Мастер-класс "Обучение написанию сочинения в жанре рекламы"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Асланова Александра Валерьевна

Материал содержит результаты социологического исследования читательских интересов учащихся средних классов, описание методики работы по обучению написанию сочинения в жанре рекламы, обоснование актуальности описываемого опыта, а также дидактический разноуровневый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soch._v_zhanre_reklamy.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение написанию рекламы книги.

Слово «реклама» в переводе с французского обозначает «выкрикиваю». Мы же используем это слово, когда распространяем сведения о товарах, услугах, организациях, произведениях искусства и литературы с целью создания спроса на них.

После того, как мы обработали с ребятами информацию о воздействии рекламы, и книжной в том числе, на людей, я предложила им пофантазировать на тему происхождения рекламы в истории людей. Одна из работ выглядела так:  «Рек Лама» и пр.(см. презентацию)

Реклама прошла огромный путь от объявлений на дощечках и папирусах до телевидения и электронных картин на улицах. Путешествие в историю позволяет понять, что реклама – метод действенный, но порой недобросовестно, пошло выполненный.

Говоря об особенностях любой рекламы, отмечаем:

броская, яркая, необычная, краткая.

Как  составить  рекламу  книги?

Правила рекламы

  1. Высказываться просто и увлекательно (сложность рассуждений снижает силу аргументов, избегайте длинных перечислений)
  2. Высказываться прямо и кратко
  3. Высказываться утвердительно (избегайте отрицательных наставлений «Почему бы не…?)
  4. Руководствуйтесь здравым смыслом (задайтесь вопросом, поймет ли текст человек средних умственных способностей?)
  5. Быть благопристойным
  6. Быть оригинальным (не допустить подмены непривычного и оригинального  нелепым и глупым, юмор хорош, когда раскрывает идею)
  7. Повторять наиболее важные аргументы (по-разному, в разных формулировках)

Слайд «Достаточно иметь лишь бумагу и ручку, чтобы безо всяких усилий писать то, что приходит в голову. Хотя несколько хуже обстоит дело с тем, что именно приходит в голову» (Марк Твен)

Определение

цели написания

(автор рекламы – заинтересованное лицо)

  1. Пробудить интерес  к книге, к чтению
  2. Формировать мнение о том, что читать полезно, модно
  3. Вызвать обсуждение, разговоры, споры о книге
  4. Исправление ошибочного представления о книге
  5. Углубление восприятия читателем свойств  прочитанной книги
  6. Изучение читательских потребностей
  7. Создать антирекламу

Средства рекламы книги

  1. Плакат
  2. Видеосюжет
  3. Слайд-презентация
  4. Комиксы
  5. Слоган

Слайд  «Слоганы»

Если вы ребенка не научите читать книги, то это все, что он будет читать: «…»

Если мгновенье прекрасно, то лови это мгновенье. Когда слабость побеждает чувства (Тургенев «Ася»)

Право на преступление – разве право это право? (Достоевский «Преступление и наказание»)

Находчивость нельзя одолжить. Ее можно прочитать!

  1. Объявление
  2. Сочинение

Позиционирование

книги

  1. Что в ней такого, чего нет в других книгах?
  2. Проведение параллелей с современностью.

Приемы создания оригинальной идеи (показать книгу в ее полезном действии)

  1. Сравнение

Слайд «Книга – это…)

  1. Поиск аналогов (находчивость солдата из сказки «Каша из топора» и находчивость ….

любовь Аси и любовь Татьяны Лариной)

  1. Совмещение несовместимого (разговор Чичикова и Гоголя, Тургенева и г-на Н.Н., героев разных эпох)
  2. Вопрос (Х= нож+мешок)= побег Эдмона Дантеса. Кто Х? Узнаете в книге!

Пример придумать!

  1. Понятийная цепочка
  2. Ошибка в рекламе
  3. Эпитеты
  4. Подбор ассоциаций к общему понятию

Король, королева, принцесса, кучер – КАРЕТА

Карнавал-Ахиллесова пята-Минотавр-боги Зевс, Афина-граф Монте-Кристо – ГРЕЦИЯ

          -Музыка, лето, виноградники, река, лодка, разбитый лунный столб,  

          мгновение, которое нельзя вернуть (любовные романы, «Ася»)

          Русский дух, Русью пахнет, преданья старины глубокой, ратный подвиг,    

          мрачные предсказания, страх, судьба, страшная смерть («Песнь о вещем Олеге»)

  1. Сопоставление книги с потребностями и мотивами чтения подростков

Композиция

  1. Заголовок:

-привлечь, «приковать» внимание читателя;

-может быть «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным,

-цитата, данная в кавычках, запоминается на 28% выше!  

