Урок "Волшебный мир Василия Аксенова"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Камалетдинова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №36»
Волшебный мир Василия Аксенова
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Вид урока: урок получения новых знаний.
Методы: проблемное обучение, исследование.
Тип: урок – знакомство, урок - размышление.
Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Цели урока:
Обучающая: формирование навыков работы с лирическим текстом.
Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, сравнения, переноса полученных знаний в новую ситуацию, умение ставить и разрешать проблемы.
Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание стихотворения «Волшебный мир», групповые задания выполнить.
Оборудование: оформление доски, презентация
На уроках внеклассного чтения по – особому раскрывается ученик как читатель. Нет привычного учебника, книга может быть интересной, и главное, свое читательское мнение можно излагать в любой форме.
Ход урока.
Вступительное слово учителя под звуки джаза:
Учитель: Наш проект, который имеет общее название «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет» сегодня называется «Жаль, что вас с нами не было» и посвящен он известному русскому писателю В. Аксенову.
Писатель Евгений Попов как-то сказал, что «из джинсовой куртки Аксенова, как из "Шинели" Гоголя, вышла вся современная русская проза». Как вы понимаете эти слова?
-Может быть, писатель дал толчок, для возникновения нового направления в литературе?
- Учитель: Когда знакомишься с писателем, всегда хочется осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателя, узнать его вкусы, взгляды, мировоззрение, понять, как они претворяются в образную ткань литературного произведения. Биография нашего современника была очень насыщенной. Послушаем наших экскурсоводов:
Василий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Когда мальчику было 5 лет, его родители были репрессированы и отправлены в ссылку, а сам он был помещен в Костромской приют. Через полгода его нашел дядя и забрал к себе домой. Сейчас этот дом является музеем имени Аксенова. Мы побывали там и нас многое удивило. Об этом я и хочу вам рассказать. У Аксенова немало воспоминаний связано с этим домом. Вот одно из них.
Дядя и тетя, чтобы не травмировать ребенка, говорили ему, что его родители полярники и живут на Крайнем Севере. Мальчик гордился этим, но однажды ему суждено было узнать правду. Он был дома один и читал книгу о пиратах. Вдруг ему в голову пришла мысль: «Может этот сундук, на котором я сижу, тоже хранит какие-нибудь тайны?» Мальчик открыл сундук и вот что он там увидел. «Не в первый момент он увидел то, что лежало прямо под крышкой: большую чернобурую лису. Сквозь нафталин он уловил дуновение другого запаха, если только миг сладостного счастья может пахнуть. Следующее открытие осветило и первое. Перед ним лежала большая матовая фотография. И тут мальчик с пронзительной ясностью понял, что видит своих родителей. Вот так же он видел их, когда они возвращались из Москвы, и не сняв верхней одежды, проходили в детскую. Мама брала его на руки, и он неизменно зарывал свой нос в ее лису. Затем он вытащил пачку бумаг, вложенную в свернутую и основательно пожелтевшую газету. Развернув газету, он заметил свою фамилию и лишь через несколько секунд понял, что речь идет не о нем, а о его отце. Вот что было в статье: «В Доме культуры им. Менжинского завершился судебный процесс по делу группы предателей родины». «Ну, вот и все, они предатели, их больше нет, теперь осталось лишь влезть в сундук и закрыться крышкой», - подумал маленький мальчик.»*
В этом доме для Аксенова прошли годы ВОв. Самым тяжелым и голодным был сорок второй год. Вот как Аксенов вспоминает об этом. «Тетя Ксения каждый день уходила на базар и стояла там часами в любую погоду с вещами эвакуированных ленинградцев. С каждой продажи она получала деньги и покупала еду, а мы дети сидели на подоконнике и ждали ее. Уже по тому, как она передвигала свои опухшие ноги, мы понимали, будет ли сегодня ужин».
