методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Романова Ольга Николаевна

Литература

1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.

2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.

3.Меркин Г.С. и другие. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи.– М.,2005.

4.Карнаух Н. и другие. – Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. – М.,2003.

5.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.,1998.

6.Загашев И. и другие. Учим детей мыслить критически. – С.-П.,2003.

7.Загашев И. Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – Библиотека в школе, 2004, № 17 – 24.

8.Граник Г. и другие. Когда книга учит. – М.,1991.

9.Граник Г. и другие. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993,№ 5.

10.Граник Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. 8 – 11 классы. – М.,2001.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_sochineniyu_v_zhanre_esse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сочинению в жанре эссе на уроках литературы в 9 классе

Предмет - литература

Класс - 9

Тип образовательной программы – общеобразовательная базовая

Учебный курс – русская литература XX века

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема

Обучение сочинению в жанре эссе. Поиск ассоциаций

в стихотворении  М. Цветаевой  «Август – астры…».

Цель

Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций; развитие творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Задачи

1.Образовательная:

 - повторить признаки жанра эссе, языковые средства, разновидности и формы эссе;

 - знать поэтику стихотворения «Август – астры…»;

 - уметь отличать жанр эссе от других жанров, подбирать ассоциации, создавать эссе, анализировать поэтический текст.

2.Развивающая:

 - обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение выразительными свойствами языка;

 - уметь анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать.

3.Воспитательная:

 - воспитание сознательного отношения к языку как духовной ценности;

 - формирование гуманных отношений, положительной «Я-концепции».

Технологии

Развитие  критического мышления средствами чтения и письма (стратегии »Чтение с остановками», «Условные значки», «До и после»).

Модель работы читателя с текстом Г.Граник.

Средства обучения

1.Наглядный материал

Таблицы

«Три фазы познания (работы с информацией)»

I Фаза вызова

Актуализация знаний по теме.

Пробуждение интереса.

Определение задач и направлений в изучении темы.

II Фаза реализации смысла (осмысление)

Активная работа с информацией.

Сопоставление нового материала с уже известным (эффект приобретения).

III Фаза рефлексии

Систематизация нового материала.

Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

«Модель работы читателя с текстом»

I До чтения

Автор, название, эпиграф.

Прогноз.

II По ходу чтения

Установка.

Внимание к слову.

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.

Диалог с текстом.

Понимание. Главная мысль.

Рефлексия.

III После чтения

Виды информации в художественном тексте.

Использование.

Переработка информации.

Вторичные тексты.

«Виды информации в художественном тексте»

 Фактуальная

 (фабула)

 Концептуальная

 (концепция)

 Подтекстовая

 (подтекст)

 Факты, события,      

  место и время

 действия (фабула).        Передаётся  пересказом текста.

 Система взглядов автора   на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).

У разных читателей разная информация.

 Скрытый смысл, который   передаётся с помощью  порядка слов, интонации,  языковых средств ( под-

текст). Подтекст не выражен в тексте словами.

Плакаты

«Картина мира»

                                                                        Слово - текст

                         

                                   предмет                                                       авторское

                                                                                                            видение

«Синонимы»

Эссе, авторская проза, раздумья, записки, очерк, зарисовка.

«Однокоренные слова»

Эссе, эссеистика, эссеизация, эссеист

«Ассоциация»

Связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений  вызывает другое.

«Анжанбеман»

Перенос части синтаксически целой фразы из одной стихотворной строки в другую.

«Цезура»

Постоянный словораздел в стихе, сильная интонационная пауза.

 Фотографии М.Цветаевой.

Выставка рисунков детей.

2.Раздаточный материал

Ксерокопии стихотворения М.Цветаевой «Август – астры…»

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных –

Август! – Месяц

Ливней звёздных!

3.Книги

Выставка книг И.Анненского, З.Гиппиус, П.Васильева, В.Шаламова, Л.Мартынова, Б.Пастернака, М.Цветаевой.

