Обучение написанию сочинения в жанре эссе
методическая разработка по литературе (11 класс)

Целью урока является обучение написанию собственного текста в жанре эссе. Средством для написания эссе учащимся  служат собственное воображение и ассоциативное мышление, работа над которым осуществляется на этом уроке.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_esse.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                Пишем эссе

Во все времена люди читают книги, чтобы прикоснуться  к фактуре времени, описанном в книге, прикоснуться к этим свидетельствам ушедших эпох и измерить себя на фоне  времени и пространства. Сопережить с автором его душевный и духовный опыт, призвать на помощь своему жизненному опыту, сделать открытие и получить откровение.

Уроки литературы предназначены как раз для того, чтобы учитель вместе с учениками  вступал в увлекательный мир познания искусства и его законов и   проживал счастливые минуты творческих открытий.

Но на уроках литературы сначала нужно научиться понимать текст, приобрести навык  общения с культурами.

Мы стараемся максимально вбирать  в себя информацию о писателе, о его времени, вступать в диалог с эпохой изучаемого  текста. И как же развивать читательскую эмпатию, чтобы получать

 эмоциональный отклик на литературный текст? Как добиться того, чтобы у детей возникло личностное отношение к тексту?

     Хочу поделиться собственным опытом изучения программного произведения И.А.Бунина  «Антоновские яблоки». Урок, о котором я говорю, имел целью  обучение написанию собственного текста в жанре эссе.

     Средством для написания эссе учащимся послужили собственное  воображение и ассоциативное мышление, работу над которым на этом уроке продолжилась.

     В оборудование урока включены культурные компоненты, необходимые для создания образа ушедшей дворянской эпохи, а также знакомства с внутренним миром писателя, для ощущения сенсорного наполнения лексики А.И.Бунина через собственные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения учащихся.

      Для эмоционального отклика на текст А.И. Бунина весь кабинет убран жёлтыми осенними листьями, воссоздан образ осеннего  сада в миниатюре, с осенними дарами усадебного быта. Парты сдвинуты в один большой стол, накрытый скатертью. А на столе антоновские яблоки, ржаной хлеб, мёд, тарелки, чашки.

      Для развития образного восприятия мира необходимо совершенствовать свои синтезии. С этой целью учащимся раздаётся на одном листе текст повести, напечатанный фрагментарно, и цветные карандаши.  

      Далее учитель читает текст вслух, а учащиеся его раскрашивают.

Раскрашивают и пробуют на вкус то, что описывает Бунин: антоновские яблоки, мёд, ржаной хлеб.

      Взаимодействие с текстом А.И.Бунина заканчивается описанием своих ощущений, своих эмоций, своих впечатлений, образов, навеянных пережитым на уроке, с использованием экспрессивной лексики.

     Таким образом, познание литературы и приобщение к миру книг должно идти через овладение   игровым, творческим отношением к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение написанию сочинения в жанре рекламы"

Материал содержит результаты социологического исследования читательских интересов учащихся средних классов, описание методики работы по обучению написанию сочинения в жанре рекламы, обоснование актуал...

Обучение написанию сочинения в жанре рецензии по роману В.В.Набокова "Дар".

Урок содержит теоретический и практический материал для обучения написанию рецензии на лучший русский роман В.В. Набокова "Дар", включает мультимедийный вариант. Мультимедийные технологии, объединяющи...

Тематическое планирование консультаций "Обучение написанию сочинений разных жанров (10 класс, 34 час.)

Тематическое планирование консультаций поможет педагогу организовать свою работу в этом направлении и научить учащихся писать сочинения в разных жанрах....

Методическая разработка "Обучение написанию сочинений в разных жанрах"

Данная разработка представляет собой попытку обобщения проблем обучения написанию сочинений на современном этапе и систематизации теоретического и практического опыта ученых, учителей-практиков и авто...

«Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».            Цель курса:-расширение и...

Факультатив "Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров"

Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров...

методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс

Литература1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.3.Меркин Г.С. и другие. Раз...