Когда мы были в музее, больше всего меня поразила теснота комнаты. Сам Василий Павлович спал на раскладушке, и вот как он об этом вспоминает. «Будучи в раскладе, она на половину своей длины уходила под обеденный стол. Тетка без конца мне говорила, чтобы я укладывался головой наружу, но я предпочитал обратную позицию: все-таки своего рода личная спальня. Привычка эта так укоренилась, что я, попадая в какую-нибудь незнакомую квартиру, машинально оценивал обеденный стол на предмет ночевки».
С матерью Аксенов встретился лишь спустя 15 лет, в Магадане, где она доживала последние годы ссылки. Он спросил у нее об отце. Но об его отце мать ничего не знала, хотя и до нее иногда доходили слухи, что он жив.
Учился Аксенов сначала в Казанском мединституте, а позже был переведен в Ленинградский 1 медицинский институт. Первые рассказы Василия Павловича были напечатаны в 1958 году. В 1980 году он с женой отправился в США, где узнал, что их лишили советского гражданства. Лишь спустя 10 лет, Аксенов смог вернуться на родину. В Казань он приехал в 2007 году, когда был проведен первый фестиваль «Аксенов-фест».
*- цитаты взяты из произведения В.П. Аксенова «Зеница ока»
-В нашем проекте есть задание «Удиви нас». Музыканты на выход. Джаз (игра на трубе). Почему джаз?
Музыканты: Белла Ахмадулина вспоминала и первую встречу с Аксеновым, с которым поэтесса крепко дружила много лет: "Я помню, когда я впервые увидела Василия Павловича, что-то переменилось в погоде и в природе. Весь вид его возбуждал вдохновение. Он шел, такой джинсовый и такой джазовый».
В нашем городе ежегодно проходит фестиваль, посвященный писателю В. Аксенову, называемый «Аксенов-фест». Рассказ ученика.
Аксёнов-фест — ежегодный литературно-музыкальный фестиваль. Проходит в Казани с 2007 года.
2007 г. - Празднование было названо «Аксёнов-фест» и организовано как культурная программа, включающая литературные и музыкальные (джазовые) мероприятия. Помимо самого юбиляра, в них приняли участие М. И. Веллер, М. С. Генделев, Б. А. Ахмадулина, А. С. Козлов, А. В. Макаревич. Об этом событии Сергеем Мировым был снят документальный фильм «Визит пожилого джентльмена».
2008 г. -В 2008 году В. П. Аксёнов из-за перенесённого инсульта не смог побывать на фестивале. В «Аксёнов-фесте — 2008» приняли участие не только известные мастера литературы и джаза, но и совсем молодые исполнители. Впервые на нём состоялось вручение премии «Звёздный билет».
2009 г. - В 2009 году ушли из жизни Василий Аксёнов и директор «Аксёнов-феста — 2008» Михаил Генделев, поэтому «Аксёнов-фест — 2009» носил памятный характер.
На этом фестивале впервые состоялись мастер-классы литераторов. Центральным событием фестиваля стало открытие Дома-музея Василия Аксёнова , где провёл детские годы будущий писатель. На торжественную церемонию открытия музея в восстановленном доме, помимо российских писателей , прибыли сын Василия Аксёнова Алексей, а также представители университетов США, где преподавал Василий Аксёнов. Памятный знак премии «Звёздный билет» был вручён семье Василия Аксёнова.
2010 г.- «Аксёнов-фест — 2010» прошёл с 4 по 7 ноября 2010 года. На этот раз был изменён формат фестиваля: вместо больших шоу и вручения премии «Звёздный билет», основное внимание было уделено дому-музею Василия Аксёнова, в котором был представлен джаз-спектакль по рассказу Аксёнова — «Литературно-музыкальный перформанс „Простак в мире джаза“».
2011 г.- «Аксёнов-фест — 2011» прошёл 24 и 25 ноября 2011 года. Литературная часть фестиваля включала творческие встречи и мастер-классы известных литераторов: Е. А. Попова, Ю. Н. Арабова, В. А. Шендеровича, Виктора Есипова.