Толковый словарь.

Подготовка к уроку

1.Задание для класса.

Написать эссе «Мой август», повторить сведения об эссе, схему анализа стихотворения.

2.Индивидуальные задания:

 - сообщение о жизни Цветаевой,

 - сообщение о затексте стихотворения «Август…»,

 - сообщение о смысле ассоциаций в стихотворении.

3.Подготовка литературной композиции «Август в русской поэзии».

Стихи об августе И.Анненского, З.Гиппиус, П.Васильева, В.Шаламова, Л.Мартынова, Б.Пастернака.

4.Дополнительное задание для желающих.

Рисунок на тему «Мой август».

Оформление доски

Учимся писать сочинение в жанре эссе. Поиск ассоциаций в стихотворении

 М Цветаевой «Август – астры…».

Задачи: уметь опознавать жанр эссе, создавать текст в жанре эссе, подбирать ассоциации, анализировать поэтический текст.

                                                                Эссе – способ рассказать о мире

                                                               через себя и о себе с помощью мира.

                                                                                             А.Эльяшевич

Эксперимент

Август - …,

Август - …,

Август - …

Винограда, и…

Ржавой – август!

Соответствия

Формы эссе

Адресаты

письмо

читатели

слово

аудитория

открытое письмо

друг

речь

собеседник

очерк

человек, с которым спорят

Ход урока

Первая фаза познания – фаза вызова

I Мотивация познавательной активности.

Начнём урок с разминки для воображения.

Задание на ассоциации.

За одну минуту подберите ассоциации к слову «август».

Прочитайте. Почему они у вас разные?

Разные люди – разный опыт жизни.

II Целеполагание.

Мы продолжаем изучать жанр эссе.

Прочитайте на доске задачи урока. Какие возникли вопросы? Какие есть предложения?

III Планирование деятельности.

Вначале проверяем домашнее задание, развиваем воображение. Затем анализируем стихотворение, объясняем смысл ассоциаций поэта. В конце создадим черновик эссе. Работать будем и вместе, и в группах.

IV Актуализация знаний, умений.

1 Опрос.

Что такое эссе?

Назовите однокоренные слова. Объясните их  значение.

Назовите признаки жанра эссе.

Индивидуальный авторский взгляд на тему, ассоциативность, свободная композиция, образная речь.

Назовите синонимы к слову «эссе».

Перечислите разновидности жанра эссе.

Философское, историческое, литературное, публицистическое.

Назовите языковые средства эссе.

Вопросительные и восклицательные предложения, однородные члены, вводные слова, параллельный способ связи предложений, тропы и фигуры.

2.Задание на соответствия.

Какие формы  эссе  каким адресатам соответствуют?

Формы эссе

Адресаты

письмо

читатели

слово

аудитория

открытое письмо

друг

речь

собеседник

очерк

человек, с которым спорят

3.Анализ эпиграфа.                                                                 

Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира.

                А.Эльяшевич

Как вы понимаете слова философа?

4.Проверка домашнего задания.

Чтение эссе «Мой август».

Что понравилось? Какие признаки жанра эссе вы обнаружили? Что не получилось?

В ваших текстах заметна бедность ассоциаций, нужно учиться подбирать ассоциации у поэтов и писателей.

5.Презентация рисунков учеников на тему  «Мой август».

Расскажите, что вы изобразили: замысел, цвет, композиция.

Мы узнали, каков ваш август.

V Упражнения на развитие воображения.

1.Литературная композиция «Август в русской поэзии».

Запишите необычные для вас ассоциации, связанные с августом.

Таким был август русских поэтов.

2.Эксперимент.

Работа в парах.

Август - …,

Август - …,

Август - …

Винограда, и…

Ржавой – август!

Это отрывок из стихотворения Цветаевой, в нём пропущены некоторые слова.

Попробуйте подобрать слова, запишите.

