Рабочая программа по литературе (5 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Парамонов Дмитрий Вячеславович

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса (УМК В.Я.Коровиной) на 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литература (5 класс)361 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

руководителем МО

_______/Сорокина Н.В./

«__»___________2018 г.

Согласована

с заместителем директора

по УВР

_________/Марченкова Г.А./

«____»____________2018 г.

Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения
_________/Михалкина Е.В./

«___» __________2018 г.

Рабочая программа

учебного курса «Литература»

в 5 классе

Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ. Она рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина (М.: Просвещение, 2015). В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 2011).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа для 5 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм со-циальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо-ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-ветственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соб-ственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де-ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по лите-ратуре выражаются в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литера-туры и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям лите-ратуры, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных ли-тературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор-мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изо-бразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжеству-ет, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два Астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы XIX века.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для вне-классного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные пред-ставления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);    А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы ХХ века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки     С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведе-ния (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклас-сное чтение

Классныеконтроль-ные работы

Введение

1

-

-

-

Устное народное творчество

10

1

-

-

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

Из русской литературы XVIII века

2

-

1

-

Из русской литературы XIX века

40

6

5

2

Из русской литературы XX века

28

3

2

1

Из зарубежной литературы

19

5

1

2

Итого:

102

15

9

5

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Домашнее

задание

план

факт

1

2

3

4

5

6

I четверть

Введение (1 ч)

1

Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Творческий пересказ статьи

учебника «К читателям» и статьи «Книга – это духовное завещание одного поколения другому» из практикума «Читаем, думаем, спорим…»; устные или письменные ответы на вопросы учебника и практикума

Устное народное творчество (9 +1 ч)

2

Фольклор – коллективное устное народное творчество

1

Ответы на вопросы (с.8)

из раздела «Размышляем о прочитанном»

3

Малые жанры фольклора. (Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

1

Письменное выполнение

заданий из раздела

«Обогащаем свою речь» (с.8)

4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

1

Письменное выполнение

задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором» (с.10-12); самостоятельное чтение сказки до конца и составление её плана; пересказ одного из эпизодов сказки. Подбор материалов на тему «Художники-иллюстра-

торы сказок» с исполь-зованием интернет-ресурсов.

5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы.

1

Устное выполнение заданий из раздела «Волшебная сказка и ее герои» (с.25); подготовка к пересказыванию сказки с использованием сказочных композиционных элементов; устные рассказы о главных героях сказки (по выбору); создание иллюстраций к сказке, подготовка к их защите.

6

«Царевна-лягушка».

Поэтика волшебной сказки.

1

Ответы на вопросы из раздела «Сказка «Царевна-лягушка»» (с.26); подготовка к чтению

по ролям фрагментов сказки

«Иван – крестьянский

сын и чудо-юдо». Составление викторины по иллюстрациям к сказкам

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Различные виды пересказов на тему «Подвиги Ивана». Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство» (с.39). Создание иллюстраций к сказке и

подготовка к их презентации и защите

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

1

Ответы на вопросы «Раз-мышляем о прочитанном» (с.38); письменная

характеристика героя, подготовка к чтению по ролям сказки «Журавль и цапля».

9

Сказки о животных.

«Журавль и цапля».

1

Составление письменного сообщения на тему «Мои любимые сказки о животных»; подбор электронных материалов на тему «Сказки о животных»: тексты, иллюстрации, фрагменты фильмов

10

Бытовые сказки.

«Солдатская шинель».

1

Составление письменного сообщения на тему: «Своеобразие бытовых сказок»  (с.43-44). Поиск электронных

иллюстраций на тему «Бытовые сказки»; составление

викторины по народным сказкам

11

Р/р. Обучение домашнему сочинению.

1

Темы домашнего сочинения:

1. Мой любимый герой русской народной сказки.

2. Почему я люблю читать народные сказки?

3. Добро и зло в народных сказках.

Из древнерусской литературы (2 ч)

12

 «Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Составление толкового

словарика незнакомых слов из древнерусских летописей

13

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

1

Сочинение по картине

А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

14

Вн.чт. М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин

1

Письменные ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.55)

15

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме.

