«Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».
консультация по русскому языку (9 класс)

Волкова Елена Николаевна

  ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».

            Цель курса:

-расширение и углубление знаний, которые учащиеся получают на уроках развития речи,

-совершенствование коммуникативной компетенции учащихся,

-пробуждение интереса к самостоятельному литературному творчеству,

 -обучение многоаспектному анализу языковых и речевых явлений;

-формирование индивидуального стиля речи;

-расширение лингвистического кругозора;

-воспитание языкового чутья и вкуса, способности интегрировать полученные знания на внутри- и межпредметном уровнях, в общественно- практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».

        Цель курса:

-расширение и углубление знаний, которые учащиеся получают на уроках развития речи,

-совершенствование коммуникативной компетенции учащихся,

-пробуждение интереса к самостоятельному литературному творчеству,

 -обучение многоаспектному анализу языковых и речевых явлений;

-формирование индивидуального стиля речи;

-расширение лингвистического кругозора;

-воспитание языкового чутья и вкуса, способности интегрировать полученные знания на внутри- и межпредметном уровнях, в общественно- практической деятельности.

Курс предназначен для учащихся 8-9 классов.

34 учебных часа.

1-2. «В глубь текста»

       Содержательное, языковое и речевое единство текста. Тема, идея, объём и характер привлекаемого материала. Микротема. Название текста как первый шаг  к его пониманию.

Роль эпиграфа в раскрытии содержания и главной мысли текста. Ключевые слова.

Глобальное, детальное и критическое восприятие текста.

Практикум: Определение темы, идеи предложенных текстов, придумывание заглавий или объяснение заглавий,  выбранных автором.

Создание своего текста на основе любого варианта-заглавия.

3-4. «Архитектура текста»

 Композиционные особенности текста. Типы речи и их соответствие выбранной теме и жанру. Простой и сложный план. Тезисы и конспект. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление. Литературные «заготовки»

Практикум: Типологический анализ предложенных текстов, создание структурных схем, подбор слов-«конструкторов», используемых в качестве средств связи в текстах определённого типа. «Сжимание» текста. Редактирование текста на предмет предупреждения логико- композиционных ошибок в сочинениях.

5-6. « Магия слов»

Языковое оформление сочинения. Основные средства связи предложений в тексте (лексические повторы, местоименная замена, синонимы, антонимы, местоимённые наречия, вводные слова, синтаксический параллелизм). Синтаксические конструкции и их роль в тексте. Звуковая организация текста. «Говорящие» морфемы. Тайны лексики. Изобразительно-выразительные средства языка («чувствительные» слова).

Практикум. Творческие задания, развивающие оригинальность мышления, нешаблонность речевого оформления.

Сочинения-этюды.

7. «В каком стиле писать изволите?»

Стилистика как наука, позволяющая выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами. Язык разговорный и литературный. Характерные особенности  разговорного, научного, официально-делового, публицистического стилей речи. Стиль художественной литературы.

Практикум: определение стилевой принадлежности текстов.

«Перевод» сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» в различные стилевые пласты.

8-12.Жанры разговорного стиля.

8.1. «Я к вам пишу…»  Эпистолярный жанр как труд души. Классификация писем. Переписка дружеская и деловая. Личная переписка. Основные компоненты письма. Искусство эпистолярия(стилевые особенности личных писем). Этикет личного письма.

Практикум. Учимся писать письма. Анализ опыта переписки.

8.2. «Загляни в себя…»  Личный дневник как многотрудный роман «о себе ежедневном». Специфика дневниковой записи.

Практикум. Анализ дневниковых записей писателей. Творческие задания. ( Продолжить текстовые фрагменты, сохраняя авторский стиль и т. д.).

8.3.Сочинение-дневниковая запись.

8.4. «Право быть другим». Бытовой рассказ. Тематические высказывания в кругу друзей.

Полемика. Толерантность общения.

Практикум. Решение речевых ситуативных задач по культуре общения.

8.5.Итоговое занятие.

13-16.Жанры официально-делового стиля

 «Я говорю вам как лицо официальное!» Деловые бумаги.

13.1. Автобиография. Резюме.

13.2. Доверенность. Объявление. Заявление. Объяснительная записка. Реклама.