2012 г. - Фестиваль впервые прошёл летом: 20 и 21 августа 2012 года, и был приурочен к 80-летию со дня рождения В. П. Аксёнова. В литературной части фестиваля были представлены неизвестные произведения как самого Василия Аксёнова, так и его матери Евгении Гинзбург.
-Сегодня мы знакомимся со стихотворением «Каков волшебный мир».
Чтение наизусть (ученик)
Василий Аксёнов
"Каков волшебный мир нам преподнес Творец! Сосна, сова, луна, автомобиль, дорога… Дано увидеть тем, кто не совсем слепец, дано услышать тем, кто слышит хоть немного.
Таков волшебный мир. Плетешься с рюкзаком. Восточный Крым, базар, початок кукурузы, похмельный ренессанс вдвоем со стариком, похожим на козла и Робинзона Крузо.
Таков волшебный мир. В Парижской Опера тонка, нервна, юна антрактов примадонна. Шиншиллы на плечах, шампанского игра, явленье волшебства плейбоям беспардонным.
Таков волшебный мир. Погибший в муках пес, пречистая душа, шотландский сильный сеттер, промчался через год и поднял чуткий нос и в некий песий рай прошелестел, как ветер.
Таков волшебный мир. Готический собор, торговый эпицентр, свободы баррикада, весенняя метель садовых липких спор, горластый саксофон, Джоан Баэз, баллада.
Таков волшебный мир. В нем властвует Господь. В нем ангелы поют, в нем заседают черти. Облачена в «деним», стареющая плоть, предполагает жить, не думая о смерти.
Таков волшебный мир!
Каков презренный танк?
Таков волшебный мир!
Таков презренный танк?
Таков волшебный мир! "
-О чем это стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало?
(После таких стихов хочется как-то по-другому посмотреть на волшебный мир, окружающий нас... такие стихи проникают в душу. Замечательные строки погружают нас в добрый и светлый мир. Это размышление о мире, боге.)
- История создания (ученик)
- В стихотворении много незнакомых слов. Объясним их. (См.презентацию)
-Что составляет волшебный мир? Составим кластер волшебного мира.
-Какая картина представляется вам в первой строке? Можем мы увидеть цвет, почувствовать запах?
-Почему первая строка начинается со слова «Каков»?
(В этом предложении и вопрос, и восхищение и восхищения больше, поэтому оно эмоционально окрашено.)
-Во второй? Для чего автор использует ряд однородных членов?
(Ряд однородных членов позволяет создать емкий образ. Однородные члены помогают описать предмет, пейзаж, обстановку, вспомнить то, что дорого. )
-О чем лирический герой рассказывает в третьей строфе?
(О волшебном мире оперы, театра, изысканных нарядов, красоте девушки – прекрасной дамы.)
- А кто такие плейбои беспардонные?
(Те, кто не умеет ценить кроме себя никого. Для них нет красоты музыки, балета, есть только свое любимое Я.)
-Когда мы читаем следующую строку, мы видим, что волшебный мир – это не только радость, красота, волшебство. Это и другие чувства. Какие?
(Это боль утраты.)
-Почему в предыдущих строках было много образов, однородных, а в этой строке их нет?
(Лирический герой очень любил свою собаку, она была умной, красивой, породистой, сильной. Говорит о ней нежно. Она была другом, поэтому герой одухотворяет ее. Не говорит, что собака сдохла, а говорит, что погибла, наделяет ее не только душой, но и пречистой, и говорит, что пес после смерти «в некий песий рай прошелестел, как ветер». Эти сравнением подчеркивается безгрешность, преданность собаки.)
-Как вы думаете, почему каждая строфа начинается одинаково?
(Этот прием называется анафорой. В основе анафоры, как и любого повтора, лежит взволнованность, эмоциональность. Мы видим, что составляет волшебный мир.)