1

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Составление плана ответа на вопрос «Какие юмористичес-кие элементы использует автор в стихотворении?» Поиск

сведений о баснописцах в справочной литературе и в

ресурсах Интернета, отбор и предъявление полученной информации

Из русской литературы XIX века (34 + 6 ч)

16

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

1

Подготовка сообщения о

баснописце и устный рассказ о нём. Поиск сведений об И. А. Крылове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

17

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

1

Подготовка к вырази-

тельному чтению наизусть одной из басен. Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство» (с.65, 68, 69)

18

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне

1

Подготовка к выразитель-

ному чтению басни наизусть. Письменное сообщение

«Крылатые выражения в басне „Волк на псарне“ и их иноска-зательный характер». Сочинение собственной

басни. Работа над коллек-тивным (индивидуальным)

учебным проектом.

19

Р/р. И. А. Крылов. Обобщение изученного о баснях.

1

Написание басни. Поиск сведений о В.А. Жуковском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации

20

В. А. Жуковский. Краткий

рассказ о поэте. Жуковский-

сказочник «Спящая царевна».

1

Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после про-буждения»

21

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

1

Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента баллады. Поиск сведений об А. С. Пушкине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

22

А. С. Пушкин. Рассказ о детских годах жизни. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины

Родионовны.

1

Подготовка устного рассказа о поэте и выразительного чтения наизусть стихотворения «Няне». Создание иллюстраций к стихотворению; ответы на вопросы с.93 («Размышляем о прочитанном»)

23

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите. Подготовка выразительного чтения пролога наизусть. Чтение «Сказки

о мёртвой царевне и о семи богатырях»

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»:

события и герои

1

Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Создание собственных иллюстраций, подготовка к их презентации и защите

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»:

сравнительная характеристика героев

1

Ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.112-113)

26

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

1

Подбор различных видов

рифмовок в стихотворениях, прочитанных самостоя-

тельно; ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.116)

27

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

1

II четверть

28

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой

царевне и о семи богатырях»

1

Темы домашнего сочинения:

1. В чём превосходство царевны над царицей?

2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?

3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

29

Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок

1

Чтение сказки Антония

Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и подбор материалов об истории её создания

30

Антоний Погорельский. Краткий

рассказ о писателе. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1

Выполнение заданий из

раздела учебника «Обогащаем свою речь» (с.149)

31

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

1

Ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.148-149) . Поиск сведений о М. Ю. Лермонтове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

32

М. Ю. Лермонтов. Краткий

рассказ о поэте. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

Устный рассказ о поэте и героях стихотворения. Подго-товка к выразительному

чтению стихотворения наизусть. Создание собственных иллюстраций к стихотворению и подготовка к их презентации и защите. Ответы на вопросы «Размышляяем о прочи-танном» (с.155)

33

«Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства

языка.

1

Письменный ответ на вопрос «Какую роль в стихотворении играют его звуковые особенности, поэтическая лексика и синтаксис?»

Чтение сказки Лермонтова «Ашик-Кериб» и выполнение иллюстраций к ней

34

Вн. чт. «Ашик-Кериб» как

литературная сказка. Добро и зло в сказке

1

Поиск сведений о Н. В. Гоголе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение по-

вести «Заколдованное место»

35

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Сюжет повести «Заколдованное место».

1

Художественный пере-

сказ эпизодов повести, ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.169)

36

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика

в повести.

1

Чтение повестей «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» (по выбору). Создание собственных иллюстраций к повести, подготовка к их презентации и защите.

37

Вн.чт. Поэтизация картин народной жизни в повестях Н.В.Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская

ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»,

«Страшная месть»)

1

Письменный ответ на проблемный вопрос:

1. Как главные герои гоголев-ских «Вечеров…» побеждали зло? (По одной из повестей.)

2. Чем близки повести Гоголя русскому фольклору?

Поиск сведений о детстве

Н. А. Некрасова с исполь-зованием справочной

литературы, ресурсов Интернета.

38

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Есть женщины в русских

селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

Подготовка к выразитель-

ному чтению наизусть отрывков из поэмы. Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России».

Чтение стихотворения «На Волге» (для внеклассного

чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некра-сова, подготовка к их презентации и защите

39

Поэма Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1

Подготовка к чтению

наизусть и инсценированию отрывка из стихотворения «Мужичок-с-ноготок». Создание иллюстраций к

стихотворению, подготовка к их презентации и защите

40

Язык стихотворения Н.А.Некра-сова «Крестьянские дети».

1

Описание одной из ил-

люстраций к стихотворению. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»). Чтение повести «Муму».

