Календарно-обрядовые песни
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Технологическая карта урока-посиделок для 6 класса по литературе по теме "Календарно-обрядовые песни" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_6_klass.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Литература

Класс

6

Тип урока

Урок-посиделки

Технология построения урока

проблемно-диалогическая (элементы), элементы ТКМЧП

Тема

Календарно – обрядовый фольклор

Цель

Обучающиеся обыгрывают календарно-обрядовые песни

Планируемый результат

Предметные умения

-знать термин календарно-обрядовый фольклор;

- уметь различать произведения жанров фольклора;

- уметь работать со справочной литературой;

- уметь строить высказывание на заданную тему;

- уметь строить публичное выступление;

- уметь использовать в речи и на письме календарно-обрядовые песни;

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в календарно-обрядовом фольклоре;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Учебник литературы 6 класс, под ред. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др.

Аудиозаписи календарно-обрядовых песен в народном исполнении

Репродукции картин: А. Пластов «Сенокос», «Жатва»,Б. Кустодиев»Хороврд», иллюстрация В.Королькова к произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Межпредметные связи

Музыка, история, изо  


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Приветствие

Здравствуйте те, красны девицы и добры молодцы! Рада Вас всех видеть!

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Актуализация опорных знаний

5

Мы сегодня с вами окажемся на посиделках.

А что делали на посиделках?  

Как же назывались эти песни?

А скажите, ребята, обрядовые песни, по своей природе к какому жанру относятся?

Да, действительно, обрядовые песни создавались и исполнялись народом, люди считали, что они обладали некой магией.

Обучающиеся отвечают, что пели песни.  

Обучающиеся отвечают, что это обрядовые песни.

Ответ обучающихся: к фольклору.

Постановка  учебной проблемы

2

Ребята, мы сегодня отправимся во времена далёкие, во времена Руси-матушки. Поговорим о нашей истории, вспомним народные обрядовые песни.

А все ли песни вы знаете?

Таким образом, чем мы сегодня займёмся?

 

Обучающиеся выдвигают цели.

Нет, не со всеми песнями знакомы.

Будем знакомиться с календарно-обрядовыми песнями.

 Формулирование проблемы, планирование

2

Ребята, перед вами на столах лежат таблицы – это наши маршрутные листы, которые мы в течение урока будем заполнять.

Работать мы будем в группах, на которые вы были поделены. Дома каждая группа, используя интернет и  справочную литературу, подготовила своё выступление.

 1 группа - «Колядки», 2 группа- «Масленичные песни», 3 группа- «Веснянки», 4 группа «Летние песни», 5 группа – «Осенние песни».

Задача  для каждой группы – найти и представить классу информацию о том или ином обряде, исполнить обрядовую песню.  

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Ребята распределяют роли.

Задачи фиксируются.

Применение нового знания

25

Выполнение  заданий.

Ребята, после каждого выступления мы будем обращать к таблице, которая лежит перед вами. В пяти колонках мы будем писать название обрядовой песни, а во второй и третье строке настроение и цель данной песни.

Календарный год начинает с зимы. А какой главный зимний праздник мы отмечаем в это время года?

А какие песни пели на рождество, нам  расскажет первая группа.

Обсуждение результатов

1 группа рассказывает о колядках, исполняя одну из них, показывает обряд с угощением ряженых.

Ребята, колядки по своему настроению были какие? Давайте для этого прослушаем народное исполнение таких песен.

Правильно, вносим ваш ответ в таблицу.

А для чего они исполнялись?

После этого долгую и холодную зиму нужно проводить. А на какой праздник это делали?

2 группа представляет сообщение о масленичных песнях, исполняя одну из них, показывает обряд уничтожения чучела.

А давайте подумаем, Масленичные песни, какие по интонации?

Правильно, ребята. А их пели с какой целью?

, знакомство с названиями дней на масленичной неделе

3 группа выступает с сообщением о веснянках, исполняя одну из них

4 группа рассказ о летних песнях, обряд украшения берёзки

5 группа рассказ об осенних песнях, а также исполнение жнивной песни

- Ребята, мы узнали, что каждая календарно-обрядовая песня особенна по-своему, в каждой песни свой магический смысл. Люди верили в волшебство этих песен и старались не нарушать обряда.

Умение увидеть разницу в обрядовых песнях  помогает нам различать песни, находить скрытый в них смысл.

Подготовка устного выступления,

Выступление перед одноклассниками

Прослушивание обрядовых песен

Заполнение таблицы

Обучающиеся отвечают: Рождество.

Обучающиеся отвечают: весёлые.

Обучающиеся отвечают: для пожелания здоровья, удачи и благополучия.

Обучающиеся отвечаю, на Масленницу.

Обучающиеся отвечают: задорные, смешные.

Обучающиеся отвечают: чтобы скорее проводить зиму. 

Рефлексия учебной деятельности

5

Ребята на столах у вас лежат листы, на которых расписана масленичная неделя. А как выдумаете, для чего нужно было соблюдать каждый день такое «расписание»?

Всё верно вы говорите. Молодцы!

Проводив зиму, нужно было встречать и даже звать следующее время года.

3 группа выступает с сообщением о веснянках, исполняя одну из них.

Ребята, давайте теперь прослушаем народное исполнение весенних песен.

Что вы скажете об их настроении?

Правильно, записали себе в таблицу.

А кто вспомнит, как ещё называли такие песни и почему?

А почему так ждали весну?

Значит, какой вывод сделаем, что запишем в третью строку о веснянках, для чего они?

4 группа рассказ о летних песнях, обряд украшения берёзки.

Записываем название четвёртой колонки: летние песни.

Давайте прослушаем две песни в народном исполнении и их определим настроение. (прослушивание аудиозаписи)

 А для чего они исполнялись?

 Всё верно ребята, записываем ваше версии в таблицу. Но лето, к сожалению, заканчивалось, и наступала тяжёлая осенняя пора, а почему она была трудна для крестьян, нам расскажет 5 группа.

5 группа рассказ об осенних песнях, а также исполнение жнивной песни.

 Ребята, прежде чем мы напишем характеристику этой песне давайте её сначала прослушаем. (прослушиваем аудиозапись).

 Итак, а теперь записываем название столбца. Какая это песня, кроме того, что она осенняя, как её ещё называли?

Правильно вы заметили такой грустный настрой. А почему?

Всё верно. А посмотрите теперь на картины А. Пластова «Сенокос», «Жатва». Выражения лиц крестьян показывают, что они изнурены работой, устали, но не смотря на это, не забывают про свою обрядовую песню, чтобы земля на следующий год была ещё плодороднее, чем сейчас. Ведь земля кормила народ, поэтому трудиться надо было хорошо.

Мы с вами заполнили всю таблицу и прошли через целый годовой цикл.

 

Ребята, а какие песни для вас оказались самыми весёлыми?

А кто мне ответит, когда мы поём жнивные песни?

А какая песня пелась на праздник Троицы?

Ребята, а какой весёлый праздничный обряд у нас сохранился и сейчас?

Всё верно вы говорите, молодцы!

-Что вас удивило на уроке?

У вас на столах лежат солнышки. Кому понравилась работа в группах, и кто удовлетворён этой работой?  Кто считает, что с предложенной работой справился? Поднимите солнышки.

Выставление оценок.

Домашнее задание на выбор: стр. 15 (чтение пословиц и поговорок, раскрыть их смысл); или вы можете, выбрать одну из народных мудростей и, используя её, составить рассказ с иллюстрацией выбранной вами пословицы или поговорки.

Спасибо всем за урок. До свидания.

Ответы обучающихся: всё это соблюдали для того, чтобы не нарушить обряд, потому что люди верили, что он обладает магией, и если всё делать правильно, то весь год будет сопутствовать удача.

Обучающиеся отвечают, что это тоже весёлые песни

Ответы обучающихся: такие песни ещё называли веснянками – по названию времени года, а также закличками, чтобы закликать (позвать) к себе весну.

Ответы обучающихся: весна приносила с собой всё новое, обновлённую и только расцветающую природу.

Ответы обучающихся: для зазывания весны, для скорейшего её прихода.

Обучающиеся делают вывод, что данные песни лиричные и мелодичные, спокойные.

Ответы обучающихся: для встречи лета, для украшения берёз на праздник Троицы.

Ответы обучающихся: жнивная песня, это самая грустная песня.

Ответы обучающихся: эти песни грустные, потому что скоро наступит холодная и вьюжная зима.

Ответы обучающихся: колядки или заклички

Ответы обучающихся: во время сбора урожая, осенью.

Ответы обучающихся: летние песни

Ответы обучающихся: масленичный обряд, со своими играми, хороводами, песнями и сжиганием чучела.

Ответы обучающихся: костюмы, услышанные песни, сами обряды.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Своя игра» по теме «Календарно-обрядовые песни"

Размер презентации 10 мб, поэтому даю ссылку на сайт, где можно скачать данную презентацию. Ссылка: http://www.uchportal.ru/load/262-1-0-28570   http://www.uchportal.ru/load/262-1-0-2...

УНТ. Календарно-обрядовые песни

Презентация к уроку по устному народному творчеству  в 6 классе....

Своя игра по литературе на тему "Календарно-обрядовые песни"

Данная презентация построена в виде заданий телевизионной игры "Своя игра" и  посвящена календарно-обрядовым  песням.  Её можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях в 5- 6 ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...