-В следующей строке мы видим город. Готический собор. Торговый эпицентр. Почему эпицентр? А не просто центр?
(Эпицентр - место, где что-либо проявляется с наибольшей силой.)
-Что символизируют слова «свободы баррикада, весенняя метель садовых липких спор, горластый саксофон, Джоан Баэз, баллада».
(Это пробуждение - мы видим оксюморон «весенняя метель», возрождение, отстаивание своих идеалов – появляется реальный персонаж. Джоан Баэз, певица 60-х, активно участвовшая в антивоенном движении, отстаивающая мир.)
-Седьмая строфа – это философские размышления поэта о жизни. О чем думает лирический герой?)
(В мире есть добро и зло. Ангелы поют, черти заседают. Стареющие думают о жизни, а не о смерти. Но во всем властвует Господь. Это вселяет уверенность, что все будет хорошо в нашем волшебном мире.)
- Что может разрушить этот прекрасный мир?
(В конце стихотворения появляется одно слово - танк. Все стихотворение построено на антитезе, контрасте. Волшебный мир - танк. Антитеза является композиционной основой стихотворения. С помощью этого приема автор раскрывает основную тему произведения, выражает свое отношение к поднятой проблеме. Это своеобразный трактат о мире, войне и смерти.)
-Что мы можем сказать о лирическом герое?
(Всю многогранность мира мы видим все его глазами. Он любит свой мир, восторгается им, размышляет о нем. Одно только слово – танк вызывает у него презрение, потому что война заслуживает презрения, достойна презрения.)
-«Почему вообще одни люди сочиняют музыку, раскрывают сердца своих братьев для любви, героизма, верности, а другие с тупым равнодушием поднимают автоматы и, соревнуясь в меткости, истребляют своих братьев, своих безоружных братьев?» - спрашивал В. Аксенов.
-Война уничтожает привычный мир, дорогой, бесценный. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы войны. Ни свидетелям страшных дней. Ни поколению Василия Аксенова, ни нам, живущим в 21 веке, не хочется слышать страшное слово ВОЙНА, потому что у нас у каждого есть свой прекрасный волшебный мир. Группа поэтов читают стихи, синквейны, художники рассказывают о своих иллюстрациях.
Спасибо всем. А завершить мне хочется словами Василия Павловича Аксенова:
«Боже мой, думал я, смертные люди! Ведь невозможно даже подумать, что
всех нас когда-нибудь не станет… боже мой!
Ведь в это невозможно верить, это невозможно понять. Что же делать? Может
быть, верить друг в друга, в то, что соединило нас сейчас здесь…? Ведь мы же все
должны друг друга утешать, все время ободрять, разговаривать друг с другом о
разном, житейском, чуть-чуть заговаривать зубы, устраивать вот такую
веселую кутерьму, а не подкладывать друг другу свинью и не ехидничать. Но, к
сожалению, как часто люди ведут себя так, будто не умрут они никогда, и
лишь временами все складывается так благополучно, как сейчас. Жаль, что вас
не было с нами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте в специальной коррекционной школе VIII вида по Букварю Аксеновой А.К.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под ре...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
История Муковозчика Василия Константиновича (Василя) и его сыновей - участников ВОВ
Хутор Муковозчика Василия Константиновича (Василя) располагался в 4-5 км. от д. Васильевки Тюхтетского района Красноярского края. Рядом был хутор Рукопца Фадея и Савченко Дениса, 25 лет прослужившег...
"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".
Урок составлен с учетом технологии "Модерация". Технология предлагает работу на уроке в семи фазах....
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...
"Несколько часов из жизни Василия Тёркина". Музыкально-литературная композиция по мотивам поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"
Цель: воспитание у детей патриотических чувств и уважения к подвигу участников боевых действий и тружеников тыла в Великой Отечественной войне.Задачи:расширять знания детей о литературе, посвящённой В...
Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....