Рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс 8 вид
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Марданова Гульнара Гербовна

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи для  7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник: для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2011г.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_7_klass_8_vid_.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МУСЛЮМОВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ»

КУНАШАКСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО                                                                           СОГЛАСОВАНО                                                               УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО                                                                                                               Зам.директора по УВР                                                                                          Директор школы          

Касымова Ф.Я.    ._______________                                                                              АбдуллинаД.Р._____________________                                                               Латыпова О.Р._________________

Протокол №__ от                                                                                                            

 «____» ___________________ 2017 г.                                                                                «____» ___________________ 2017г.                                                                  «____» ___________________ 2017 г.

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

7 КЛАСС 8 ВИД

 

Разработана Мардановой Г.Г.,

учителем высшей квалификационной категории

п.Муслюмово ж.д.ст.

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа  на 2017 /2018 учебный год по чтению 7 класс составлена на основании Закона РФ «Об образовании», в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ  п. Муслюмово жд.ст., ее целями и задачами.

Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи для  7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2011г.).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник: для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2011г.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Цель курса

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

Задачи курса:

отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Устное народное творчество

Сказки.

Сивка – бурка (русская народная сказка), Журавль и Цапля (русская народная сказка), Умный мужик (русская народная сказка)

Былина. Три поездки Ильи Муромца

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». По улице мостовой

Пословицы

Загадки

Из произведений русской литературы XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка

Стихотворения А. С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль. «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.

Из произведений русской литературы XX века.

Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.«Детство», «Ветер», «Весна»

Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»

Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки)

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»

Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».

Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки»

Учебно-тематический план  по чтению и развитию речи

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 105 часов в год.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого:

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

7ч.

7ч.

2

Из произведений русской литературы XIX века

18ч.

19ч.

37ч.

3

Из произведений русской литературы XX века

27ч.

25ч.

52ч.

4

Внеклассное чтение

2ч.

2ч.

3ч.

2ч.

9ч.

Итого:

27ч.

21ч.

30ч.

27ч.

105ч.


Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7-ом классе (105 ч., 3ч. в неделю)

1 четверть (27 часов)

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

 план

Факт

Устное народное творчество - 7ч. + 1ч. в/ч

1

1

Устное народное творчество.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать; отвечать на вопросы.

2

1

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Уметь находить концовку

в произведении; объяснять

авторские обороты; читать текст художественного произведения «про себя»; рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных.

3

1

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

Уметь объяснять смысл названия произведения; пересказывать отдельные части

рассказа.

Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении.

4

1

Русская народная сказка «Умный мужик».

Уметь рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям

5

1

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

Знать понятие «сказка». Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики; озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев;

6

1

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Уметь высказывать свое мнение, выражать чувства, вызванные литературным произведением; вычленять фрагменты  текста, нужные для ответа на вопрос; сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; создавать рассказ по аналогии с прочитанным, записывать его; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению.

7

1

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».

Уметь анализировать настроение песни, позиции ее создателей, передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о персонаже по предложенному плану;

8

1

Пословицы, загадки.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать произведения; отвечать на вопросы.

Из произведений русской литературы XIX века – 18ч. + 1ч. в/ч

9

1

A.C. Пушкин. Статья.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать произведения; отвечать на вопросы.

10

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя.

Уметь анализировать внутренний мир героев русской народной сказки.

11

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

12

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

13

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона.

Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану; определять значение слова в контексте;

14

1

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

 Уметь определять эмоциональную окрашенность произведения; аргументировать свой выбор; оценивать персонажей; привлекать читательский опыт; создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему.

15

1

А.С. Пушкин «У Лукоморья».

Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать лирическое произведение.

16

1

М.Ю. Лермонтов. Статья.

Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать лирическое произведение.

17

1

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Уметь высказывать свои впечатления о художественном произведении; воссоздавать в устной речи картины,

возникшие при чтении стихов; анализировать поэтический образ

18

1

И.А. Крылов. Статья.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать; отвечать на вопросы.

19

1

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».

Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков героев; сравнивать персонажей различных произведений

20

1

И.А. Крылов «Волк и Журавль».

Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков героев; сравнивать персонажей различных произведений, Выразительно читать текст

21

1

И.А. Крылов «Слон и Моська».

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать; отвечать на вопросы.

22

1

Внеклассное чтение.

ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга».

Уметь выделять реплики персонажей при чтении по ролям; воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;

23

1

Н.А. Некрасов. Статья.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать; отвечать на вопросы.

24

1

НА. Некрасов «Несжатая  полоса».

Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану; определять значение слова в контексте;

25

1

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану; определять значение слова в контексте;

26

1

Л.Н. Толстой. Статья.

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать; отвечать на вопросы.

27

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

2 четверть (21 час)

Дата

Кол-во часов

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

Из произведений русской литературы XIX века – 19ч. + 2ч. в/ч

 план

Факт

28

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

29

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 3 часть. Доверие татар к Жилину.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию;

30-31

2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

32-33

2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 6 часть. Помощь Дины Жилину.

Уметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию;

34

1

Внеклассное чтение. ХКК 

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

Уметь определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать книги.

35

1

А.П. Чехов. Статья.

36

2

А.П. Чехов «Хамелеон».

Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.

37

1

В.Г. Короленко. Статья.

Уметь определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать книги.

38

2

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец».

Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев;

39

2

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием  слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать героев произведения,  используя предложенный список слов; объяснять сделанные выводы; определять основную мысль произведения

40

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать произведение от лица определенного персонажа.

41

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».

Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев;

42

2

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

Уметь определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать героев произведения,  используя предложенный список слов

43

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок.

Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа,

44

1

Внеклассное чтение. ХКК.

 А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем».

Уметь определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать книги.

3 четверть (30 часов)

Дата

Кол-во часов

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

Из произведений русской литературы XX века – 27ч. + 3ч. в/ч

45

1

М. Горький. Статья.

Уметь определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать книги.

46

1

М. Горький «Детство». Обстановка  в доме деда.

Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа,

47

1

М. Горький «Детство». История с напёрстком.

Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.

48

1

М. Горький «Детство». Наказание.

Уметь выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять причины поступков героя и оценивать их.

49

1

М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.

Уметь выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять причины поступков героя и оценивать их.

50

1

М. Горький «Детство». Характеристика Алексея.

Уметь выражать состояние персонажей при чтении по ролям; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения; читать по ролям.

51

1

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.

52

1

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа

53

1

М. Горький «В людях». Попытка учиться.

Умение  делить  текст на части, озаглавливание, составление характеристик, работа с иллюстрацией учебника, пересказ по предложенному плану и работа с выразительными средствами

54

1

М. Горький «В людях». История с самоваром.

Уметь участвовать в обсуждении прочитанного;

55

1

М. Горький «В людях». Приём у врача.

Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль.

56

1

М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.

Уметь объяснять сделанные выводы;

определять основную мысль произведения;

сопоставлять персонажей

57

1

Внеклассное чтение. ХКК. 

В. Арсеньев «Лесное предание».

Уметь отвечать на вопросы;

составлять устный рассказ на данную тему.

58

1

М.В. Исаковский «Детство».

Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства.

59

1

М.В. Исаковский «Ветер».

Уметь сопоставлять картины

природы из произведения и

своей памяти.

60

1

М.В. Исаковский «Весна».

Уметь выражать в устной речи  впечатление от стихотворения; придумывать рассказ на заданную тему.

61-64

3

К.Г. Паустовский «Последний черт».

Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.

65

1

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы

старого дома».

Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства.

66-69

3

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Уметь отвечать на вопросы;

составлять устный рассказ на данную тему.

70-71

2

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

Уметь отвечать на вопросы;

составлять устный рассказ на данную тему.

72-74

2

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать произведение.

75-76

2

В.П. Катаев «Флаг».

77

1

Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.

Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой под руководством учителя и библиотекаря.

4 четверть (27 часов)

Дата

Кол-во часов

Тема

Из произведений русской литературы XX века – 25ч. + 2ч. в/ч

78-81

3

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки».

82

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста.

Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль.

.

83

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер.

84

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.

выделять главную  мысль текста, совершенствовать  навыки выразительного чтения и работы с выразительными средствами.

85

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина.

 Умение  делить  текст на части, озаглавливание, составление характеристик, работу с иллюстрацией учебника, пересказ по предложенному плану и работу с выразительными средствами

86

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.

87

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи через описание по плану.

88

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.

Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам

.

89

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы.

составление плана, развитие выразительности через чтение по ролям.

90

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».

Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам.

91

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

Развитие речи через составление описания собаки по плану.

92

1

Внеклассное чтение. ХКК. 

Ю. Таранов «Неслух».

Развитие читательской самостоятельности через  развитие кругозора, знакомство с подвигами земляков.

93-95

3

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

Уметь  составлять  характеристики героев, анализировать  их поступки.

96-98

3

Г, П. Погодин «Время говорит - пора».

Уметь сочинять по заданной теме; передавать впечатления, полученные при чтении литературного произведения, в рисунке; читать стихи наизусть;

99-101

3

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

Уметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию; прогнозировать

развитие сюжета

102

1

К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».

Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.

103

1

К.Я. Ваншенкин «Снежки».

Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.

104-105

2

Внеклассное чтение. 

В. Сысоев «В новой семье».

Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря

Требования к уровню подготовки учащихся

(7 класс)

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;  

- читать «про себя»;  

- выделять главную мысль произведения;

- характеризовать главных действующих лиц;  

- пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-  читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

-  участвовать в обсуждении темы и текста;

-  оценивать поступки героев с помощью учителя;  

- отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 7 класса 

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

 Оценка «5» ставится ученику, если он:

-        читает правильно, бегло, выразительно;

  • выделяет главную мысль произведения или части;
  • делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

-        называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- отвечает    на    вопросы    и    передает содержание        прочитанного  полно, правильно;

-        твердо знает наизусть текст  стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания;
  • допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;
  • называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
  • допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

-        допускает при чтении наизусть одну-две
самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно
выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении  синтаксических  пауз; три-четыре — в соблюдении знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
  • выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

-        делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется        назвать  главных  действующих        лиц произведения;

-отвечает  на  вопросы  и  пересказывает неполно,     непоследовательно,     допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает    при    чтении    наизусть нетвердое усвоение текста.        

Минимальный уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

  • активно участвует в выделении главной мысли произведения;
  • делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
  • оценивает поступки героев;
  • отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает    стихотворение    наизусть    без ошибок.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении знаков препинания, логических ударений;

-допускает неточности в выделении  основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

-        характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

  • допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;
  • допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

-читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

-затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

-называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

-пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

-отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения

В   начале,   середине   и  конце  учебного   года  проводится   проверка техники чтения. При   проверке   техники   рекомендуется   подбирать   незнакомые,  но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 6 класс - 70-80 слов;  7-9 класс - 90-100 слов.

При    оценке    принимается    во    внимание    успешность    овладения  учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому год обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Основные направления коррекционной работы

  • Корригировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Список использованных источников и литературы

  1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2001. – Сб.1. – 232с.
  2. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2011г.
  3. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  4. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...