Презентации к уроку
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Степаненко Анжела Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (материалы к урокам)

Слайд 3

«Кавказский пленник» был написан Толстым для « А збуки», которую он выпустил в свет в 1872 году

Слайд 4

Величественный Кавказ

Слайд 5

Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. Из словаря С.И.Ожегова:

Слайд 6

Вывод. Не существует внутренней вражды между народами. Каждый народ имеет свои традиции, к которым человек другой национальности должен относиться с уважением. Глава II Эпизоды: «Описание одежды горцев» «Обед» «Похороны»

Слайд 7

Вывод. В плену характер Жилина проявился особенно ярко. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что и нравится людям, независимо от их национальности. Глава III Жилин и горцы - Почему Жилин взялся за рукоделие: - Почему старуха разбила куклу? Почему Дина начала носить Жилину молоко вместо воды, а также другую еду? - Чем Жилин поразил татар? Почему не все татары привыкли к Жилину?

Слайд 9

Домашнее задание: Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина Подумать над вопросом о том, почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники» Найти в толковом словаре значения слов «Жила» и «Костыль». Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев.

Слайд 10

Жилин и Костылин . Работа в группах 1 группа. Глава 1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? 2 группа. Глава 2. Эпизод «Выкуп». Почему Костылина татары назвали «смирным» 3 группа. Главы 3 – 4. Найти в тексте глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина . К какому из героев можно отнести понятие «действие» и «бездействие». 4 группа. Глава 5. Сцена побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что добавляет это к характеристике героя? 5 группа. Глава 6. Эпизод «Прощание Дины с Жилиным». Почему второй побег удался?

Слайд 11

Исследовательская работа со словарём Жила – прочное окончание мышц, отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Таков и герой рассказа по фамилии Жилин. Костыль – палка для хромых, безногих. Фамилия Костылин характеризует второго героя как слабого, нуждающегося в поддержке человека.

Слайд 12

Схема сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» 1. Портрет. 2. Поведение героев. 3. Речь. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношение героев .

Слайд 13

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица? Что общего у наших героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин - дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск и попадают в плен. Жилин и Костылин Сравнительная характеристика героев

Слайд 14

Какое отношение у читателя к Жилину и Костылину ? Костылин : « Грузный» - тяжёлый «Толстый » - полный «Красный» - вспотевший . Портрет Жилина и Костылина Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество. Пословицы, которые придумал народ о людях неказистых, неброских, но душевно сильных, крепких. Мал, да удал; Мал золотник, да дорог.

Слайд 15

Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь». Монолог как форма речевой характеристики

Слайд 16

1. Как повели себя офицеры при первой встрече? 2. Почему Жилин хочет поехать один 3. Как характеризует поведение героев в плену? 4. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло . Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. «Не боялся да не буду бояться вас, собак!» Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Поведение героев

Слайд 17

Побег из плена

Слайд 18

Жилин Костылин Главная цель Жилина – освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается всё предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

Слайд 19

Приём , при помощи которого Толстой изображает героев называется АНТИТЕЗА (противопоставление). Авторская позиция. Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой недостоин называться человеком. Зачем Толстой противопоставляет героев?

Слайд 20

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей

Слайд 21

Подготовка к сочинению Жилин и Костылин : разные судьбы. Схема сочинения-рассуждения: Т – Д - В Тезис Доказательства Вывод Основная мысль сочинения: Жизнь человека зависит от характера, от поступков, которые человек совершает, от того выбора, который он делает сам.

Слайд 22

Подготовка к сочинению Жилин и Костылин : разные судьбы. План Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных героя? Сравнительная характеристика Жилина и Костылина : а) портретная характеристика героев; б) поведение героев; в) речь персонажей; г) отношение к окружающим; д ) взаимоотношения героев. 3. Жизнь человека зависит от того выбора, который он делает сам.

Слайд 23

«Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 1872 году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из самых лучших. В нём два главных героя, но в названии слово «пленник», а не «пленники». Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным , говорит о том, что ему нравится первый герой, Жилин. Разные судьбы у героев этого рассказа, разные у них и характеры. Как же Толстой сумел показать, что именно разница в характерах, в поведении Жилина и Костылина привела к такому развитию событий? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробно главных героев этого рассказа. Примерный вариант вступления

Слайд 24

Лев Николаевич Толстой в своём рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера человека, от того выбора, который человек всегда делает сам. Эта мысль может быть перенесена и в сегодняшние дни: мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения. Примерный вариант заключения

Слайд 25

Написать сочинение – рассуждение «Жилин и Костылин : разные судьбы» по плану, используя в доказательствах цитаты из текста. Прочитать статью учебника об А.П.Чехове и рассказ «Хирургия». Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема детства в рассказе А.Платонова «Никита»

Слайд 3

Лексическая работа Как вы понимаете значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба, баня топилась по-чёрному, изгородь, колья, колхоз, овин, околица, сени, трудодень?

