ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
статья по литературе на тему

Лаврентьева Юлия Владимировна

В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко анализируются особенности текстов подобного характера, предлагаются варианты организации подготовительной работы учащихся к созданию сочинений такого плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhanry_1.docx84.31 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврентьева Ю. В.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный  

педагогический институт  им. М. Е. Евсевьева» (Саранск)

yu.lavrentieva2016@yandex.ru,

Рогачев В. И.

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный  

педагогический институт  им. М. Е. Евсевьева» (Саранск),

rogachev-v@bk.ru

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация: В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко анализируются особенности текстов подобного характера, предлагаются варианты организации подготовительной работы учащихся к созданию сочинений такого плана.

Ключевые слова: сочинение, нетрадиционные жанры, литературный блог, литературный форум, статья в Википедию, страница веб-сайта.

Lavrent'ev, Yu. V.

To the undergraduate 2 courses of the

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Rogachev V. I. 

doctor of Philology, Professor in the

Department of literature and methods of teaching literature

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Abstract: the article presents several varieties of non-traditional genres, school essays in literature, tailored to relevant to modern students in the environment of virtual communication. Briefly discusses the features of texts of this nature provides you with the organization of the preparatory work of students to create works of such a plan.

Key words: compositions, non-traditional genres, literary blog, literary forum, an article in the Wikipedia page of the web site.

LEARNING TECHNOLOGY WORKS NON-TRADITIONAL GENRES IN LITERATURE CLASSES IN THE MODERN

SOCIO-CULTURAL CONTEXT

Лаврентьева Ю. В.,

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Технологии обучения сочинениям нетрадиционных жанров

на уроках литературы в современном социокультурном контексте

Современное школьное литературное образование характеризуется широким внедрением различных инновационных подходов и созданных на их основе педагогических технологий работы с литературным материалом, призванных повысить интерес учащихся к процессу чтения и изучения художественных произведений и сопутствующей им научной и критической литературы. Между тем преподавание литературы в современной школе продолжает оставаться проблемным полем для учителя-словесника и прежде всего ввиду того, что читательская активность учеников от года к году заметно снижается. Из многочисленных исследований данного вопроса, предпринятых учеными-методистами и учителями-практиками, становится очевидным, что причины данного процесса кроются в отсутствии четкой и понятной учащимся мотивации чтения и изучения так называемых «программных» текстов, обращение к которым им представляется неоправданным, ненужным, поскольку темы и идеи, разрабатываемые в них, кажутся неактуальными, устаревшими по отношению к современной действительности. В результате такой наивно-обывательский подход, демонстрируемый современными учащимися к классической литературе и литературе последних десятилетий, ведет не только к сужению читательских интересов и смещению их в сторону, далекую от содержания современных школьных программ (в область детективов или фэнтези), но и к снижению интереса к творческой работе на их основе, в частности к работе над сочинениями по прочитанному и разобранному произведению. Это заставляет многих педагогов искать новые принципы организации письменной деятельности учащихся в форме сочинения, широко применять не только традиционные жанры сочинений, но и инновационные, которых в современной методике обучения литературе описано достаточно много. Новейшие же поиски связаны с учетом актуальной для учащихся ситуации общения (и прежде всего общения в Сети Интернет), отражающие стремление приблизить письменную деятельность учеников на уроках литературы к их повседневной жизни, сократить таким образом весьма существенный сегодня разрыв между тем, как они хотят изучать литературу, и тем, какие формы ее изучения и творческой интерпретации представлены и регламентированы в современной методике преподавания предмета.

