Урок "Путелетатель и его история"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Камалетдинова Ирина Анатольевна

Стилистические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon puteletatel_i_ego_pisma_perevedennye_nizhepodpisavshimsya.ppt1.88 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc836 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неизвестные страницы… Редкие книги , редкие события, редкие факты…

Слайд 2

Библиотека им.Н.И. Лобачевского отдел редких книг и рукописей

Слайд 4

Обозрение России с высоты птичьего полета Издание Семена Ивановича Черепанова Казань, типография К.А. Тилли, 1867 год

Слайд 5

Земля. Год, месяц, число. … Теперь наша переписка, любезный друг, восстановится: я прибыл к месту моего назначения..



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Стилистические фигуры. Повторение.

 

Учитель Камалетдинова И.А.

Цель:

  • Закрепить знания о функции стилистических фигур.
  • Отработать умение находить фигуры в тексте.
  • Формировать умение использовать стилистические фигуры в тексте;
  • Развивать  творческие способности учащихся.
  • На примере текста о Казани воспитывать патриотические чувства учащихся

Метод: комбинированный (слово учителя, беседа, анализ)

Оборудование: компьютер, презентация «Путелетатель и его история», дидактический материал «ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ».

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

«Казань. Из века в век». Так называется сборник дидактических материалов, разработанный учителями нашей школы. Упражнения созданы на основе текстов, содержание которых связано с природой, историей, культурой Татарстана. Мы часто обращаемся к этому пособию. Часть и сегодняшней нашей работы будет связана с текстом из этого сборника. Этот текст - из редкой и удивительной книги, которая называется «Путелетатель» и его письма, переведенные нижеподписавшимся» Обозрение России с высоты птичьего полета. Казань типография Тилли. 1867 год.

Просмотр слайд фильма (иллюстративный материал в форме компьютерной презентации «Путелетатель и его история»).

После того, как книга была издана, появилось много подражаний. Авторы хотели взглянуть на наш город с высоты и признаться ему в любви. Одно из подражаний на ваших столах. Прочитайте его.

«1)Возрадуемся, любезный друг! 2)Наконец-то, кажется, 3)увидел я город в том значении слова, как мы его понимаем. Это знаменитая Казань.4) Что за обширность, что за строения, что за улицы – великолепие да и только!»,- писал в своем «Путелетателе» Семен Черепанов. Так можем воскликнуть и мы, взглянув на Казань с высоты птичьего полета.

        Начну с того, что все улицы освещаются,5) должно полагать, газом. Здания большею частью возведены не для одного только житья, а с более высшими целями -  для развития наук и искусств:6) университет, пансионы, гимназии, Дворянское собрание.

Весенний разлив воды по улицам Казани делает ее на некоторое время похожею на Венецию. Половодье меняет привычное передвижение: 7)кто плывет в лодке, 8)кто – на плоту, а мальчишки – на бревнах. Солнечные лучи нежатся на водной глади.

Но пора в путь. 9)Сады, парки, бульвары, монастыри, чугунный Державин, гордый Александр остались позади.

10)Наш шар понес быстрее ветра.

11)Казань! 12)Город особенный, прекрасный, ни с чем не сравнимый!11)Сохранишь ли ты свою красоту для потомков? Или исчезнет твоя «Швейцария», твой Кремль, твои чистейшие озера? Будет ли ласкать тебя время?

  1. Объяснение материала

 Откройте тетради, запишите число и тему.  

Вспомним, по какому плану нам предстоит анализировать текст. Каждый пункт анализа записывайте в тетрадь.

1. Тема текста (статьи),
ее общая характеристика

- Темой данного текста является описание
вида Казани с высоты птичьего полета

2. Проблема
данного текста (статьи),
его актуальность

- В статье автор затрагивает (ставит, освещает)  проблему сохранности культурного наследия.

3. Композиция

статьи

- Статья делится на 4 абзаца:

1.С высоты птичьего полета

2.общий вид города

3.Разлив.

4.Прощание с городом.

5.Казань и время

4. Иллюстрация  позиций автора

- Автор ссылается на слова С.И.Черепанова, полностью соглашаясь с восхищением журналиста 19 века.

5. Речевая форма текста

Монолог

6. Тип речи

Рассуждение

7.Способ связи предложений

Цепная. Мысль движется от одного предложения к другому.

8.Стиль речи

Художественная публицистика, т.к. обнаруживается нравственная позиция автора. Помогают определить стиль средства стилистического синтаксиса

Ряд составных заданий связан с анализом текста. Сегодня мы займемся повторением изобразительно - выразительных средств, в частности стилистическими фигурами.