Прочитайте.

Мы попытаемся понять, каким был август М.Цветаевой.

VI Закрепление  и развитие знаний, умений.

1.Воспроизведение знаний.

Вспомним «Модель работы с текстом».

. Модель  работы  читателя  с  текстом

I До  чтения.

Автор. Название. Эпиграф.

Прогноз

II По ходу  чтения

Установка.

Внимание  к  слову.

Проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы.

Диалог  с  текстом.

Главная мысль.

Понимание.

III После  чтения

Рефлексия.

Виды информации  в  художественном тексте.

Использование. Переработка  информации.

Вторичные  тексты.

До чтения

Что вы знаете о Марине Ивановне Цветаевой?

Индивидуальное сообщение о жизни поэта.

Названия нет, первая строчка «Август – астры…».

О чём это стихотворение?

Вторая фаза познания – фаза реализации  смысла

По ходу чтения

2. Выявление восприятия текста.

Раздаются ксерокопии текста стихотворения. Учитель читает стихотворение.

Что почувствовали? Что услышали? Что увидели?

Значение каких слов непонятно? Что необычно? Смысл стихотворения ясен?

Ваши прогнозы сбылись?

3.Скрытые вопросы. Создание кластеров.

Текст построен на ассоциациях М.Цветаевой к слову «август». Создадим поле ассоциаций. На какие два кластера можно разделить ассоциации поэта?

Часть ассоциаций связана с природой, часть – с человеком.

Самостоятельная работа.  Создайте поле ассоциаций.

Август

4.Проблемные текстовые ситуации.

Работа в группах.

Выясним, почему у поэта возникли именно такие ассоциации.

Ассоциации М.Цветаевой

До

После

В графе «До» после обсуждения кратко запишите смысл ассоциаций.

Чтение записей.

5.Индивидуальное сообщение ученика о смысле ассоциаций Цветаевой.

Проверим ваши догадки.

В августе созревают фрукты, начинают цвести астры, перестают цвести розы. 19 августа – Яблочный Спас. В августе созревает урожай, прекращаются молнии и грозы, звёзды активно падают. В эмблеме императора Августа было яблоко.

6.Работа с таблицей.

В графу «После» запишите то, что стало для вас понятным после рассказа товарища. Сравните две графы.

Что вы знали до сообщения, что узнали после?

7.Индивидуальное сообщение ученика о затексте стихотворения.

Ассоциации, связанные с природой, мы объяснили без труда.

Почему же вторая группа ассоциаций вызвала трудности?

Мы не знаем о жизни поэта во время создания стихотворения.

Стихотворение написано в 1917 году, поэтесса замужем, беременна вторым ребёнком.

8.Работа с таблицей.

В графе «После» запишите смысл этих ассоциаций.

Поцелуи, сердце, ладонь – любовь.

Дитя – плод любви.

9.Идея стихотворения.

Какова основная мысль стихотворения?

Август – это месяц, когда природа рожает. Созревание урожая – смысл природы. Рождение ребёнка в любви – смысл жизни женщины.

VII Обучение  анализу поэтического текста.

Фронтальная работа.

1.Ритм.

Определите метр стихотворения.

Метр – хорей.

2.Фонетический уровень.

Найдите повторяющиеся звуки.

Повторяются звуки «в, л, м, н, з, д, ц». Эта аллитерация создаёт ощущение плавности, резкости, контрастности.

3.Морфологический уровень.

Подсчитайте количество имён существительных и глаголов.

Глаголы – 2, имя существительное – 25. Преобладает предметность, ассоциативность.

4.Лексический уровень.

Найдите повторяющиеся слова.

Повторяются слова «август, поздних, звёздных». «Август» - ключевое слово, смыслообразующее, имя императора. «Астра» - в переводе с греческого означает «звезда».  «Звезда,  звёздное» - символ вечности, недоступности, идеала. Слово «поздних» подчёркивает этап, рубеж в жизни человека.

