрассудств его
Сдадут деревья в руки из рук,
Моя ж рука давно отсутствует:
Под ней жилой кирпичный призрак.
Я не бывал на тех урочищах,
Она ж ведёт себя, как прадед,
И, знаменьем сложась пророчащим, -
Тот дом по голой кровле гладит.

Пастернак:

Успокойся, моя безмерно любимая, я тебя люблю совершенно безумно... Сегодня ты в таком испуге, что обидела меня. О, брось, ты ничем, ничем меня не обижала. Ты не обидела бы, а уничтожила меня только в одном случае. Если бы когда-нибудь ты перестала быть мне тем высоким захватывающим другом, какой мне дан в тебе судьбой
Цветаева:

Недавно у меня был чудный день, весь во имя твое. Не расставалась до позднего часа. Не верь «холодкам». Между тобой и мною такой сквозняк. Как я тебя понимаю в страхе слов уже искажаемых жизнью, уже двусмысленных!

23 слайд

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.

Вы надо мною, как большая тень,

Как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час

Все началось - и кончилось без Вас.

Пастернак:

Любимая - жуть! Когда любит поэт.

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет

Как во времена ископаемых!

Давай ронять слова,

Как сад - янтарь и цедру,

Рассеянно и щедро,

Едва, едва, едва.

24 слайд

Звучит романс на стихи Цветаевой «Любовь – обманная страна», танец

Ведущий:

 ...Всё, что было создано ею в двадцатые годы и начале тридцатых, в пору её творческой зрелости и щедрости, кем бы и чем бы ни вдохновлялось это созданное, - всё это, от сердца к сердцу, было направлено, нацелено на Пастернака, фокусировано на него, обращено к нему, как молитва.
Цветаева:

Когда мне плохо - думаю о Вас,

Когда блаженно - это тоже Вы,

Как музыка слетающей листвы,

Как поезд из тумана - в верный час.

Пусть длится этот сон всю жизнь,

Но есть одна примета сна - пройдет,

Вы навсегда извечный оборот

На Вас, и страсти не избыть.

Я перестала Ваших писем ждать,

Но каждый день и каждый жизни миг

Вы - цель моя, трепещущий родник.

Так было, есть и вечно будет так.

Пастернак:

С тобою - в пятое время года,

Где райский сад и зелёные сосны,

Где в щедрости так откровенна природа -

Там сразу луна и солнце, и звезды...

С тобою - в блаженное чувство шестое,

В лазурное море - в Любовь и Доверье...

Пусть нас осторожность сторонкой обходит-

Здесь настежь распахнуты светлые двери.

Мы встретимся там, где все три измеренья

Покажутся древним письмом полустертым,

Где вечность и годы, часы и мгновенья -

С тобой только мы в измеренье четвёртом.

С тобой никогда не узнаю покоя -

С тобою - в бездонное небо седьмое...

25 слайд

Ведущий:

М.Цветаева и Б.Пастернак были оторваны друг от друга волею судьбы. Горечь разлуки, мечта о свидании - эти мысли пронизывают все стихи, которые они посвящали друг другу.

Пастернак:

Засыпает снег дороги,

Завалит скаты крыш.

Пойду размять я ноги:

За дверью ты стоишь.

Одна в пальто осеннем,

Без шляпы, без калош.

Ты борешься с волненьем

И мокрый снег жуешь.

Деревья и ограды

Уходят в даль, во мглу

Одна средь снегопада

 Стоишь ты на углу.

Течет вода с косынки

За рукава в обшлаг,

И каплями росинки

 Сверкают в волосах.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска

Но кто мы и откуда,

Когда от всех тех лет

Остались пересуды,

А нас на свете нет?