Слайд 4

План рассказа 1. Мама уходит на работу

Слайд 5

План рассказа 2. Никита «живёт один» а ) Кто живёт в бочке б ) «Доброе солнце» в ) Колодезные жители г ) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня д ) Жёлтый цветок

Слайд 6

План рассказа 3. Возвращение отца а ) Встреча Никиты с отцом б ) Разговор Никиты с отцом в ) Работа с отцом

Слайд 7

Итоги урока Андрей Платонов показал нам мир глазами пятилетнего ребёнка. Это живой мир, в каждом предмете Никита видит живое существо. Мир враждебный, потому что рядом нет того, кто защитил бы мальчика. С приходом отца Никита чувствует защиту. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения.

Слайд 8

Домашнее задание Составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица. Задание на выбор: а) подобрать пословицы о труде б) выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Г.Короленко повесть «В дурном обществе»

Слайд 2

Цели и задачи: -обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; -проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»; -развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся; -воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Слайд 3

Урок 1 Личность писателя В.Г.Короленко. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» («Дети подземелья»)

Слайд 4

Владимир Галактионович Короленко … через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума . 1853 – 1921 А. Платонов

Слайд 5

«Темные личности» из «дурного общества»

Слайд 6

В. Перов. Спящие дети. 1870

Слайд 7

Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е

Слайд 8

В.П. Якоби. Осень.

Слайд 9

П.П. Чистяков. Нищие дети.

Слайд 10

В. Г. Перов. Савояр.

Слайд 11

Н.В. Невреев. Дед Василий.

Слайд 12

Ф.А. Бронников. Старик-нищий.

Слайд 13

В чем созвучие полотен русских художников и повести Короленко «В дурном обществе»?

Слайд 14

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» Повесть — один из видов эпического произведения. Виды эпических произведений Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев. Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения. Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.

Слайд 15

Сюжетные линии в повести Короленко Первая линия : жизнь Васи (взаимоотношения Васи с отцом) Вторая линия : жизнь семьи Тыбурция Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Слайд 16

Композиционный план повести Короленко Экспозиция (главы I и II ): история жизни Васи в Княж-городке Завязка ( глава III ): знакомство Васи с Валеком и Марусей Развитие действия (главы IV - VII ): взаимоотношения Васи с детьми, знакомство с Тыбурцием, болезнь Маруси Кульминация ( глава VIII ): история с куклой, смерть Маруси, примирение Васи с отцом Эпилог (Заключение): исчезновение Тыбурция и Валека, Марусина могилка

Слайд 17

Домашнее задание Прочитать повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе» до конца Подготовиться к тесту на знание текста Выучить записи в тетради Ответить на вопросы 1 – 3 (с. 45 учебника)

Слайд 18

Урок 2 Вася и его отец. Знакомство мальчика с «дурным» обществом»

Слайд 19

Проверочная работа на знание текста Задание: если вы согласны с утверждением, то ставьте +, не согласны ставьте - 1. Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. 2. Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. 3. Васю и его отца разделила смерть Васиной матери. 4. Вася и Валек впервые встретились в роще. 5. Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью. 6. Маруся очень отличалась от Сони. 7. Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек. 8. Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее. 9. Мясо для Валека и Маруси было редкой едой. 10. Маруся заболела осенью. 11. Вася тайком взял куклу у Сони. 12. Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Слайд 20

Ответы: 1. + Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. 2. - Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. 3. + Васю и его отца разделила смерть Васиной матери. 4. - Вася и Валек впервые встретились в роще. 5. + Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью. 6. + Маруся очень отличалась от Сони. 7. + Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек. 8. - Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее. 9. + Мясо для Валека и Маруси было редкой едой. 10. + Маруся заболела осенью. 11. - Вася тайком взял куклу у Сони. 12. + Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Слайд 21

Беседа по вопросам От чьего имени ведется рассказ? Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор? Какие чувства вызывает замок и часовня у Васи? Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны? Как складывались отношения Васи с отцом? Почему мальчик начал бродяжить? Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

Слайд 22

В. Глуздов. Старый замок. 1977 В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984

Слайд 23

Задания Найдите в главе III портретные описания Валека и Маруси. Как в этих описаниях проявляется авторское отношение к героям? Прочитайте разговор Васи и Валека. Почему не произошла драка? Почему Валек попросил Васю не болтать о том, что произошло?

Слайд 24

План рассказа о герое повести 1. Как выглядит герой? 2. Из какой он семьи? Из какого общества? 3. Какие поступки он совершает? 4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Слайд 25

Домашнее задание Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции.