13.3. Официальная переписка. Этикет делового письма.

3.4. Практикум. Составление деловых бумаг, слоганов и текстов для рекламы.

17-24.Жанры публицистического стиля

       «Работаем с массами».

17.1. «Я хочу, чтоб к штыку приравнялось перо…» Заметка в газету. Статья в газету. Особенности языка газеты. Авторская индивидуальность, оригинальный подход к изображаемым событиям.

7.2.Практикум. «Выпускаем  стенгазету».

17.3.Отзыв и рецензия. Специфика жанров. Эссе и его стилевые особенности. Разновидности эссе(беллетристическое, литературно-критическое, историческое, философское и др.)  

17.4. «Мы едем, едем в далекие края…» Путевые заметки. Телепутешествия. Портретный очерк «Крупным планом».

Практикум. Анализ очерков В.Пескова и передач Д. Крылова «Непутевые заметки».

17.5.Создание собственного сценария передачи «Клуб кинопутешественников с (Ф.И. ученика)»

17. 5.Интервью и репортаж. Специфика жанров.

Практикум. Составление советов начинающему журналисту.

Рецензия на самостоятельно подобранные и проанализированные интервью и репортажи в периодической печати.

17.6. Публичное выступление. Оратор и его аудитория. Подготовка речи. Начало, развертывание и завершение речи. Способы словесного оформления  публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Техника речи. Внешний облик оратора.  Полемика. Приёмы её организации. Дейл Карнеги о публичных выступлениях.

17. 7. Итоговое занятие. Дебаты о проблемах молодёжи (тематика обсуждается и предлагается ребятами).

25-27. «Пообщаемся со Знайкой», или Научная речь

25.1Сферы применения научной речи и её многочисленные жанры (статья, монография, учебник, патентное описание, реферат, документация, каталог, справочник, инструкция,  реклама, имеющая признаки и публицистического стиля).

25.2. Деловая игра « Мы на учёном совете». Научное рассуждение на лингвистическую, литературоведческую или искусствоведческую тему.

25.3.Практикум «Идеал научной прозы»: работа с неотредактированными образцами и со -поставление их с отредактированными вариантами.

28-33. Искусство образной речи

28.1 Язык художественной литературы. Богатство и разнообразие словаря, вобравшего в себя средства всех других стилей. Неограниченность лексики. Художественно-образная речевая конкретизация. Индивидуальность авторской речи. Роль художественного стиля в литературном языке.

28.2. Рассказ с необычным построением. Рассказ в рассказе (кольцевая композиция). Рассказ с нарушением хронологии событий(смещённая композиция).

28.3. Деловая игра «Редакторские ножницы».Приобретаем опыт рецензента.

28.4.Природа юмора. Юмористический рассказ.

28.5. «А речь, как музыка, звучит!» Сочиняем стихи малых форм (хокку, рубаи).

28.6. Практикум. Пробуем перо. Стихотворный этюд.

34.Итоговый урок. Праздник «Как слово наше отзовется…»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Условия возникновения.

2.Актуальность.

3. Теоретическое обоснование.

4.Ведущая педагогическая идея.

1.Условия возникновения

 Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования конкретизированы основные задачи преподавания русского языка как родного:

1)формирование лингвистической компетенции;

2)совершенствование языковой компетенции;

3)совершенствование коммуникативной  компетенции;

4)формирование культуроведческой компетенции.

Следует отметить особую важность формирования у учащихся коммуникативной компетенции. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающего особую важность, названы коммуникативные умения, способность к сотрудничеству. Школа призвана научить школьника реализовывать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Несомненно, что одной из характеристик  личности сегодня становится коммуникативность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Одним из главных направлений развития школьного образования является профилизация обучения. Основная задача предпрофильной подготовки - комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору профиля дальнейшего образования. Реально оценить свои возможности школьникам должны помочь элективные курсы, факультативные занятия, уроки, которые создадут базу для ориентации учащихся в мире профессий, ознакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих той или иной профессии. Курс «Творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров» призван помочь ученикам определить свои возможности при выборе гуманитарного профиля.

2.Актуальность

 

Вопросы развития речи учащихся чрезвычайно актуальны в наше время. Современный человек должен свободно владеть родной речью, чтобы состояться как талантливый коммуникатор в многоликом и многоречевом  мире.