41

И.С.Тургенев. Краткий рассказ

о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

Выборочный пересказ

истории одного из героев (по выбору). Создание соб-

ственных иллюстраций.

42

Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства.

1

Составление плана харак-теристики Герасима. Подготовка к устному рассказу о герое по плану (с использованием цитирования) и его письменная характеристика

43

Система образов в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

1

Письменные сравнительные характеристики героев

44

Р/р. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

2. Каковы друзья и враги Герасима?

3. В чём вина и в чём беда барыни?

Подготовка к выразительному чтению стихотворений Фета

45

А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Лирика.

1

Подготовка к выразительному чтению рассказа Л. Н. Толстого

«Кавказский пленник»

46

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев

1

Устные рассказы о Жилине и Костылине (по группам). Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите

47

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин

1

Письменная сравнительная характеристика героев.

48

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова,

Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

1

III четверть

49

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

1

Темы домашнего сочинения:

1. Друзья и враги пленного Жилина.

2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3. Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник».

50

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

Создание собственных иллюстраций к рассказам

А. П. Чехова и подбор к ним

цитатных подписей. Ответы на вопросы «Размышляем о прочитанном» (с.268, 269)

51

Р/р. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1

Завершение работы по

составлению таблицы (описание недостающих кадров киносценария). Чтение ранних рассказов Чехова «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу» (по группам)

52

Вн.чт. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте

1

Письменный ответ на вопрос «Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова?» (на примере 1–2 рассказов).

53

Ф. И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта.

1

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворения Тютчева (по выбору) и стихотворений других поэтов. Ответы на вопросы (с.273)

54

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

1

Создание собственных

иллюстраций к стихотво-рениям и подготовка к их презентации и защите. Ответы на вопросы (с.274, 276, 277, 280, 282)

55

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лири-ческого текста (по русской поэзии XIX века)

1

Письменный анализ сти-

хотворения. Подготовка к выразительному чтению рассказа И. А. Бунина «Косцы»

Из русской литературы XX века (25 +3 ч)

56

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ  «Косцы».

1

Пересказ рассказа «Косцы» с использованием авторских слов и выражений. Ответы на вопросы (с.11)

57

Вн.чт. И. А. Бунин. Тема истори-ческого прошлого России в рассказе «Подснежник»

1

Чтение рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе» и подготовка

инсценированного чтения его фрагментов и различных видов пересказов

58

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

Чтение и пересказ фрагментов повести. Заполнение цитатной таблицы «Портретные характеристики героев» (по группам)

59

В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.

1

Письменная сравнительная

характеристика героев (по выбору). Подготовка выборочного пересказа «История старого Януша».

60

«Дурное общество» и

«дурные дела» в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1

Подготовка планов пись-

менных ответов на проб-лемные вопросы (по группам):

1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

61

Р/р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

Темы домашнего сочинения:

1. «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»

2. «Два отца: Тыбурций и судья».

3. «Вася и его отец: от вражды к пониманию».

4. «Маруся и Соня: два детства».

62

С. А. Есенин. Краткий рассказ о

поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низ-

кий дом с голубыми ставнями…».

1

Подготовка выразительного чтения наизусть сти-хотворений поэта. Отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений Есенина.

63

П. П. Бажов. Краткий рассказ

о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы

1

Письменный рассказ

о главных героях сказа и их нравственная оценка.

64

П.П.Бажов. «Медной горы Хо-зяйка»: сказ как жанр литературы.

1

Письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова. Чтение сказки К. Г. Паустов-ского «Тёплый хлеб» и подготовка к инсценированию эпизодов сказки

65

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

1

Заполнение таблицы

«Цитатная характеристика героев сказки» (по группам).

66

Язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»:

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. О чём я задумался, читая сказку «Тёплый хлеб»?

2. Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» помогли Фильке измениться?

3. Что вас удивило в описаниях природы в сказке «Тёплый хлеб»?

67

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К. Г. Паустовского.

1

Поиск сведений о Маршаке-сказочнике с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета.

Подготовка устного рассказа о детстве и юности поэта.

68

С. Я. Маршак. Краткий рас-

сказ о писателе. Сказки для детей.