Слайд 26

Урок 3 Жизнь среди серых камней. Дружба Васи с Валеком и Марусей Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…

Слайд 27

Урок-семинар Рассказать о героях повести по плану (домашнее задание) Ответить на вопросы: Символом чего является серый камень (известняк)? Прочитайте в главе VI сцену разговора Васи и Валека об отце Васи. О чём этот разговор заставил задуматься Васю? Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком? Как Вася познакомился с Тыбурцием? Как повлияло на Васю мнение Тыбурция о его отце? (главы VI и VII ) Как изменился характер Васи за время дружбы с Валеком и Марусей?

Слайд 28

Анализ главы «Кукла» и Заключения Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш? О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша? Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

Слайд 29

Чтение главы, беседа Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой? Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну? Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Слайд 30

Домашнее задание Объяснить (письменно) слова и словосочетания – задание 1 учебника на стр. 46

Слайд 31

Урок 4 Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Слайд 32

Словарная работа Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра. Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах , пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные. Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Слайд 33

Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо. Раздоры — разногласия, ссоры, вражда. Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек. Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

Слайд 34

Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки. Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.

Слайд 35

Ключевые понятия Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Слайд 36

Сочинение Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») Этапы работы над сочинением: Обдумывание темы Определение идеи сочинения Подбор материала Редактирование и переписывание

Слайд 37

Определение темы Васина дорога к правде и добру Ключевые слова: Васина (интересует судьба именно этого героя) Дорога (необходимо проследить этапы внутреннего движения, развития характера Васи) К правде и добру (изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека)

Слайд 38

Нахождение идеи Почему Вася считал себя негодным мальчишкой? Как он изменился после встречи с «детьми подземелья»? Согласны ли вы с утверждением Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…» Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

Слайд 39

Подбор материала Какие эпизоды следует отобразить в своём сочинении: Жизнь Васи до встречи с Марусей (гл. I – II) Первая встреча (гл. III ) Чувства Васи по отношению к Марусе (гл. III – VIII ) Разговор с Валеком об отце Васи, слова Тыбурция о судье (гл. IV , VI , VII ) «Смутные ощущения» и размышления о воровстве (гл. V) История с куклой (гл. VIII ) На могиле Маруси (Заключение)

Слайд 40

План сочинения I . Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» II . История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи. Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившееся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу. Почему Вася не осудил своих друзей за воровство?

Слайд 41

План сочинения (продолжение) 5. Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера между Васей и его отцом. 6. На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. III . В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи. История, рассказанная В.Г.Короленко, - урок милосердия и любви к людям. Список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Слайд 42

Домашнее задание 1. Написать по плану сочинение-рассуждение «Васина дорога к правде и добру». 2. Прочитать статью в учебнике (стр. 47) о Сергее Есенине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Проверочная работа на знание текста Задание: поставьте значок +, если тезис верный, значок - , если тезис ошибочный События в рассказе происходили осенью. Жилин был невелик ростом, да удал. Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. Во второй раз Жилин бежал один. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты. После побега Жилин всё-таки поехал в отпуск.

Слайд 2

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Проверочная работа на знание текста Задание: поставьте значок +, если тезис верный, значок - , если тезис ошибочный ОТВЕТЫ - События в рассказе происходили осенью (нет, летом) + Жилин был невелик ростом, да удал. + Жилин попал в плен, потому что Костылин его одного бросил. - Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей (нет, 5000 рублей) + Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. - Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (нет, он не смирился, планировал побег) + Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. + Во второй раз Жилин бежал один. + Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты. - После побега Жилин всё-таки поехал в отпуск (нет, он остался служить на Кавказе, в отпуск не поехал)

Слайд 3

Взаимопроверка Критерии оценки «5» - все ответы правильные «4» - допущено 1 – 2 ошибки «3» - допущено 3 – 5 ошибок «2» - допущено более 5 ошибок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев « Васюткино озеро »

Слайд 2

Проблемные вопросы Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки даёт природа герою и читателю?

Слайд 3

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева « Васюткино озеро», или Уроки мудрости и доброты « Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой» В.П.Астафьев

Слайд 4

«Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек…» В . Астафьев

Слайд 5

Работа в группах Группа 1 Васютка в начале рассказа Рассказать о том, каким мы видим главного героя в начале рассказа. Что взял Васютка с собой в тайгу? Какие оплошности допустил? Что ещё взяли бы вы с собой, отправляясь в лес? Что надо помнить человеку, когда он идёт в тайгу? Составить памятку «Советы идущему в лес».

Слайд 6

В тайгу...

Слайд 8

Вывод Природа – это мать, кормилица

Слайд 9

Работа в группах Группа 2 Поведение Васютки в лесу Проанализировать поведение Васютки в лесу. С какого события начались приключения Васютки ? Найдите описание тайги, как рисует её автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором? Что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? Составить памятку «Если ты заблудился в лесу»

Слайд 10

Я заблудился... "Глухарь!"- догадался Васютка Муха- пленница паука, Васютка- пленник леса...