 К сожалению, уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер, не дают простора для самовыражения. Но ещё Сухомлинский В. А. писал, что самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности следует считать тот момент, когда ребёнок «сказал своё слово», т.е. сделал шаг к творчеству, поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии. Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и высший смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, соответствующий его интересам и потребностям. А язык – это прежде всего  средство понять и выразить самого себя. В школьные годы, в отрочестве, наступает период, который психологи называют «подростковым кризисом креативности». И в это время , как никогда ранее, востребованными являются уроки творчества, потому что создание творческой атмосферы предполагает активизацию всех  сфер человеческого характера: эмоциональной, волевой, интеллектуальной, интуитивной и т. д.

Роль данного курса вытекает из требований времени: изучение языка с функциональной точки зрения. В результате такого обучения родному языку школьники должны получить представление об использовании языка в изменяющихся ситуациях и условиях речи.

 Коммуникативные навыки выпускников будут различным при любых методиках обучения: не все овладеют искусством создавать безупречные и выразительные высказывания, однако поднять уровень филологической культуры учащихся, помочь осознать свои возможности и перспективы в этой области – задача осуществимая.

Решению этой задачи поможет и предлагаемый мною подход к работе по развитию связной речи.

3. Теоретическое обоснование

Содержание работы по развитию речи складывается из следующих аспектов:

1)обучение нормам литературного языка,

2)работа по обогащению словарного запаса,

3) развитие грамматического строя речи учащихся,

4)развитие их монологической связной речи.

Бесспорно, что расширение словарного запаса, пополнение актива грамматических конструкций, правильное словоупотребление являются важными для языкового развития  учащихся. Но если эта работа проводится как самодостаточная, не вписывается в обучение связным высказываниям, отдача от неё будет небольшой. И многократно повышается эффективность такой работы, если она проводится как один из этапов деятельности, вписывается в контекст общения, наполняется практическим смыслом. Языковая тренировка должна иметь значимую для ребёнка мотивацию, приобретать практический смысл.

Л.В.Щерба писал: «Упражняться можно только в чём- либо известном… Если же правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями без правил  и была работа по развитию речи до недавних пор.  Система обучения связной речи  в школе  основное внимание  уделяла  содержательной стороне высказывания( раскрыть тему, выразить основную мысль).

И совсем не давалась мотивация самого главного в речевом действии-зачем мы создаем данное высказывании, для чего оно предназначено и где, в какой ситуации будет востребовано. Другими словами, не предусмотрена ситуация общения. А речевое действие, не подключённое к деятельности общения, замыкается на самом себе, утрачивает реальный смысл, становится искусственным. Эта проблема может быть решена с помощью функциональной стилистики. Эти идеи впервые прозвучали в работах Л. Выготского и его школы, а в 80 –е годы нашли отражение в системе работы по развитию речи, предложенной авторским коллективом В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик.

Таким образом, трактовка речи как деятельности, успешно разрабатываемая многими педагогами, явилась тем стимулом, который побудил меня выбрать эту проблему в качестве темы по самообразованию. А позже наработки по методической проблеме  я оформила в виде факультативного курса, который построен по модульному принципу, т.е. предлагаемые темы могут быть углублены или сокращены в зависимости от конкретных условий обучения.

4.Ведущая педагогическая идея опыта

Функциональная стилистика помогает ввести учащихся в речевую ситуацию и вызвать у них «потребность в коммуникации». Это даёт возможность формировать речевые умения сознательным путём, на деятельностной основе. Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет  и методы обучения. Наряду с традиционным для школы  прямым , имитационным методом усвоения речи(сочинение и изложение по образцу) большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания(сочинения нетрадиционных жанров).Выбор форм занятий( практикумы, групповая работа, лабораторные занятия) различные методы и приёмы работы позволят рационально организовать самостоятельно – творческую деятельность школьников, осуществить дифференцированный подход к ученикам с учётом их интеллектуального развития, уровня языковой подготовки, интересов и склонностей. Участие в различных творческих конкурсах  муниципального, областного уровня могут стать накопительной оценкой  для портфолио учащихся.