5.Синтаксический уровень.

Какую роль в тексте играют знаки препинания?

Восклицательные предложения передают  переизбыток эмоций, восхищение.

Семь знаков тире – логические ударения, яркие эмоции. Цветаева с помощью тире разрезала строку цезурой и резко выделила слова.

Найдите примеры.

Поэт использовала анжанбеман, то есть  переносила часть фразы из одной строки в другую. Найдите примеры.

Вывод. Музыкальность стихотворения стала дисгармоничной, резкой. Всё в тексте подчиняется смыслу.

6.Средства художественной изобразительности.

Найдите тропы и фигуры. Какую роль они играют?

Аллитерация. Лексические повторы (см. выше).

Эпитеты: «ржавая рябина» - индивидуально – авторский эпитет, «яблоко полновесное, благосклонное, имперское» - щедрость, царственность, величавость, «имя имперское» - величавость, горделивость, «поздние поцелуи, розы, молнии» - последние, дорогие, «ливни звёздные» - небесные, недоступные.

Сравнения: «август, как дитя» - радость, счастье, «сердце гладишь именем, как ладонью» - любовь, ласка.

Метафоры. Всё стихотворение пронизано метафоричностью, ассоциативностью (см. выше).

Оксюморон: «гладишь сердце именем».

Анафора в 5 строчках, выделяется ключевое слово «август».

Третья фаза познания – фаза рефлексии

После чтения

VIII Рефлексия.

1.Виды информации в стихотворении.

«Виды информации в художественном тексте»

 Фактуальная

 (фабула)

 Концептуальная

 (концепция)

 Подтекстовая

 (подтекст)

 Факты, события,      

  место и время

 действия (фабула).        Передаётся  пересказом текста.

 Система взглядов автора   на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).

У разных читателей разная информация.

 Скрытый смысл, который   передаётся с помощью  порядка слов, интонации,  языковых средств ( под-

текст). Подтекст не выражен в тексте словами.

Какова фактуальная информация?

Природа в августе.

Какова концептуальная информация?

Созревание урожая – смысл природы.

Какова подтекстовая информация?

Женщина счастлива, если она ещё и мать

2.Картина мира поэта.

Мы приблизились к пониманию того, каков август М.Цветаевой. Мы увидели картину мира поэта.

«Картина мира»

                                                                        Слово - текст

                     

                                 предмет                                                       авторское

                                                                                                       видение

 3.Самостоятельная работа.

Напишите эссе «Август М. Цветаевой».

IX Подведение итогов.

Какие задачи мы сегодня решали?

Что удалось?

Что узнали?

Чему научились?

Что было интересно?

Что оказалось трудным?

X Домашнее задание.

На выбор ученика.

1.Редактирование эссе «Мой август».

2.Эссе «Август М.Цветаевой».

Литература

1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.

2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.

3.Меркин Г.С. и другие. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи.– М.,2005.

4.Карнаух Н. и другие. – Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы. – М.,2003.

5.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.,1998.

6.Загашев И. и другие. Учим детей мыслить критически. – С.-П.,2003.

7.Загашев И. Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – Библиотека в школе, 2004, № 17 – 24.

8.Граник Г. и другие. Когда книга учит. – М.,1991.

9.Граник Г. и другие. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993,№ 5.

10.Граник Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. 8 – 11 классы. – М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к написанию сочинения.

В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....

Методические рекомендации по написанию сочинения

1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...

Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)

Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Тематическое планирование консультаций "Обучение написанию сочинений разных жанров (10 класс, 34 час.)

Тематическое планирование консультаций поможет педагогу организовать свою работу в этом направлении и научить учащихся писать сочинения в разных жанрах....

Обучение написанию сочинения в жанре эссе

Целью урока является обучение написанию собственного текста в жанре эссе. Средством для написания эссе учащимся  служат собственное воображение и ассоциативное мышление, работа над которым осущес...