Слайд 11

Выводы Природа – это открытая книга Природа – учитель и друг.

Слайд 12

Работа в группах Группа 3 Открытие Васютки , встреча с Енисеем Проанализировать эпизоды «Открытие Васютки » и «Встреча Васютки с Енисеем». На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание. Как озеро спасло мальчика? Какие эмоции испытывал Васютка , когда он вышел к Енисею? Почему отражение в Енисее удивило Васютку ? Нарисовать иллюстрацию озера, которое открыл Васютка .

Слайд 13

И озеро в тихом вечернем огне Лежит в глубине, неподвижно сияя, И сосны, как свечи, стоят в вышине, Смыкаясь рядами от края до края...

Слайд 14

Енисей

Слайд 15

Выводы Природа – это величественный храм Природа – это зеркало души человека

Слайд 16

Домашнее задание Написать Васютке письмо-отзыв о том, чему вы у него научились, чем вам запомнился рассказ В.П.Астафьева.

Слайд 17

Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава - Васюткиного озера сияние!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочная работа на знание текста по рассказу И.С.Тургенева « Муму » 5 класс

Слайд 2

Задание: дайте краткие ответы на вопросы по тексту О ком идёт речь в данном отрывке: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? Назовите имя героя по описанию: «…мужчина двенадцати вершков росту, сложенный богатырём и глухонемой от рождения» Кем служил у барыни Гаврила? О каком персонаже идёт речь: «С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила»? Кто такой Капитон? О каком персонаже идёт речь: «Первое время она была слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась…» Почему барыня невзлюбила Муму ? Почему Герасим плакал, когда кормил Муму щами в трактире? Что Герасим был вынужден сделать с любимой собачкой? Как сложилась дальнейшая судьба главного героя?

Слайд 3

Проверочная работа на знание текста по рассказу И.С.Тургенева « Муму » (ответы) О ком идёт речь в данном отрывке: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? (о барыне) Назовите имя героя по описанию: «…мужчина двенадцати вершков росту, сложенный богатырём и глухонемой от рождения» (Герасим) Кем служил у барыни Гаврила? (главным дворецким) О каком персонаже идёт речь: «С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила»? (о прачке Татьяне) Кто такой Капитон? (башмачник, горький пьяница, за него барыня выдала замуж Татьяну) О каком персонаже идёт речь: «Первое время она была слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась…» (о Муму ) Почему барыня невзлюбила Муму ? (потому что Муму на неё зарычала, когда барыня хотела её погладить) Почему Герасим плакал, когда кормил Муму щами в трактире? (потому что он кормил её в последний раз) Что Герасим был вынужден сделать с любимой собачкой? (утопить по приказу барыни) Как сложилась дальнейшая судьба главного героя? (Герасим вернулся в деревню, жил бобылём в своей одинокой избе, перестал водиться с женщинами, ни одной собаки у себя больше не держит)

Слайд 4

Взаимопроверка Критерии оценки проверочной работы на знание текста «5» - 10 – 9 баллов «4» - 8 – 7 баллов «3» - 6 – 5 баллов «2» - менее 5 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказки народные и литературные (материалы к уроку) 5 класс

Слайд 2

Сказки народные и литературные Народные сказки Литературные сказки Нет автора Есть автор Текст может меняться Текст не меняется Традиционная форма Есть сказки в прозе, есть – в стихах Действие происходит в сказочно-фантастическом мире Часто место действие конкретно названо, узнаваемо Время неопределённое, сказочное Время часто конкретное, узнаваемое Герои обязательно волшебные (Иван-царевич, Василиса Премудрая) Герои могут быть обычными людьми Небольшой объём Объём может быть разный (есть сказки маленькие, есть большие)

Слайд 3

Примеры народных сказок и сказок литературных Народные сказки Литературные сказки «Царевна-лягушка», « Иван-крестьянский сын и чудо-юдо », «Колобок», « Марья-Моревна », «Курочка Ряба» и др. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», Сказки А.С.Пушкина К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» Характеристика главного героя

Слайд 2

«Тёплый хлеб»

Слайд 3

Характеристика главного героя Судьба Фильки. План. Филька – главный герой сказки «Тёплый хлеб». Прозвище Фильки отражает его характер. Жестокий поступок Фильки. Как рассказ бабки повлиял на Фильку. Совет дедушки Панкрата . Спасение деревни от холода и голода. Примирение Фильки с конём. Значение злых и добрых поступков в жизни человека.

Слайд 4

Задание Дать характеристику главного героя рассказа К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...