Наша методическая идея заключается в признании необходимости включения в методические системы изучения художественных текстов на уроках литературы нетрадиционных жанров сочинения, ориентированных на ситуации виртуального общения, весьма популярного у современных учащихся, знакомого и интересного им, учета, таким образом, современного социокультурного контекста обучения литературе в целом. Виртуальное общение как один из наиболее существенных социокультурных факторов развития речевой среды современных учащихся уже на протяжении более двух десятков лет сохраняет статус динамично изменяющегося вида дискурса с ярко выраженной ориентацией на интересы пользователей среднего и старшего школьного возраста, которые составляют широко представленную в нем возрастную категорию. Более того, легко закрепляющиеся здесь креативные находки отдельных коммуникантов с относительно большой скоростью получают дальнейшее распространение, определяя в конечном итоге речевую моду общения в Сети. Таким образом, динамично развивающийся и отражающий коммуникативные потребности различных возрастных категорий пользователей Интернет-дискурс рассматривается нами как весьма эффективное и продуктивное средство развития речевых способностей учащихся в творческой интерпретации прочитанного и проанализированного ранее литературного материала, предусмотренной работой над сочинением.

Интернет-дискурс может предложить современному учителю целый комплекс специфических речевых жанров, ориентированных на определенные модели виртуального общения, которые в методике обучения литературе становятся нетрадиционными жанрами сочинений. Среди них особого внимания заслуживают:

1. Жанр литературного блога, предусматривающий развернутое высказывание учащегося на литературную тему, отличающееся актуальностью (злободневностью), дискуссионностью, проблемностью, наличием четко выраженной авторской позиции, аргументированностью, оценочностью, выразительностью языка. Общение на страницах онлайн-блога может подразумевать ответную реакцию других пользователей Сети – читателей (гостей) блога, дополняющих изначальное (первичное) высказывание автора своими комментариями, уточнениями, дополнениями, нередко дискуссионного характера. Иными словами, жанр блога – это дискуссионный жанр, построенный на диалоговой основе, и эти характеристики, параметры общения должны соблюдать и сами учащиеся в процессе осмысления собственной литературной темы / проблемы, представляющейся им актуальной, или темы / проблемы, предложенной учителем; при этом такое сочинение может писаться как от лица ученика, так и от лица известных литературных блогеров, что в последнем случае накладывает дополнительные обязательства на сохранение стилевых и стилистических доминант виртуального общения того человека, которому должен «подражать» автор. Еще одной разновидностью жанра литературного блога является высказывание от лица литературного героя, например:

– блог Григория Печорина (проблемы молодежи); комментаторы – Евгений Онегин, Дмитрий Рудин, Евгений Базаров;

– блог Наташи Ростовой (проблемы семьи, материнства); комментаторы – Элен Курагина, Анна Каренина, Васса Железнова;

– блог Раневской («Вишневый сад») (проблемы культуры, эстетического развития молодежи); комментаторы – Евгений Базаров, Алеша Карамазов;

– блог Катерины Кабановой (проблемы любви); комментаторы – Эмма Бовари, Анна Каренина, Татьяна Ларина и др.

Круг таких тем и проблем, а также выбор героев безграничен, но должен при этом учитывать читательский опыт старшеклассников, не отклоняться от школьной программы.

2. Жанр литературного форума, близкий жанру блога, но имеющий при этом и свои уникальные характеристики. Отличие литературного форума от блога заключается прежде всего в отсутствии четко обозначенного автора первичного высказывания, которое выполняет роль речевого стимула к созданию дискуссии, где участие могут принять совершенно разные люди, интересующиеся заявленной темой. Обязательным условием первичного высказывания должна стать заключенная в нем проблемность, относящаяся к области классической или современной литературы, которая затем обсуждается другими пользователями Сети, благодаря чему возникает подчеркнутая дискуссионность, речевая пестрота сочинения в данном жанре. В результате жанр литературного форума представляет собой цепочку высказываний различных лиц (возможно, литературных героев, ученых-литературоведов, близких друзей известных поэтов, писателей и драматургов и др.), объединенных общей темой и содержащих актуальные размышления по ней, отражающие при этом индивидуальность каждого «персонажа». Примером жанра литературного форума могут стать следующие высказывания учащихся:

«Друзья! С удивлением замечаю, что в последнее время в специализированных книжных магазинах и собственно везде, где есть прилавки с книгами, все большим спросом начинают пользоваться произведения наших классиков. Так ли это? И с чем это может быть связано? Поделитесь своими размышлениями по этому поводу.