1

Чтение пьесы-сказки

«Двенадцать месяцев» и подготовка к выразительному чтению её фрагментов по ролям. Ответы на вопросы

по содержанию сказки

69

Проблемы и герои в сказке-пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Подготовка устных сообщений о характере и поступках Падчерицы, Королевы, Мачехи, Дочки, Профессора, Солдата (по выбору). Ответы на вопросы (с.107)

70

Народная основа пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов, подбор необходимых цитат для письменного высказывания

71

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

1

Темы домашнего сочинения:

1. Чем похожи и чем разли-чаются Падчерица и Королева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на

народные сказки?

72

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

1

Создание собственных иллюстраций к рассказу и

подготовка к их презентации и защите. Ответы на вопросы (с.122)

73

«Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе А. П. Платонова.

1

Письменный ответ на один из вопросов (по выбору):

1. Каким показан мир фантастических существ в рассказе Андрея Платонова «Никита»?

2. Почему слова «добрый», «труд», «живой» стоят в рассказе в одном смысловом ряду?

74

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1

Создание иллюстраций

к рассказу и подготовка к их презентации и защите, ответы на вопросы (с.152)

75

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя

1

Выполнение письменной

характеристики героя (с использованием материалов таблицы)

76

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Стихотворение «Рассказ танкиста».

1

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть

77

К. М. Симонов. Краткий рассказ о

поэте и его военной биографии.

Стихотворение  «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

Письменный анализ стихотворения

78

Р/р. Классное сочинение

1

Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов:

1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина,

Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)?

2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1–2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?

IV четверть

79

Стихотворные лирические произведения И. А. Бунина, Дон-Аминадо о родине, родной природе как выражение

поэтического восприятия окружающего мира

1

Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «Почему в сти-хотворениях Бунина и

Дона-Аминадо главным становятся воспоминания?»

80

Образ родины в стихах Д. Кедрина, А. Прокофьева, Н. Рубцова о природе.

1

Подготовка к выразитель-

ному чтению стихотворения наизусть.

81

Саша Чёрный. Краткий

рассказ о поэте. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник»

1

Подготовка пересказа

фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа. Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»

82

Саша Чёрный. Образы и

сюжеты литературной классики в рассказе «Игорь-Робинзон»

1

Письменный ответ на вопрос «Какими способами автор добивается в рассказе «Игорь-Робинзон» юмористических эффектов?»

83

Ю. Ч. Ким. Краткий рассказ о поэте. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1

Подготовка письменного

ответа на вопрос «Как вы понимаете слова С. Я. Маршака о талантливом читателе?» (с.191).

Из зарубежной литературы (14 +5 ч)

84

Р. Л. Стивенсон. Краткий

рассказ о писателе.

«Вересковый мёд»: верность традициям предков

1

Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского. Поиск в Интернете портретов Д. Дефо, истории матроса Александра Селкирка, изображений кораблей и морских пейзажей

85

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя

1

Подготовка выборочного

пересказа на тему «Как Робинзону удалось выжить на

необитаемом острове?». Поиск в Интернете и создание

собственных иллюстраций к роману «Робинзон Крузо»

86

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

1

Чтение глав романа.

Составление письменной характеристики Робинзона

87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

1

Подготовка сообщения

на тему «Почему роман „Робинзон Крузо“ до сих пор интересен читателям». Составление плана срав-

нительной характеристики Робинзона Крузо и Игоря-Робинзона, Робинзона Крузо и Васютки (по выбору).

88

Х.-К. Андерсен. Краткий

рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1

Подготовка выразительно-

го чтения и пересказа историй из сказки. Подготовка

выборочного пересказа «Герда спасает Кая».

89

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

Составление письменной характеристики Герды. Подготовка рассказа о

Снежной королеве. Ответы на вопросы (с.248).

90

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

1

Чтение сказок Андерсена «Огниво», «Дикие лебеди», «Ель», «Штопальная

игла». Составление вопросов для викторины

91

Вн.чт. Волшебные сказки Андерсена.

1

Чтение сказок Андерсена

«Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Русалочка», «Соловей», «Свинья-копилка», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Свинопас» (2–3 сказки по выбору). Подготовка к письменным ответам на проблемные вопросы (с.250)

92

Р/р. Сказки Х.-К. Андерсена.

Подготовка к сочинению

1

Написание черновика сочинения.

93

Р/р. Классное сочинение по

сказке Х.-К. Андерсена.

1

Написание сочинения на одну из тем:

1. Почему Герда победила Снежную королеву?

