Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Галуцких Любовь Анатольевна

В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы

Учитель музыки Галуцких Л.А.

 

Если на уроках литературы мы можем использовать музыку как средство эмоционального воздействия, более полного раскрытия поэтики  литературного шедевра, то на уроках музыки, как мне приходится убеждаться вновь и вновь, раскрытие музыкального образа невозможно без литературных знаний, так как большинство музыкальных произведений написано на литературные сюжеты.

   Невозможно постигнуть глубины оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» без знания поэмы А.С. Пушкина, понять балладу Ф.Шуберта «Лесной царь» без текста В.А.  Жуковского.   Песни и романсы пишутся на стихи. Не случайно первый раздел программы по музыке в пятом классе называется «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».

Связь этих двух великих видов искусства очевидна, следовательно, и задачи, которые они призваны решать в деле воспитания молодого поколения, едины.

Литература ставит своей целью воспитание нравственности, патриотизма,  добра, человечности. «Музыкальное воспитание -  это не воспитание музыканта, а прежде всего человека», - сказал Сухомлинский.

Обратимся к конкретным примерам. Некоторые темы предметов музыки и литературы очень тесно между собой связаны.

Например, изучение жанра баллады в 6 классе.

Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского  ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах...

А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь»  Франца Шуберта на стихи Гёте мы слушаем в оригинале на немецком языке после предварительной беседы о жанре и о том, что известно детям из курса литературы. Дети также получают установки для прослушивания: определить функцию аккомпанемента, интонации исполнителя, музыкальные выразительные средства. Русский текст баллады есть в учебнике, но дети по интонациям певца определяют участников диалога. Таким образом закрепляется понятие диалоговой основы баллады. Называем участников диалога, их  четверо: автор, отец, сын, лесной царь. Понятно, что без опоры на литературные знания невозможно было бы добиться глубины постижения этого и многих других произведений. А учитель литературы, в свою очередь, может сам использовать  балладу Шуберта как средство усиления  эмоционального восприятия произведения или положиться в этом на учителя музыки.

Сейчас много споров идёт о том, какие литературные произведении надо изучать в курсе школьной программы. В одной из телевизионных передач даже прозвучала мысль, что надо заменить «Войну и мир «, в силу её сложности, на изучение «Библии». Хотелось бы защитить великое творение с музыкальной точки зрения.

В 7 классе в разделе «Образы войны и мира» мы знакомимся с оперой С.Прокофьева «Война и мир» (видео).  Основная задача - выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство духовного мира героев драмы. Урок начинаю со слов арии Кутузова:

Величавая, в солнечных лучах,
Матерь русских городов,
Ты раскинулась перед нами, Москва!
Ужли близится скорбный, тяжкий час,
Войско русское должно
От священных стен без боев отойти?

Вспоминаем, когда же в истории нашей страны была оставлена врагам  Москва. Сообщаю, что события войны с Наполеоном отражены в романе Толстого «Война и мир», по которому С. Прокофьев написал оперу.

Познакомиться с содержанием романа невозможно, наша цель на данном уроке  - дать представление о характере героя, сформулировать понятие «музыкальный образ», которое идентично литературной идее произведения.

Война представлена образом Кутузова. Дети слушают арию Кутузова (видео 6, 11.50, 13.50), отмечают художественные особенности музыки и приходят к выводу, что Кутузов показан как истинный патриот, воспринимающий судьбу России как собственную.  Образ мира представлен  Вальсом (видео), где Наташа танцует с Болконским (в романе первый бал Наташи Ростовой). Популярно рассказываю сюжет, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Музыка вальса позволяет понять характер героини, её скромность и решительность, романтизм, нежность, искренность, любовь, патриотизм. Чтобы разрядить напряжённость восприятия сложного жанра, каковым является опера, показываю современный романтический клип (2 клипа -   Наташа Ростова и Андрей Болконский).

К роману Толстого  обращаюсь при изучении полифонии, в частности жанра фуги. Здесь  напоминаю детям фрагмент романа «Война и мир» «Петя Ростов». Зачитываем сон Пети перед роковым боем, когда разнообразные впечатления дня накладываются друг на друга, превращаясь в его музыку, фугу. Вот так и композитор, когда пишет фугу, соединяет разные музыкальные темы в одном произведении, причём они звучат одновременно. Вы ведь можете думать сразу  о многом. Вот так в полифоническом произведении звучит многоголосие. А в качестве иллюстрации слушаем «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха в исполнении органиста Белгородской филармонии Тимура Халлиулина (видео, Фрагменты: начало, 5.45, 8).

