Учимся любить читать 5-6 класс
проект по литературе (5, 6 класс) на тему

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_lyubit_chitat_6_klass.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наблюдается:

- изменение характера чтения;

- преобладание «делового» чтения над «свободным»;

- возрастание числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Программа нацелена на решение следующих задач:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение обучающихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить обучающихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Ведущие принципы кружка:

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно- художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Предполагаемые результаты:

Личностные результаты:

- проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине;

- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

- вести учебный диалог в соответствии с нормами (отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога).

Предметные результаты:

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст;

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

Метапредметные результаты:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Произведения устного народного творчества

4

2

Произведения отечественных писателей

26

3

Произведения зарубежных писателей

4

Итого

34

Календарно-тематический план кружка «Учимся любить книгу»

в расчёте на 1 час в неделю

№п\п

ТЕМА

Кол-во часов

1

С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц». А.Плещеев «Чему в школе учат».

1

2

В. Сутеев «Мышонок и карандаш».

1

3

Сеф «Ключ от сказки».

1

4

Русская  народная  сказка  «Петушок  – золотой гребешок».

1

5

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

1

6

Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука».

1

7

В.Катаев « Цветик – семицветик».

1

8

Е.Пермяк  «Два  рассказа»,  «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко».

1

9

С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

10

Итальянская  сказка  «Как  осел  петь перестал».

1

11

Могилевская «Сказка о громком барабане».

1

12

Д.Хармс « Иван Торопышкин».

1

13

Русская народная сказка «Мужик и Медведь».

1

14

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

1

15

Русская народная сказка «Солдатская загадка».

1

16

В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко».

1

17

Ш.Перро «Красная шапочка».

1

18

Э.Мошковская «Хитрые старушки».

1

19

В.Берестов « Мастер птица».

1

20

М.Зощенко «Самое главное».

1

21

Е.Чарушин «Кошка Маруська».

1

22

С.Маршак  «Рассказ  о  неизвестном герое», «Пожар».

1

23

Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка».

1

24

Б.Житков « Помощь идет».

1

25

А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне».

1

26

С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике».

1

27

Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», «Отчего  у  елового  медведя нос черный».

1

28

А. Гайдар «Чук и Гек».

1

29

Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ.

1

30

Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ.

1

31

Слава русским воинам. Чтение произведений о ВОВ.

1

32

Н. Носов «Приключения Незнайки и его
друзей».

1

33

Выставка «Книги для летнего чтения».

1

34

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

1

Итого

34

Литература

1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

2. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

3. Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

4. Русские  детские  писатели  xx  века.  Библиографический  словарь.  М.: Флинта - наука, 2001.

5. Русские  детские  писатели  xx  века.  Библиографический  словарь.  М.: Флинта - наука,2001.

6. Российская  школьная  хрестоматия.  1-4  классы.  Издательство «Интербук»,1985.

7. Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах. М. Просвещение, 1985.

8. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

10. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

В статье раскрываются причины дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста....

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Чтобы ребенок любил читать

Советы родителям....

Чтобы ребёнок любил читать

Советы для родителей, как помочь ребёнку подружиться с книгой....

Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»

Читательская конференция « Надо учиться любить и учиться ненавидеть…»...

Мастер-класс на тему «Любите читать!»

Данный мастер-класс будет полезен учителям русского языка и литературы. В своей работе я делюсь опытом, как с помощью технологии проектного обучения привить ученикам любовь к чтению и повысить их инте...