26 слайд

Ведущий:

Встреча Цветаевой и Пастернака, которая должна была произойти в 1926 году, случилась лишь в 1935-м. 21 июня 1935 года в Париже открылся антифашистский Международный конгресс писателей в защиту культуры. В составе советской делегации литераторов был Пастернак. На конгрессе он появился на четвертый день. Это был триумф Пастернака - зал встал и стоя приветствовал его рукоплесканиями. Цветаева же приходила на конгресс как добровольный зритель. И вот через 13 лет после первого письма они встретились. "Я не люблю встреч в жизни: сшибаются лбом", - написала Цветаева еще в 1922 году. И еще: "Не суждено, чтоб сильный с сильным..." Произошло ни то ни другое: просто - невстреча: Но ни ему, ни ей это уже было не нужно. Вместо страстных поцелуев они пили чай и вяло рассуждали о литературе и музыке. Марина Ивановна спрашивала его мнения – стоит ли ей возвращаться в СССР, но Борис Леонидович боялся дать совет и лишь всячески старался перевести тему разговора в иное русло. Ни он, ни она даже представить себе не могли, как сложится их судьба спустя несколько лет. Пастернака ждали бесславные годы лишений и испытаний, Цветаеву – аресты близких людей и петля в Елабуге.

Чтец:.

Так встречи ждать, а вышла вдруг невстреча,

Нежданная, негаданная, так...

Среди писателей всемирного конгресса

Мой брат заоблачный, с тобою, Пастернак.

Ты здесь в чести: великий лирик века -

В журналах фото и газет хвала...

А я в сиянье твоего успеха

Лишь родственницей бедною была.

О прозе, о поэзии - все мимо -

Подавленности тягостной печать.

У всех невстреч закон неумолимый -

Друг другу людям не дано понять!

Ведущий:

Это была настоящая дружба, подлинное содружество и истинная любовь, и письма, вместившие их, являют собой не только подробную и настежь распахнутую историю отношений, дел, дней самих писавших, но и автопортреты их, без прикрас и искажений.

Ведущий:

 Пастернак, спустя годы после гибели М.Цветаевой, так и не мог поверить, что ее больше нет, потому что душой она оставалась с ним рядом до его самого последнего вздоха.

27 слайд

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей

Как скопидомной миллионершей

Средь голодающих сестер.

Что делать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть

В молчанье твоего укора

Упрек невысказанный есть

Всегда загадочны утраты.

В бесплодных розысках в ответ

Я мучаюсь без результата:

У смерти очертаний нет.

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на нас не подвели.

Так писем не ждут,
Так ждут письма.
Тряпичный лоскут
Вокруг тесьма
Из клея. Внутри - словцо,
И счастье. - И это - всё.
Так счастья не ждут,
Так ждут конца:
Солдатский салют
И в грудь - свинца
Три дольки. В глазах красно.
И только. - И это - всё.
Не счастья - стара!
Цвет - ветер сдул!
Квадрата двора
И чёрных дул.
(Квадрата письма:
Чернил и чар!)
Для смертного сна
Никто не стар!
Квадрата письма

Ведущий:

Эпистолярный роман Бориса Леонидовича Пастернака и Марины Ивановны Цветаевой давно канули в прошлое, но остались произведения, рожденные этими мгновениями.
Не в этом ли и есть великая сила Любви?!!!....

28 слайд
Звучит романс «Очарована – околдована», исполнение танца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сильные духом , крепче стены."

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Сильные духом крепче стены», посвященной Битве подМосквой, героям- Панфиловцам.Лазарева Анна Викторовна – педагог дополнительного образования, руководит...

Литературно-музыкальная композиция "Память сильнее времени"

Цель:  1. Способствовать воспитанию патриотических чувств учеников. 2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за ...

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция в 9-11 классах "Иди за ним! И факел, им зажженный, раздуй сильней и всюду им свети"

Литературно-музыкальноке мероприятие разработано в канун празднования 165-ой годовщины содня рождения Коста Хетагурова и 205-ой годовщины со дня рождения М.Ю.Лермонтова....