Методические рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Особую тревогу как у учащихся, так и у учителей вызывает выполнение задания части С – написание рецензии на прочитанный текст.
При планировании работы по подготовке к экзамену я учитываю методические рекомендации ФИПИ: «Трудности, которые испытывают экзаменуемые при написании сочинения-рассуждения (С1), обусловлены слабо развитыми навыками аналитической работы со словом и текстом, отсутствием достаточной практики анализа языковых явлений. Известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно сознательным путем, с опорой на теоретические обобщения. Понятия и правила, являясь ориентировочной основой учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для переноса знаний и умений, помогают учащимся осуществлять самоконтроль в обучении».
Наибольшие затруднения вызывают у учеников определение проблемы текста и комментарий. Я расскажу о том, какие приемы использую для того, чтобы мои ученики легко и безошибочно определяли проблему текста.
- Т.к. одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих при анализе содержания, является неразличение или отождествление темы, проблемы и идеи, необходимо особое внимание уделять теоретической основе.
На уроках литературы и русского при анализе текстов очень важно, начиная буквально с 5 класса, отрабатывать умение определять тему, идею, позицию автора.
Тема – круг явлений, представленный в тексте. То, о чем в тексте говорится.
Проблема – главный вопрос или один из главных вопросов текста. Проблема – нерешенная задача.
Основная мысль – то же, что идея. Ради чего автор создавал этот текст? Ради идеи. Её ещё называют авторской позицией.
Итак, основная мысль текста = идея текста = авторская позиция.
А вот схема, которую нужно постоянно держать в голове!
Тема, проблема, идея «Колобка».
Для начала, чтобы все и всем было понятно, предлагаю ученикам взять самый известный сюжет, например, сказку «Колобок» (можно ухмыляющихся школьников попросить коротко пересказать сказку).
Прошу определить тему, проблему, авторскую позицию.
Тема – судьба, предначертание жизненного пути с самого рождения.
Проблема – можно ли избежать того, что уготовила судьба?
Авторская позиция – от судьбы не уйдешь!!!
- Учу не просмотровому, а вдумчивому, аналитическому чтению . Подробный, вдумчивый анализ текста – главное условие успеха в написании части С.
Рекомендую: читать текст три раза.
Первое прочтение – понять о чем он, т.е. определить тему.
Второе прочтение – уяснить проблему и авторскую позицию(идею).
Проблема может быть выражена в проблемном вопросе (например: хорошо ли, что дети так много времени проводят за компьютером);
В наличии факта бедствия (сегодня психика наших детей в опасности из-за чрезмерного увлечения интернетом);
Может быть не высказана в конкретных словах, а подразумеваться, а это значит, что её придется формулировать самим.
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается читателя, других людей, всего человечества.
Помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Следовательно, формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Во время третьего прочтения убеждаемся, что все поняли правильно; поправляем себя, если ошиблись, определяемся с собственной позицией.
Предлагаю ребятам следующую инструкцию-памятку:
Инструкция 1 Читайте произведение внимательно, не торопясь, не пропуская даже малых отрывков. Порой суть произведения, отношение автора к главным и второстепенным персонажам кроется именно в деталях. Если вы их упустите, вам будет трудно понять цель художественного текста. 2 После прочтения постарайтесь ответить на вопросы: 3 После этого вы можете задаться главным вопросом: так какова же цель этого художественного текста? То есть, что хотел донести автор до читателя; над какими вопросами и проблемами заставить поразмыслить его; какие чувства в нем пробудить? Для того чтобы безошибочно определить цель произведения, вам надо научиться отделять главное от второстепенного. |
- В обязательном порядке объясняю и показываю ученикам на примерах различных по содержанию и по форме текстов необходимость разного к ним подхода с целью правильного выявления проблемы.
Но прежде, детей необходимо научить хорошо различать типы, стили речи, а в некоторых случаях и жанры.
Рассмотрим некоторые примеры.
Ни для кого не секрет, что определить проблему текста публицистического гораздо легче, чем художественного.
Текст-рассуждение, как правило, содержит сформулированный автором тезис-проблему.
Как , например, в тексте Л.Гинзбург.
В тексте-описании проблема буквально не высказана, значит необходимо найти фразы, содержащие оценку; обратить внимание на художественные средства, которые помогут понять идею автора. В данном тексте авторская позиция такова:
Тишина и красота леса способны привести душу человека в настоящий восторг, они дарят наслаждение и отдых.
Зная идею-ответ, задаем к ней проблему-вопрос:
Как красота тихого леса влияет на человека?
В тексте с доминирование повествования так же, как и в описании не содержится авторского тезиса. Тезис вытекает из самого драматизма эпизода. Весь текст, по существу является аргументом иллюстрацией. Необходимо попытаться найти слова, предложения, содержащие оценку описываемой ситуации.
Текст-притча имеет аллегорический, иносказательный характер. Тезис не выражен конкретно, он вытекает из того чувства сожаления по поводу судьбы рябинки, которое рождается в душе читателя: красота в бездушном мире ничем не защищена. Каждый человек должен видеть последствия своих необдуманных действий, осознавать за них ответственность.
Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации должна носить системный характер, что следует шире использовать работу с текстом, на протяжении всего школьного курса языка, отрабатывать навыки рационального чтения различных текстов, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Непосредственно с учащимися 10 и 11 классов я провожу дополнительные занятия по курсу «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку».
На данных занятиях объясняю ребятам законы жанра, примерный план сочинения, требования и критерии оценки.
Затем мы рассматриваем образцы текстов разных по типу и стилю речи, учимся видеть и формулировать проблему, понимать отношение к ней автора, его позицию, составлять комментарий по тексту в соответствии с требованиями. Рассматривая каждый текст, подбираем примеры–аргументы в доказательство своей точки зрения из жизненного и литературного опыта. Используем при этом технологию сотрудничества, обмениваясь мнениями, примерами, составляя коллективные комментарии и целые сочинения. Также ребята пишут рецензии самостоятельно. Готовые работы мы корректируем, исправляем ошибки и недочеты, анализируем, выступая в роли экспертов.
У нас имеется свой банк примеров из литературного опыта, который мы создаём, изучая произведения на уроках литературы.
Использую при подготовке к занятиям, подборе заданий «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года по русскому языку», которые можно найти на сайте ФИПИ.
Источники и литература.
- nsportal.ru›Школа›
- festival.1september.ru›Элективный курс
- dxdy.ru›topic66035.html
- likbez24.ru›index.php/chasts…kak…problemu-teksta…
- Что необходимо для подготовки учащихся к выполнению задания «С»
[ Текст ]: методические рекомендации/авт.-сост. В.Я.Рыбникова. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009. – 112 с.
- Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014. Книга «/ Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014.- 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к написанию сочинения.
В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....
Методические рекомендации по написанию сочинения
1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...
Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)
Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....
Написание сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание 25)при подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку
Представленная презентация поможет преподавателю подготовить учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15.1.): выработать умения по определению ключевых слов в высказываниях учё...
Алгоритм написания сочинения 15.1 по русскому языку ОГЭ
Дана структура сочинения в виде таблицы с опорными словами...
методические рекомендации по написанию сочинения в жанре эссе 9 класс
Литература1.Лаврова С. Лекции в ЧГУ, Череповец.2.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры…». – Русский язык в школе, 1998, №3.3.Меркин Г.С. и другие. Раз...