У вас на столах таблица «Языковые средства». Попробуем отыскать их  в тексте и определить функцию.

Языковые
средства

Определение

Назначение в тексте

Анафора

 повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза…(С. Есенин)

используется для усиления, подчеркивания предшествующего слова

Бессоюзие

 стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: Швед, русский  колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет… (А. Пушкин).

-придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины

-используется для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды.... (А. Пушкин).

Вводные
слова, словосоче-тания, предложе-ния

слова, словосочетания, предложения, при помощи которых автор выражает свое отношение к содержанию высказывания

- выражают отношение говорящего к высказываемому;
- эмоциональная оценка сообщаемого;
- указание на экспрессивный характер высказывания;
- указание на последовательность изложения;
- указание на способ оформления мыслей;
- призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам.

Вопроси-тельные
предложе-ния

предложения, которые содержат вопрос

- служат собственно вопросом, вопросом-размышлением;
- подчеркивают нужную мысль;
- выражают предположение;
- являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклица-ние

предложения, которые произносятся с особой интонацией, выражающей сильные чувства.

- выражение сильного чувства, волнения;
- выражение отношения автора

- выражение эмоциональной прерывистости речи: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)

Гипербола

 образное выражение

 служит для непомерного преувеличение размера, чувства, силы.

Градация

стилистическая фигура

произвести впечатление по нарастающей

Инверсия

 расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Вывели лошадей. Не понравились они мне. (И. Тургенев)

Используется   для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

создает образность (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом

Однород-ные
члены (конструк-ции)

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны одним и тем же словом

- показ динамики действий;
- зарисовка общей картины как единого целого;
- создание гаммы красок, звуков и т.д.;
- создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;
- создание ритмического рисунка;
- создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии

Повторы (лексиче-ский

Стилисти-ческий)

Повторение  слов

повторение средств создания образа

- для обозначения большого числа предметов, явлений, например:

За теми деревнями леса, леса, леса. (П. Мельников-Печерский);
- для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад. (Н. Некрасов).

- для указания на длительность действия,  например: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин)

-для подчеркивания каких либо деталей, в описании, создания экспрессивной окраски, например: Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых...(Л. Толстой)

Прямая речь

передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.

- дословная передача чужого высказывания;
- средство характеристики говорящего;
- средство создания художественного образа

Риторическое обращение

стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь

-для усиления выразительности речи: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (А. Пушкин);

-служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к объекту

Риторичес-кий
вопрос

стилистическая фигура

с целью привлечения внимания читателя или слушателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь)

Цитата

дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые слова

в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности

Эллипсис

стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Например: Мы села - в пепел, грады - в
прах, в мечи - серпы и плуги (В. Жуковский).

 Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.

Прочитайте первый абзац. Какие стилистические фигуры вы встретили?

1)Инверсированное обращение (особенность авторского стиля)

2)Вводное слово(значение неуверенности)

3)Инверсия(подчеркивает действие, акцент на панораме,   а не на личности автора)

4)анафора(подчеркивает внимание, усиливает восхищение)

5)Вводные слова( значение неуверенности и у Черепанова , и у незнакомого автора, т.к. наблюдение не вблизи , а с высоты)

6) Однородные члены предложения (зарисовка общей картины как единого целого)

7) Однородные конструкции  

( зарисовка общей картины как единого целого)

8)Эллипсис (динамичность, интонация живой речи)

9)Однородные, (зарисовка общей картины как единого целого)

бессоюзие(придает стремительность, движение, динамичность высказыванию)

10)Гипербола (преувеличение скорости движения

11)Обращение

12) Градация (нарастание восхищения)

11) Вопросительные предложения (привлекают читателя к проблеме, вопрос – размышление, эмоциональный отклик на ситуацию)

«1)Возрадуемся, любезный друг! 2)Наконец-то, кажется, 3)увидел я город в том значении слова, как мы его понимаем. Это знаменитая Казань.4) Что за обширность, что за строения, что за улицы – великолепие да и только!»,- писал в своем «Путелетателе» Семен Черепанов. Так можем воскликнуть и мы, взглянув на Казань с высоты птичьего полета.

        Начну с того, что все улицы освещаются,5) должно полагать, газом. Здания большею частью возведены не для одного только житья, а с более высшими целями -  для развития наук и искусств:6) университет, пансионы, гимназии, Дворянское собрание.

