Мастер-класс на тему «Любите читать!»
статья

Сарапулова Екатерина Алексеевна

Данный мастер-класс будет полезен учителям русского языка и литературы. В своей работе я делюсь опытом, как с помощью технологии проектного обучения привить ученикам любовь к чтению и повысить их интерес к предметам русский язык и литература. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Любите читать!»

Сарапуловой Екатерины Алексеевны, учителя МБОУ ШР «СОШ № 2»

Осень

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждёт.

И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть…

Я не знаю: что такое?

Хоть бы книжку мне прочесть!

(Козьма Прутков)

- А любите ли вы читать так, как люблю это делать я? (Да.)

- Интересный факт: по данным Международного института маркетинговых исследований GFK на 2 февраля 2021 года Россия находится на втором месте среди самых читающих стран в мире, 59% опрошенных признались, что открывают книгу как минимум 1 раз в неделю. Самыми популярными произведениями стали роман В. Пелевина «Искусство лёгких касаний», «Мятная сказка» А. Полярного и антиутопия Дж. Оруэлла «1984».

- Россия находится на втором месте среди самых читающих стран в мире. Как вы думаете, это соответствует действительности? Почему?

- Опираясь на исследование, свой опыт и опыт коллег, могу отметить, что жители нашей страны, безусловно, читают книги, но это, как правило современная и зарубежная литература. Проблема в том, что люди не читают классику. В этом можно убедиться, посмотрев отрывок из передачи «Вечерний Герасимец».

Видео «Вечерний Герасимец».

- Наверно, каждый учитель литературы на своих уроках сталкивался с тем, что произведения классической литературы неинтересны и непонятны современным детям. Так было и у меня. Как сделать свои уроки интересными? Как побудить учеников к чтению классики? Как сделать сложные вещи простыми?

- В этом мне помогла технология проектного обучения. С помощью творческих проектов, реализуемых на уроках литературы, я смогла замотивировать ребят на чтение вообще и на чтение классики в частности.

Как же это происходит? Кратко напомню структуру образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения. Любой проект включает в себя:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственная разработка проекта.
  3. Оформление итогов.
  4. Презентация.
  5. Рефлексия.

- Так давайте же перейдём непосредственно к самой проектной деятельности. Знаете ли вы, кто такой Алексей Михайлович Жемчужников? (Нет.)

- А вот сейчас узнаете. Это русский поэт и юморист, один из создателей вполне успешного проекта под названием  Козьма Прутков. Интересно, что  23 февраля Жемчужников отпразднует свой двухсотлетний юбилей. Предлагаю нашей фокус-группе создать проект «Поздравь Жемчужникова». Используя факты биографии, его произведения и другой раздаточный материал, создайте открытку или памятный адрес, будьте готовы представить свое поздравление. Время выполнения – 5 минут.

- А пока фокус-группа работает, перенесёмся в прошлое. Как же начиналась моя работа по технологии проектного обучения. Всё начиналось с несложных индивидуальных проектов:

  1. «Мой читательский выбор». Расскажите о книге, которую прочитали летом. Она не должна входить в список обязательной литературы.
  2. «Я читаю М. Ю. Лермонтова...». Создайте буклет или мини-книгу по творчеству поэта. Нужно использовать информацию не из учебника.
  3. «С днём рождения, Пушкин!». Сделайте креативную фотографию или видео с поздравлением А. С. Пушкина, выложите в социальные сети ВКонтакте и Instagram с хэштегом #СДнемРожденияПушкин220, #HappyBirthdayPushkin220, отметьте в публикации Всероссийский музей А. С. Пушкина и меня (таким образом я отслеживаю выполнение задания).
  4. Челлендж «#Наизусть_несмотря_ни_на_что». Выучите стихотворение из списка, запишите на видео, разместите в социальных сетях с #.

Затем мы стали работать над более длительными групповыми проектами:

  1. Комикс по мотивам произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  2. «Поэты пушкинского круга». Каждой группе нужно было рассказать об одном из поэтов в любой форме. Самые оригинальные создали аккаунты поэтов с социальных сетях. Неожиданно приходит мне уведомление в Инстаграме о том, что на меня подписался какой-то Батюшков. Каково же было моё удивление, когда я видела там Константина Батюшкова – поэта пушкинского круга с множеством постов, где он рассказывает о своей жизни, творчестве, публикует стихи.
  3. «Буктрейлер». Задание было придумано по просьбе семиклассников.

Им нужно было выбрать из учебника литературы за 6 класс самое незапомнившееся, самое неинтересное, самое большое произведение русского писателя и снять его рекламу для будущих шестиклассников, чтобы они первым делом захотели прочитать из списка литературы на лето именно это произведение. Задание сразу убивает двух зайцев: и семиклассники повторили, и пятиклассники запомнят.

Давайте посмотрим наиболее интересный буктрейлер по версии пятиклассников. «Бирюк».

В конце прошлого учебного года с каждым классом мы разработали коллективный проект «Одноклассники рекомендуют». Ребята в Google-форме отвечали на вопрос: какую книгу не из школьной программы ты бы посоветовал прочитать своему однокласснику. Из ответов формировался список для летнего чтения.

Выступление фокус-группы.

Подвод итоги, хочется отметить, что технология проектного обучения имеет ряд достоинств:

  1. Использование технологии проектного обучения позволяет современному учителю, соблюдая требования ФГОС, создать на уроке такие условия, которые бы обеспечивали деятельность ученика по освоению предметных знаний и достижению личностных и метапредметных результатов.

Таблица.

ЛИЧНОСТНЫЕ                

готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации, ценностно-смысловые установки: личностные и гражданские позиции, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности.        

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД:

1.        регулятивные,

2.        познавательные,

3.        коммуникативные,

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.        

ПРЕДМЕТНЫЕ

освоенные обучающимися умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного

предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

  1. Эту технологию могут использовать абсолютно все учителя-предметники на своих уроках.
  2. Систематическое использование технологии проектного обучения способствует подготовке учащихся к защите Индивидуальных учебных проектов в 9 и 10 классе. Так два моих ученика 9-го класса в этом году при защите индивидуальных учебных проектов получили отметки «отлично».
  3. Эта технология позволяет делать скучные и трудные вещи – легкими и интересными.

- Как вы думаете, будет ли Россия и дальше находиться на втором месте среди самых читающих стран в мире? Почему?

- Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Не знаю, останется ли Россия на втором месте по чтению, но мы с моими коллегами будем делать всё возможное, чтобы люди не перестали мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".

Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....

Мастер-класс родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"

Мастер-класс  родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....