Тувинская народная сказка "Кодур-оол и Биче-Кыс"
материал по литературе (5 класс) на тему

Монгуш Чеченмаа Макаровна

По данной сказке был составлен и  проведен  открытый урок на тему "Сравнительная характеристика главных героев в сказе Бажова "Медной горы хозяйка" и тувинской народной сказке "Кодур-оол и Биче-Кыс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuv.nar_.skazka_kodur-ool_i_biche-kys.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

           Тувинская народная сказка «Кодур-оол и Биче-Кыс»

Это было давно-давно, в незапамятные времена. НА берегу реки Тустуг-Хем жил богач по имени Бура-Баштыг. У него была белая богатая юрта, тысячи голов скота и много работников. Среди них были старый охотник, его сын Кодур-оол и девушка Биче-Кыс, возлюбленная Кодур-оола.

        Однажды старый охотник, не выдержав побоев Бура-Баштыга, решил уйти с сыном в лес. Перед уходом его сын Кодур-оол пошел проститься с любимой.

 - Я ухожу с отцом в лес. Добуду много зверя. Освобожу и тебя от Бура-Баштыга.

        В дорогу он взял свой бызаанчы, на котором  любил играть, когда пел песни.

Вдруг пред ним появилась старшая дочь Бура-Баштыга Чылбакай. Она сидела верхом на красивом коне с серебряной сбруей в шелковом халате и шапке из богатого меха, в ушах блестели золотые серьги.

        -  Ты самый красивый среди людей моего отца. И ты оставляешь наш аал и меня!

         - Ты богатая и нарядная. Но у тебя нет сердца. Я не хочу видеть тебя никогда.

        Вечером он подошел к большому утесу, подступившему  к берегу, где остановился его отец.

        Охотники развели костер и легли спать под утесом. Когда наутро Кодур-оол проснулся, костер уже давно погас, и отца не было. Кодур-оол тоже отправился на охоту. Так проходил он до вечера и возвратился  к утесу, не увидев ни одного зверя. А Отец нес на одном плече ружье, на другом – дикого козла. Стыдно стало сыну.

        -  Не печалься, сказал отец, - козел наш. Возьми лучше  бызаанчы, сыграй и спой.

        Когда он проснулся, отца опять не было. Кодур-оол взял ружье и твердо решил вернуться с добычей. Но в это время грянула гроза.

        - Что это? Все пошло мне наперекор. Осенью – гроза! – ОН поставил ружье к скале, взял бызаанчы и  стал  играть  и петь. Голос  у него был сильный, как буря, в то же время нежный и высокий, как призывный зов марала.

        Вдруг раздался страшный треск, и из скалы, у которой сидел Кодур-оол, вышла нарядная  девушка в халате из красного шелка с зеленым поясом, в рысьей шапке с парчовым верхом.

        Ее узкие, черные глаза сверкали, концы длинных кос змеились по земле. Она села  у погасшего костра, не замечая бури.

        -  Я царевна этих гор и лесов, - сказала девушка. – Звуки твоего бызаанчы привели меня сюда. Они проникли  в мое сердце. Пойдем со мной. У меня тысячи голов. Юрта моя из чистого золота и серебра. Если ты станешь моим другом – будешь хозяином этого богатства.

        - Нет, не буду  я твоим другом,- сказал Кодур-оол и отправился на охоту. НО в это время с новой силой разразилась гроза, загремел гром, полил дождь. Какая-то неведомая сила  подняла Кодур-оола и понесла по воздуху. Упав на землю, он увидел возле себя богатую юрту.

        Кодур-оол вошел в богатую юрту,  наполненной дорогими мехами и драгоценностями.

        - Мне не надо твоего богатства  и твоей красоты,- сказал Кодур-оол. У меня есть бедная , но любимая девушка.

        - К ней- то ты не уйдешь! – крикнула разгневанная красавица и убежала.

        Вокруг юрты она поставила стражу. Кодур-оол мог уходить из юрты лишь до того места, куда долетает стрела, пущенная тугой тетивой. Он каждый день взбирался на горку и там играл на бызаанчы свои любимые песни. Все жители аала собирались слушать его. А Кодур-оол долгие дни и ночи думал о том, как убежать от красавицы.

        Случай помог ему.  Лесная царевна решила испытать терпение Кодур-оола.

        - Послушай Кодур-оол. Если ты хочешь получить то, что тебе дороже всего на свете, девяносто дней ничего не говори. Если ты выполнишь это условие, то получишь все, что захочешь. Если нет – будешь изгнан отсюда ни с чем и вернешься к своему костру. НОГ не думай меня обмануть: если ты нарочно что-нибудь  скажешь то всю жизнь будешь сидеть в этой юрте под стражей.

        Много дней Кодур-оол ничего не говорил, выполняя условие. Время от времени он поднялся на горку и играл на бызаанчы. Как-то Кодур-оол вошел в юрту и стал подбрасывать дрова  в очаг, все думая о том, как бы что-нибудь нечаянно не сказать. Он не заметил, как огонь разгорелся, молоко в чаше закипело и стало с шумом заливать пламя. Он невольно воскликнул:

         - Молоко кипит, молоко кипит!

Раздался страшный грохот, что-то  подняло Кодур-оола и понесло пол воздуху. Когда юноша опомнился, то увидел себя возле знакомой скалы, у своего костра, в старой одежде, с бызаанчы в руках.

        -  Где ты был, сын мой? Я много ночей не спал. Много таежных троп исходил, искал тебя. Порой я слышал твою песню. Но она доносилась ко мне эхом со всех сторон. Я  доходил  до ущелий и возвращался назад. Почему ты не сказал, куда ушел? – спрашивал отец, прижимая голову сына к своей груди.

        Сорок лет охотился старик и добыл много богатой добычи. Они вернулись в аал Бура-Баштыга.

        - Бура-Баштыг увидел, что Кодур-оол с отцом вернулись  с богатой добычей и приветливо встретил их. Но они не поклонились ему, как прежде, а прямо пошли в юрту. Хан не стерпел обиды и проговорил:

        - Что вы за люди? Забыли древний обычай – делиться  с друзьями и близкими после удачной охоты?

        - Почему- то ты нашего горя не замечал, а наше  богатство сразу заметил,- сказал отец.

Бура-Баштыг хотел теперь женить свою дочь на Кодур-ооле, но он отказался. Рассердившись, он выгнал Биче-Кыс. С надеждой она побежала к юрте Кодур-оола, но встретила его на полпути. Так Биче-кыс стала женой Кодур-оола и хозяйкой новой юрты.

          ОАО «Тываполиграф», 2013; стр.19-25. В сокращении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика Тувинской Народной Республики

Символика Тувинской Народной Республики...

мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица

Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни...

Тувинские народные пальчиковые игры

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития детей. Они содержательны, увлекател...

Конспект занятия "Тувинские и русские народные сказки в песочной анимации"

Конспект занятия "Тувинские и русские народные сказки в песочной анимации" для учащихся 10-12 лет...

«Нравственное воспитание школьников с применением элементов тувинских народных традиций»

laquo;Для  воспитания  детей  нужен  не  великий  ум, а  больше  сердце-способность  к  общению, к  признанию  равенства  душ &r...

Раздел II.IV. Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"

Тема: Тувинская народная игра "Буга-шыдыраа"...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...