-первое предложение может выполнять функции заголовка

-заголовок может указать на преимущество книги

-может содержать новость или анонс

-может пробуждать любопытство

-заголовок рекламы не должен заканчиваться точкой

-избегайте «слепых» заголовков

Примеры?

  1. Вступление:

-краткое освещение проблем книги (констатация того, что эти проблемы актуальны и в настоящее время)

-риторические вопросы (н-р о любви, чести, долге)

-интересные сведения об авторе, о том, как автор писал книгу

-могут быть слова: «В руках я держу книгу…»,

«В моей библиотеке – новинка», «Если тебя интересуют непростые взаимоотношения девушки и юноши,…»

  1. Основная часть:

-логическое рассуждение, система тезисов и аргументов о достоинствах книги

-не нужно анализировать эпизоды, лишь упоминать о событиях и давать им оценку

-текст украсят наиболее яркие цитаты, они не должны быть громоздкими

-можно давать не только свою оценку проблемам книги, но и приводить мнение критиков

-нельзя пересказывать и искажать факты текста

-не преувеличивайте, не захваливайте – это настораживает, а порой заставляет отвернуться от книги

-текст, построенный на прописных истинах, никто читать не будет!

  1. Заключение:

-краткое, выразительное, запоминающееся, перекликающееся с вступлением (ответить на вопрос: почему книга пользуется популярностью?

-призыв к приобретению ли прочтению книги

-указание адреса, где можно взять или купить книгу (не обязательно)

Стиль

Может быть любой, для рекламы книги лучше публицистический;

учитывать адресность.

Методика обучения

написанию сочинения в жанре рекламы книги

Содержание

Результат

Исследовательская работа учащихся «Читательская деятельность учащихся школы (класса)»

Таблицы, графики

Экскурс в историю рекламы, знакомство с основными правилами рекламы

Сообщение

Слайд-презентация

Составление памятки «Правила рекламы»

Изучение средств рекламы книги и приемов создания оригинальных идей рекламы книги

Составление схемы «Средства рекламы»,

«Цели рекламы книги», творческие работы по составлению рекламы в различных формах

Анализ готовых сочинений в жанре рекламы

Памятки «Памятка составляющему рекламу книги»,

«План сочинения в жанре рекламы»

Сравнение сочинений в жанре рекламы книги с аннотацией, с объявлением.

Сопоставление планов

Редактирование готовых реклам книг (распространение коротких реклам, сжатие длинных текстов, подбор заголовков, дописывание вступлений, заключений).

Практическая работа

7.

Сравнение рекламных текстов книги.

Выводы:

1)короткие рекламные тексты – привлечение внимания к книге;

2)более длинные – анализ проблем книги, выводы и обобщения, аргументы в доказательство.

8.

Коллективное составление сочинения в жанре рекламы книги

Работа в группах, каждая из которых составляет свою часть рекламы.

9.

Самостоятельная работа по написанию текстов в жанре рекламы. Анализ работ.

Реклама изучаемого на уроках литературы произведения

10.

Написание рекламных текстов  книги, адресованных разным категориям людей.

Анализ готовых работ.

Самостоятельная, парная, групповая  или коллективная  работа.

11.

Индивидуальная работа с сильными учащимися: написание отзывов и рецензий на готовые рекламные тексты.

Рецензия, отзыв на рекламу книги.

12.

Размещение лучших образцов сочинений в жанре рекламы книги в школьной газете, в библиотеке, в классных уголках сверстников, в Интернете.

Рекламно-просветительская деятельность учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Сочинение в жанре рекламы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс).

Данный урок проводится в 9-ом классе после изучения комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Цели:   1. Обучение написанию сочинения в жанре рекламы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Обучение написанию сочинения в жанре рецензии по роману В.В.Набокова "Дар".

Урок содержит теоретический и практический материал для обучения написанию рецензии на лучший русский роман В.В. Набокова "Дар", включает мультимедийный вариант. Мультимедийные технологии, объединяющи...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...

Урок развития речи по теме "Сочинение в жанре... рекламы"

данный урок был проведен в 9 классе в рамках  районного конкурса "Учитель года"....

Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...