Я тоже нередко становлюсь невольным очевидцем подобной картины. Связываю это с резким падением уровня и качества современной литературы, создаваемой пишущей братией. Народ же русский, как известно, – одна из самых читающих наций. Так что совершенно неудивителен тот факт, что мы стремится к лучшему, качественному чтению (филолог, 32 года);

А я часто покупаю такие произведения, потому что мы их изучаем в школе. Интернет-варианты и библиотечные книги не люблю, предпочитаю «свое», тем более, что хорошую, запоминающуюся «вещь» не грех перечитать и еще раз, когда поблекнут первые впечатления и захочется освежить в памяти интересный сюжет и самобытных героев (ученик 11 класса)».

3. Жанр статьи в Википедию, который от двух предыдущих отличается менее выраженным творческим началом, но характеризуется при этом усиленной литературно-критической составляющей. Сочинение в жанре «статья в Википедию» подразумевает лаконичную характеристику того или иного литературного явления, факта, персоналии, произведения с опорой на учебную, научную литературу, а также на материалы изданий энциклопедического характера. Иными словами, перед учащимися ставится задача создать энциклопедическую статью, не повторяющую при этом аналогичные тексты известных изданий, с соблюдением всей структуры статьи в Википедию (имя, фамилия, отчество автора, его литературный псевдоним (если есть) / название литературного произведения / направления, течения, школы, краткая характеристика; происхождение, биография / история создания; внешность, личная жизнь / источники творчества; общая характеристика литературной деятельности / общая характеристика темы, идеи, проблемы, сюжета, композиции, образов главных героев, стиля; отражение в культуре (в музыке, театре, кино, литературе); памятники; справочная литература; ссылки). 

Что касается стилистического оформления сочинения в данном жанре, то от учеников требуется соблюдение подчеркнуто объективного тона изложения, отсутствие оценочности, акцент на информативной насыщенности текста, подчиненности его основной коммуникативной установке – дать предельно сжатое, но при этом полное, исчерпывающее описание объекта и предмета речи.

4. Во многом схожий с жанром «статья в Википедию» жанр веб-страницы к сайту по творчеству писателя. В самом простом и доступном для учащихся варианте это «заглавная» страница сайта, кратко рассказывающая о литературных достижениях поэта, писателя, драматурга, литературного критика и т. д. Объективный тон изложения и установка на создание исчерпывающей характеристики здесь сохраняются, однако коммуникативные задачи автора могут осложняться элементами публицистики, речевой экспрессии – ведь для него важно еще и заинтересовать читателя, чтобы тот продолжил свое «путешествие» по представляемому данной веб-страницей информационному порталу.

Если подготовительная работа к сочинению в любом из выше рассмотренных жанров предусматривает анализ образцовых текстов с точки зрения их языкового наполнения, стилистики и структуры, то в последнем случае не меньшую важность представляет и знакомство с самим сайтом, для которого готовится данная «веб-страница». Классическим вариантом такого сайта может стать электронная литературная энциклопедия, посвященная жизни и творчеству того или иного автора («Лермонтовская энциклопедия», «Булгаковская энциклопедия», «Шолоховская энциклопедия» и т. д.), что ценно еще и в образовательном отношении. Кроме того, работа над любым из выше упомянутых жанров не исключает и использования в тексте мультимедийных элементов – неотъемлемой черты Интернет-дискурса, что будет способствовать усилению творческого начала в работе над сочинениями такого плана.

Итак, работа над сочинением в рамках литературного образования современных учащихся не должна исключать социокультурного контекста их развития, одним из наиболее существенных факторов которого сегодня является виртуальное общение, Интернет-дискурс с новыми для методики школьного преподавания литературы речевыми жанрами, что требует их осмысления в учебно-методическом аспекте, включения их в процесс литературного обучения старшеклассников в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинениям разных жанров

Презентация содержит опыт работы по развитию речи...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.

В данной статье авто старалась дать описание работы на уроках развития речи по написанию интервью и репортаж....

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

«Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».            Цель курса:-расширение и...

Факультатив "Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров"

Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров...