Конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы. 7 класс.

Тема «Сравнительный анализ героев рассказа Л.Н.Толстого   «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина»

Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Задачи: формировать умения и навыки сравнительной характеристики персонажей для более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; воспитывать духовно-нравственную личность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки, портрет Толстого.

- слайд 1

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

- слайд 2

        Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые годы прошлого века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.

- слайд 3

        Л.Н.Толстой определил жанр произведения - «рассказ-быль». Что означает слово «быль?» (Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии)

- слайд 4

        Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)

- слайды 5 - 13

  • Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю. С широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)
  • Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)
  • Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)
  • Кто из героев рассказа «достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?»  (Абдула)
  • Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)
  • Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)

- слайд 14

3. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса.  Слайд 14

- Почему  рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?»  (Дети выдвигают предположения)

- Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнивать героев)

- Что значит сравнивать героев художественного произведения?

  • Находить общее и отличительное. Понаблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратить внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения.  
  • Мы будем заполнять  алгоритм сравнительной характеристики на карточках по нескольким параметрам.

4. Систематизация знаний. Работа с текстом. 

- слайд 15

- Что общего у героев?

  • Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

- В представлении окружающих офицеры русской армии должны иметь военную выправку - выглядеть подтянутыми, стройными, быть  мужественными. Как выглядят Жилин и Костылин? Найдите портрет героев.

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

 Жилин: «…невелик ростом, а удал был».

(Заполнение строчки таблицы)

- Какое отношение к Жилину и Костылину возникло у читателя? Почему?

  • Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера.  Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая  у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор  говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество. Недаром придумал народ пословицы о людях неброских, но духовно сильных: «Мал, да удал; мал золотник, да дорог».

Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

- Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте.   (Заполнение строчки таблицы)

  • Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»
  • Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги…

 а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»

  • А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

-  Почему у Костылина нет внутреннего монолога?

  • Автор обращает внимание на отношение Жилина к лошади. Он любит её, видит в ней близкого друга, жалеет, называет её доброй, матушкой, сердечной. Жилин не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин же не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого, поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу», ожаривает лошадь». Такое поведение вызывает неодобрительную оценку читателей.

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

- Понаблюдаем за поведением героев,  как  Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

  • Пленение Жилина и Костылина;
  • Выкуп;
  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;
  • Первый и второй побег из плена;

- слайд 16  - Постепенно заполняем таблицу.

- Рассмотрим эпизод  «Жилин и Костылин в пути». Сравните поведение героев.

1) В чём  заключалась опасность пути?

- слайд 17  

        1.На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.


2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?

- слайд 18  

        2. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.


3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

  • Жилин: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»
  • Костылин: «Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми»

3. Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на  себя и силу лошади. Ведёт себя как настоящий офицер.  Перед тем, как ехать в ущелье, предлагает Костылину подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Костылин на предложение Жилина поостеречься,  отвечает: «Что смотреть? Поедем вперед». Костылин руководствуется своими прихотями, а не знанием положения.

- слайд №19 

  «Пленение Жилина и Костылина»  Перескажите, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте словесную картину.

- Почему Толстой описывает подробно сцену пленения Жилина, а о том, как  Костылин попал к татарам, мы узнаём позже, Костылин рассказывает об этом Жилину уже в плену?

  • Толстой восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Предполагает, спасение возможно, если бы не ранение лошади: «…навалилась Жилину на ногу». Примечательно, что только пятеро татар смогли скрутить Жилина, да и то уже бывшего в беспамятстве.
  • Пленение Костылина Толстой представляет читателю одной строкой: «Костылин рассказал, что лошадь под ним стала, и ружье осеклось, и что этот самый Абдул нагнал его и взял». Ни слова о военной доблести.

Делаем вывод: Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает храбрость и мужество одного, трусость и слабость духа другого. Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья и не оказывает взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

- слайд №20

- Прочитайте выразительно сцену требования выкупа. Почему Костылин просит прислать  за  него  выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

  • Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Он смелый, не боится татар и их угроз: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»
  • Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

 Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев.

- слайды 21-22 (Заполнение таблицы)

        Проанализируем  поведение героев в других эпизодах рассказа, отметим, какие черты характера героев проявились, сравним. (Карточки с вопросами).

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)

1. Занятия героев.

- слайд 23

- слайд 24  Вывод

- слайд 25

  • Подготовка и первый побег из плена; (4 -5 главы)

- слайд 26-27

О втором побеге нам напомнит ........    (чтение с карточки) (6 глава)

- слайды 28-30

                                                              Карточки

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был.   …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную  карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

Жилин предлагает Костылину бежать вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь, хотя главный герой знает, что на Костылина надеяться нельзя.

Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища.

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.    

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит:  «Мы его боимся, а он нас боится».  Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин род стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху»                     Как закричит Костылин:                           — Ой, больно!                           Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину:                                    — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят — казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:                                                                                                                  — Братцы! Братцы! Братцы!                                                                                                                      И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

- слайд 31

- Почему побег не удался?

- слайд 32

-Говорящие фамилии героев

- слайд 33

- Говорящие фамилии героев.

        Работа с пословицами.   Какие из них можно отнести к Жилину, какие к Костылину?

 

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В характере Жилина  - сильная воля, мужество, храбрость. Во всём Жилин проявляет смекалку и  находчивость. Татары называют его джигитом. Герой не озлобляется, мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию своей смелостью, великодушием, мастерством, умением чувствовать чужую боль, приходить на помощь при любых ситуациях. Он ценит слово офицера, способен на великодушный поступок. Жилин любит и понимает природу.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный»

Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим –  это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики.

6.  Работа с литературоведческим понятием.

- Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером. Другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Герои противопоставлены друг другу. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

- Зачем Толстой противопоставляет героев?

  • Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Хотя можно отметить динамику, пусть слабую, но появившуюся  в поведении Костылина. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к родным, Жилину.  Во время первого побега в минуту опасности он предлагает Жилину спасаться одному: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.

7. Решение проблемного вопроса

- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

- слайд 34

  • Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он  добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
    Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

8.Обобщение

-Как вы поняли, что значит сравнивать героев художественного произведения?

  • Найти общее и отличительное. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях.
  •  Отметить динамику развития образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.

9. Домашнее задание.

Согласны ли Вы с мнением, что  Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

Подготовить для пересказа характеристики героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....