2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?

3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно

назвать благородными?

94

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства

1

Чтение романа «Приключения Тома Сойера» (гл. 6, 7, 9, 12, 20, 31). Создание иллюстраций к главам романа и подготовка к их презентации и защите

95

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

1

Подготовка пересказа гл.

32-34 и инсценировки эпизода «Том и Гек собираются создать шайку разбойников» (гл. 35). Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. след. урок). Поиск в Интернете изображе-ния памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну и подготов-ка сообщения о нём

96

Р/р. «Приключения Тома

Сойера» – любимая книга многих поколений читателей

1

Написание сочинения. Чтение рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише».

97

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

Письменная характеристика Киша. Создание собственных иллюстраций к рассказу и

подготовка к их защите. Ответы на вопросы (с.280).

98

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

1

Подготовка к итоговой кон-трольной работе. Чтение статьи «Стихи и как читать их вслух» из раздела «Справочные мате-риалы». Составление рекомен-даций для начинающих чтецов

99-100

Итоговая классная контрольная работа по литературе

2

Выполнение заданий для

викторин и ответы на «Заклю-чительные вопросы и задания» из практикума «Читаем, дума-ем, спорим…». Подготовка инсценировок фрагментов из изученных произведений. Отчёты о выполнении индивидуальных и коллек-тивных учебных проектов.

101-102

Р/р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

2

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  1. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) [Текст] / под ред. В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2010.
  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2013.
  4. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс [Текст] : методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. - М. : Просвещение, 2004.
  1. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... [Текст] : дидактические материалы по литературе. 5 класс / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2012.
  2. Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  3. Ерёмина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Текст] : кн. для учителя / О. А. Ерёмина. - М. : Просвещение, 2008.

Литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Русская литературная классика. Книга для чтения в 5 классе [Текст] : тексты художественных произведений и комментарии к ним. - Самара : Фёдоров, 2005.
  2. Ганжина, Н. Ю. Литературная гостиная [Текст]: сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды / Н. Ю. Ганжина, Н. Ф. Назарова. - М. : АРКТИ, 2004.
  3. Чижов, Д. Г. Тесты. Литература. 5 класс [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. Г. Чижов. - М. : ACT : Астрель, 2002.
  4. Оглоблина, Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 классы [Текст] / Н. Н. Оглоблина. - М. : ACT : Астрель, 2004.
  5. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст] : кн. для учителя / Н. М. Шанский. -М. : Просвещение, 2002.
  6. Тодоров, Л. В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 [Текст] / Л. В. Тодоров, А. В. Фёдоров. - М. : Просвещение, 2011.
  7. Древнерусская литература. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для 5-9 классов общеобразоват. учреждений / сост. О. В. Творогов. - М.: Просвещение, 2002.
  8. Российская школьная хрестоматия [Текст] : в 3 сер. / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. -М. : Интербук, 1995.
  9. Ленюшкина, Л. Г. Русская литература XIX века: первая половина [Текст]: хрестоматия художественных произведений: в 2 ч. / Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. - М.: Просвещение, 2001.
  1. Мифы народов мира [Текст] : хрестоматия / сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина, Е. С. Абелюк ; введен. В. И. Коровин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Рост мирос, 1999.
  2. Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века [Текст] / сост. В. П. Журавлёв; худож. А. А. Митрофанов. - М. : Просвещение, 1998.
  3. Литература Древней Руси [Текст] : биобиблиографический словарь / сост. Л. В. Соколова ; под ред. О. В. Творогова. - М.: Просвещение, 1996.
  4. Русские писатели XIX - начала XX века [Текст] : биобиблиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. - М. : Просвещение, 1995.
  5. Русские писатели XIX века [Текст] : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. - М.: Просвещение, 1996.
  6. Зарубежные писатели [Текст] : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. - М. : Просвещение, 1996.
  7. Русские писатели: XX век [Текст]: биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. Н. Н. Скатова. - М. : Просвещение, 1998.
  8. Пушкин, А. С. Школьный энциклопедический словарь / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин ; под ред. док. фил. наук, проф. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 1999.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графи-ческая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

2. Мультимедиапроектор.

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).

4. Экран на штативе или навесной.

Информационные ресурсы в Интернете:

www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru – Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru – Электронные словари.

www.gramota.ru – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru – Мифологическая энциклопедия.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...