В настоящее время большое внимание уделяется изучению своего региона. Нам на августовской секции даже дали установку, чтобы региональный компонент  составлял до 25% учебного материала. Материал приходится собирать по крупицам.  Региональный компонент легко включается в любой раздел предмета, представляет подлинный интерес для учащихся – ведь они имеют дело с явлениями близкими и понятными. Изучение музыкального искусства Белгородчины в сочетании с применением передовых технологий будет способствовать не только приобщению детей к искусству, но и воспитанию патриотизма и других важных личностных качеств. Над коллективным проектом «Музыка Белгородчины» мы начали работать с 2012 года. Этот проект постоянно пополняется новыми материалами, которые  используются на уроках.

 В Белгородской филармонии в 2011 году 17 сентября была впервые поставлена опера «Белгородский полк». Это значительное событие для нашей области, изучение этого произведения в прошлом году я связала с уроком истории, так как семиклассники изучают Полтавскую битву в 3 четверти, а в этом году приурочила знакомство с оперой к изучению Пушкинской «Полтавы».  Урок предваряем исполнением Гимна РФ с хором Белгородской филармонии  в органном зале (видео).  Хор участвует в постановке оперы. Затем знакомство с оперой, чтение отрывка из поэмы Пушкина, анализ музыкального фрагмента из оперы.  

(Презентация «Белгородский полк»).

Общей темой для учителей музыки и литературы является «Авторская песня». Кроме традиционного изучения бардовских песен стараюсь и здесь найти региональные особенности.

( Презентация «Авторская песня»)

Слайд 1,2

Например, на уроке «Авторская песня» на этапе целеполагания дети вовлекаются в диалог, ставящий задачу осмысления содержания песни нашего земляка  Влада Забелина «Белгородчина, мать Россиюшка».  После постановки задач урока дети выдвигают гипотезы о том, кто такой исполнитель, каково его  отношение к своей родине, затем   определяются характерные особенности жанра авторской песни. Я предлагаю детям задать мне вопросы о том, что им интересно знать об авторе, его творчестве или личности.

Слайд 3,4,5

В ходе урока мы знакомимся с другими бардами. В песенных альбомах ученики находят песни, отвечающие определению авторской песни.

В тетрадях записывают имена авторов. Исполняем некоторые песни по выбору учащихся (группами).

 Ученикам предлагается провести на уроке небольшое исследование. Анализируя тексты  песен, определяют тематику авторских песен (запись в тетрадях). Далее учитель предлагает найти общее в содержании песен, дети отмечают романтизм, во многих песнях действие происходит у костра, дети отмечают благородство, мужество, верность, чувство собственного достоинства лирического героя.   Приёмы анализа,  синтеза, сопоставления позволяет глубоко постигнуть сущность и отличительные свойства данного жанра, его особую способность затрагивать самые сокровенные уголки души.

Заранее подготовленные дети сообщают сведения о представителях направления.

Пение песен В.Высоцкого, О.Митяева «Как здорово».

И здесь учитель или подготовленные ученики  делают дополнения о том, как связано творчество бардов с нашим краем: песни Олега Митяева, написанные во время гастролей в Белгороде, - «Белогория», «В Белгородской области дожди» (по презентации). Краткие сообщения учащихся о развитии бардовского движения в нашей области («Нежегольская тропа», «Оскольская лира»).

Слайд 6,7

Когда основные понятия усвоены, можно развернуть дискуссионное обсуждение проблемы, например, является ли бардовская песня перспективным направлением или её возможности исчерпаны (можно использовать различные виды дискуссии). Можно также обсудить вопрос о том, какие темы сейчас могли бы появиться в песнях новых бардов, хотелось бы вам попасть на концерт или фестиваль авторской песни. Результат такой дискуссии очевиден: авторская песня остаётся актуальным жанром и в наше время. Дети с удовольствием исполняют бардовские песни на уроках.

Слайд 8,9

Сообщение учителя или подготовленного ученика.

 В заключение  предлагаю исполнить «Песню о Бессоновке» (если ученики сами не назовут её) жителя нашего села Н. Гречаника, заслуженного работника культуры, хормейстера  ДК. Спрашиваю у детей, почему на уроке авторской песни мы можем её спеть.

Метапредметными результатами изучения авторской песни является использование полученных знаний во внеурочной деятельности школьников. Ежегодно в нашей школе по инициативе учителя Марадудиной Л.М. проводятся мероприятия, посвящённые памятным литературным датам. Например, день рождения В.Высоцкого, где мы исполняем его песни, годовщина Лицея, где были использованы песни бардов А.Городницкого и Юлия Кима.

Считаю, что интеграция способствует повышению познавательной активности учащихся, а уроки по этой теме могут стать ступенькой для изучения  авторской песни в старших классах.

Исполнение «Песни о Бессоновке» Н.Гречаника школьным хором.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...