Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"
статья по литературе (9 класс) на тему

Прохорова Екатерина Николаевна

Статья "Неразделимая связь музыки и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nerazdelimaya_svyaz_muzyki_i_literatury.docx17.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Неразделимая связь музыки и литературы

Что не выскажешь словами,

                                                                                                                Звуком на душу навей

А.А.Фет

В  повседневной  жизни и на уроках  в общеобразовательной школе  мы постоянно  обращаемся к музыкальным произведениям, которые   так или  иначе связаны с литературными произведениями. Это и балеты, и оперы, и оперетты, и романсы.  В основе их сюжета чаще всего лежит  литературное произведение (роман, сказка, рассказ, повесть). А без стихов невозможно представить ни песню, ни романс.

Музыка  и литература не разделимы.  У музыкальных и литературных произведений  общий  источник (сюжет, темы, образы). И для  музыкальных творений, и для  литературных материал берется из  окружающей нас  действительности. Хотя в каждом  из этих ветвей искусства  свои  методы и способы выражения мысли и чувств. Но в то же время, например, разнообразные интонации есть и в музыке,  и в разговорной речи,  и в  литературе.

В данной статье  хотелось  бы уделить особое внимание  романсу. Как мы  помним, романс – это  камерное  вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Как правило, в этих произведениях  каждую партию исполняет  только один инструмент (голос).

Романсы  были написаны и на стихи таких классиков русской  и мировой  литературы, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет. Романсы писались и на  творения  поэтов  XX века. Хотелось бы более  подробно  остановиться на  романсах на  стихотворения А.А.Ахматовой, написанных композитором С.С.Прокофьевым.

Сергей Прокофьев был одним  из тех, кто  почтительно и с  большой  любовью относился к  творчеству Ахматовой. Именно поэтому он создал цикл  романсов под опусом 27, в основе  которого  лежат стихи из ее первых сборников («Вечер» 1912 и «Четки» 1914 гг.). Сюда вошли  «Солнце комнату наполнило» (авторское название «8 ноября 1913 года»), «Настоящая нежность», «Здравствуй!» («Четки»,1913), «Память о солнце»  (сборник «Вечер», 1911)  и «Сероглазый король» – из «Вечера» (декабрь 1910 года). Цикл романсов был  написан  композитором в   1916 году. Этот цикл покоряет  своей чистотой, силой чувств и переживаний, страданий.

Почему С.Прокофьев обратился к  творчеству Ахматовой? Насколько нам известно, написанию этого цикла  предшествовали  две  личные  трагедии в жизни композитора. Первое – самоубийство преданного друга, с которым они часами  могли обсуждать  всевозможные темы. Этого друга  звали Макс Шмидтгоф. Второе – первая  любовь и затем разрыв  отношений с Ниной Мещерской. Это был тяжелый период в жизни композитора. Он чувствовал свое одиночество. Безусловно, эти  трагические  события не могли пройти бесследно. Он всегда был скрытным человеком, но преодолевал все неприятности  своим  творчеством. Это преодоление имело и обратную сторону. Наступал  момент, когда  все  скрытое прорывало наружу, приобретало реальные музыкальные образы, звуки и чувства. Именно в  этом цикле  случился  такой «прорыв».

Как мы  знаем, сама Ахматова весьма критически относилась к  своим ранним произведениям. Эти стихи перепечатывались  уже тринадцатый раз, а она «прятала под диванные подушки номера журналов, где они должны были появиться, чтобы не расстраиваться». Особенно ее раздражал «Сероглазый король».

 Главными «героями» произведения становятся Жизнь и Смерть, а сюжет  строится на их столкновении. И побеждает в этом  сражении Смерть. Неспроста автор отбирает именно эти  стихотворения, драматургия каждого имеет мотив обреченности. Все эти настроения ярко и по-прокофьевски воплощены в творении: начинается произведение скупой мелодией, которую выдает нам долбящий по одной и той же ноте рояль. Вокальную партию можно сравнить с  изломанной  линией, в кульминационной второй части романса происходит взрыв, выходит наружу ранее скрываемое чувство, но потом все утихает и заканчивается однотонным, скорбным речитативом. Безусловно, ярче всего  эти чувства  передает  своим исполнением Тамара Синявская.

Литературные критики отмечают, что  в этом маленьком стихотворении четко описана  драма  жизни, душевная  боль и страдания  героини, потерявшей любимого. Те же  чувства пережил и композитор. Пронзительное и трагическое начало и столь же печальный шелест тополя в конце произведения подводит к итогу: «Нет на земле твоего короля…».

Да, литературные и музыкальные произведения могут передавать абсолютно разные чувства. Это и безграничная любовь, и страдание, и  одиночество, и смерть, и жизнь. Все эти  переживания есть и в романсах. Видимо, поэтому  романс  звучал и  звучит  по сей день.  Он волнует души  великих людей и  простых смертных. Годы идут, а романс  продолжает жить в наших сердцах.

Список используемой литературы:

  1. Долинская Е. Литературный текст в художественном мире С.С. Прокофьева // Научные чтения памяти А.И. Кандинского: материалы науч. конф. / ред.-сост. Е.Г. Сорокина, И.А. Скворцова. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. С. 285–297
  2. Гаврилова В.  С. С. ПРОКОФЬЕВ. «ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ А. АХМАТОВОЙ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО» ОР. 27// Музыкальный журнал «Израиль XXI», № 32 (март 2012)
  3. Марк Арановский: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» // Этот многообразный мир музыки…Сборник статей к 80-летию М.Г. Арановского. – М.: ГИИ, 2010.
  4. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М.: Советский композитор, 1973
  5. Прокофьев, Дневник 1907–1933, 1:623 (ноябрь, 3, 1916).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по всем разделам технологии в 5 классе, межпредметные связи с музыкой, ИЗО, литература .

Интегрированный урок инсценировки русской народной сказки с элементами театрализации....

Связь музыки и литературы в песенном твочестве

Данный урок музыки предназначен для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Презентация по теме "Связь музыки и литературы в оперном творчестве Римского-Корсакова" в 5 классе.

Презентация используется на уроке для закрепления теоретических знаний о жанре -опера, знакомит с биографией и оперным творчеством Римского-Корсакова, содержит видио фрагменты из оперы "Садко", провер...

Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы

В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей....

Викторина для 7-8 класса по музыку на тему "Связь музыки и литературы"

Викторина для 7-8 класса. В ней просматривается связь между музыкой и литературой....