Весенний разлив воды по улицам Казани делает ее на некоторое время похожею на Венецию. Половодье меняет привычное передвижение: 7)кто плывет в лодке, 8)кто – на плоту, а мальчишки – на бревнах. Солнечные лучи нежатся на водной глади.

Но пора в путь. 9)Сады, парки, бульвары, монастыри, чугунный Державин, гордый Александр остались позади.

10)Наш шар понес быстрее ветра.

11)Казань! 12)Город особенный, прекрасный, ни с чем не сравнимый!11)Сохранишь ли ты свою красоту для потомков? Или исчезнет твоя «Швейцария», твой Кремль, твои чистейшие озера? Будет ли ласкать тебя время?

Мы нашли в этом небольшом тексте 11 языковых средств. Конечно, их значительно больше. Назовите те, которые вы помните.

  1. Домашнее задание

На основе записанных в тетрадь ответов написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Объем не менее 150 слов.

Вы нашли в готовом тексте языковые выразительные средства. Настоящее же мастерство заключается в умении правильно их использовать. Мы с вами сейчас проведем стилистический эксперимент. На ваших листочках дан текст. Он, как вы видите, краткий и крайне невыразительный. Я предлагаю вам использовать сегодняшние знания и попробовать свое перо. Итак, вам нужно написать сочинение «Полет над древней и вечно молодой Казанью», включив в него стилистические фигуры:

Плывут над городом облака. Внизу кремль, дороги, дома, деревья. Город простирается до горизонта. Казанка несет свои воды. Я люблю тебя, мой город.

Чтобы настроиться на творческий лад посмотрим презентацию «Полет над Казанью».

Чтение сочинений. Выставление оценок. Подведение итогов урока.


К презентации:

Слайд1.        У нашего города, края богатое культурное наследие. 

История Казани уходит в глубь веков. До сих пор перед нами открываются новые страницы жизни этого древнего города. Но в истории Казани еще много «белых пятен». Наша задача – заполнить их новыми или забытыми именами и событиями …

Слайд2.        Научная библиотека им. Н.И.Лобачевского - одна из крупнейших и старейших вузовских библиотек России и Татарстана. Основой формирования фондов библиотеки стали два крупных книжных собрания: известного государственного деятеля времен Екатерины II - Г.А.Потемкина и Казанского дворянина, секретаря Академии художеств, друга Вольтера - В.И. Полянского.Большой вклад в развитие и становление библиотеки университета внес великий русский ученый, ректор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский. По его инициативе начали создаваться каталоги, был составлен проект, и началось строительство библиотечного здания.

Слайд 3.         В отделе рукописей и редких книг хранятся более 30000 рукописей древних памятников письменности на арабском, персидском, татарском, русском языках, прижизненные издания выдающихся деятелей науки, культуры, писателей России и Татарстана.

Слайд 4.        Рукописи созданы в самые различные эпохи. Древнейший памятник письменности, имеющийся в Отделе, - свиток из 50 телячьих кож на древнееврейском языке, созданный в IXв. (Пятикнижие Моисея). Самая ранняя славянская рукопись - пергаменное Евангелие середины XIVв., среди арабских - словарь VIIв и др. Сегодня мы знакомимся с книгой 19 века «Путелетатель» и его письма, переведенные нижеподписавшимся. Издание Семена Ивановича Черепанова. Обозрение России с высоты птичьего полета. Типография Тилли. 1867год.

Слайд 5.        В предисловии автор интригует читателя: Писать с других планет не о чем было: там обстоит все благополучно. Словом, все как следует быть на благоустроенных планетах. Совершенно иное нашел я здесь…

Слайд 6.        Воображение проносит автора над Сибирью, над городами России. Вот страница, которая рассказывает о полете над Казанью:  «Возрадуемся, любезный друг! Наконец-то, кажется, увидел я город в том значении слова, как мы его понимаем. Это знаменитая Казань. Что за обширность, что за строения, что за улицы – великолепие да и только!»

Слайд 7.        На последней странице книги автор, Семен Иванович Черепанов, дает пояснения своему изложению: Цель издания 1 выпуска писем путелетателя в небольшом числе экземпляров состоит в том, чтобы ознакомить столичных издателей с полным этим сочинением, которое составляет жизнеописания автора и его наблюдения в течение 60 лет жизни с прохождением по пословице: « огня, воды и медных труб». Все сочинение написано,  для большей свободы изложения взгляда, в фантастической форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...