План-конспект урока чтения в 4 классе. Тема: "Старый Мороз и молодой Морозец"
план-конспект урока по литературе на тему

Кузнецова Алла Валерьевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения 4  классе

Тема: Старый  Мороз  и  молодой  Морозец

Цель урока: создавать условия для формирования беглого, правильного, выразительного, осмысленного чтения.

Задачи урока:

1) Образовательные: формирование беглого, правильного,  выразительного, осмысленного чтения; закрепление знаний полученных при работе над сказкой « Старый мороз и молодой морозец» 1  часть.  Формирование  умений читать целым словом без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Отрабатывание  послогового  орфографического чтения малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Обогащение словарного запаса учащихся.

2)Коррекционные: коррекция  мыслительной  деятельности, формирование зрительного  и  слухового  восприятия, развитие периферийного  зрения, формирование умения анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.. Коррекция функции  самоконтроля

3)Воспитательные: воспитание усидчивости, познавательного интереса. Формирование  адекватного эмоционального отношения к описанным событиям, действиям героев. Воспитание интереса к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формирование  положительного отношения к труду, воспитание доброжелательного отношения друг к другу на этапе работы в парах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, знают значение трудных по смыслу слов;

Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев сказки при помощи пословиц

Метапредметные результаты: 

Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)

Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия

Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах

Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, карточки с заданиями:

  1. Словарная  работа
  2. Ладошки  и  снежинки
  3. Таблицы на  развитие  зрительного  восприятия
  4. Простые  карандаши,  листочки  бумаги.
  5. Снежинки
  6. Карточки: НЕБО,  ВЕТЕР, ПОГОДА.

Ход  урока

I.Орг.  момент.

СЛАЙД № 1 «Старый  Мороз  и молодой  Морозец» (литовская  сказка)

Здравствуйте  ребята!

Долгожданный  дан звонок

Надо  нам   начать урок!

Скажите  поскорее  мне

Какое  у  вас  настроение?

Улыбнитесь  друг  другу.  А  сядет  тот, кто  правильно  выберет  и  назовёт  слова  подходящие  к  уроку  чтения

СЛАЙД № 2 ( думать,  вышивать, объяснять , читать,  раскрашивать, вырезать,  бегать,  слушать,  следить, рассказывать,  размышлять,  оценивать,  петь,  отвечать)

II.Актуализация опорных знаний.

1.Беседа

-Ребята  отгадайте  загадку  и  вы  узнаете  какое  время  года  наступит  завтра

 Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.

Какие  зимние  месяцы  вы  знаете? Декабрь,  январь,  февраль    (снежинки)

Ну а  зимние  холода  как  вы знаете,    пришли  к  нам  уже  давно.

Ребята  давайте  поиграем в  игру   «Назови  признаки  зимы». Я  буду  вам  показывать  карточку  с  названием  предмета, а вы  будете  называть    признаки  этого предмета (на  какой  вопрос  отвечает  признак  предмета?)

какой? какая? какое?  какие?

Небо -хмурое, серое

Ветер – холодный, ледяной

Погода -  снежная,  морозная   (снежинки)

С каким  произведением  мы  с  вами  познакомились  на  прошлом  уроке?

Какой  жанр  этого  произведения?

Почему? Докажите

1.Дыхательные  упражнения, артикуляционная  гимнастика.

а)Дыхательная гимнастика:

Представьте,  что  мы  с вами  оказались  в том  самом  зимнем лесу где  резвились  Старый  Морозец  и  Молодой  Морозец. А  в  зимнем  лесу  очень  чистый  и  морозный  воздух, давайте подышим  им.

Правила  дыхательной  гимнастики:  спина  прямая, плечи  развёрнуты, вдох  носом,  выдох  через  рот,  губы  трубочкой, щёки  не  раздуваем.

-Вдох – носом, выдох – через рот.

-Возьмите  в  руки  ладошку,  положите  снежинку  на край  пальчиков, подуйте  так  как  дует  Молодой  Морозец,  не  сильно. А теперь  подуйте  сильно  как  Старый  Морозец,  ведь  он  сильнее чем  его  юный  друг

СЛАЙД № 3

б) Чистоговорка

Оз-оз-оз  -  на улице  мороз                                                                                                   Са-са-са  -  в  лесу  бегает  лиса

Ом- ом-ом – катим снежный ком.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

СЛАЙД № 4

в)Скороговрка

В  зимний  холод  всякий  молод.

Всякий  молод  в зимний  холод

 (В медленном, среднем, быстром темпе)

СЛАЙД № 5

г) Повторение знаков препинания в конце предложения.

III .Проверка  домашнего  задания

    -Скажите  что  нам  было  задано  на  дом ?

Читать  по  ролям   отвечать  на  вопросы   по  прочитанному

-А сейчас  я хочу  проверить  как  внимательно  вы  читали  сказку  дома. Для  этого  выполним  с  вами  следующее  задание.

Конверт  с  таблицей

Чтение сказки  по  ролям   (часть, выделить  в  учебнике)

Беседа по  содержанию 1-й части текста:

-Почему молодого Морозца считали хвастуном?

-Как он заморозил богатого пана? Почему у него это легко получилось?

-Опишите, как выглядел мужик.

IV.Физминутка

А сейчас мы на прогулку 

В зимний  лес пойдём                    

Через высокие сугробы

Дружно мы перешагнём,  

Покатаемся на лыжах,                    

В сани сядем без проблем-            

Очень весело нам всем                  

Что  замёрзли???

Да, замёрзли!!! 

Движения (похлопывание по плечам, растирание  ушей,  кистей рук)

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.

 

 

V. Работа  над  новым  материалом

         

1.Сообщение темы урока  детьми

(СЛАЙД № 6) Картинка  к  сказке

Какая  тема  нашего  урока?

 

Сегодня я вас опять приглашаю  отправиться в сказку. Закроем глаза и послушаем:                  

(СЛАЙД № 7)   Метель  и  хруст  снега

-Как  вы  думаете какая стоит  погода ?

Морозная

Морозная погода стоит потому, что старый Мороз и молодой Морозец ещё резвятся в лесу. Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки и узнаем, чем закончился спор двух Морозов.

2.Продолжение знакомства со сказкой.  Чтение  II  части учителем.

-Почему  Морозцу было тяжело морозить мужика?

-Объясните смысл пословицы:

(Слайд №8)

«Мороз не велик, а стоять не велит!»

Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...

-Как смысл этой пословицы подтверждается в нашей сказке ?

3.Словарная работа.  Карточки  с  заданием

Взвился -  поднялся высоко

Проберу тебя до костей – очень сильно заморожу

Одеревенели  -  стали твёрдыми как дерево

Обух – часть топора, где нет лезвия.

Ковыляет –идёт медленно, хромает.

Не мудрено -  легко,  доступно.

 (Слайд№ 9)

4.Чтение 2 части учащимися самостоятельно.

      1группа: (Лапикус, Попов, Хасбатуллин, Хинтов, Коржов, Кокорев )- чтение стр. 59-61

      2группа: ( Ерофеев, Кривчиков, Каулкин) – чтение, стр.59-60

 

5. Работа над трудными словами. ( Слайд№10)

 взвил-ся  - взвился

 по-сме-и-ва-ет-ся - посмеивается

 о-де-ре-ве-не-ли - одеревенели

 у-мо-рил-ся - уморился

  1. Чтение сказки учащимися по «цепочке».  

- Будет  читать  тот,  кого  я  задену  рукой

-Зачем мужик приехал в лес?

-Что он там стал делать?

VI.Зрительная  физминутка  “СНЕЖИНКА»

 ( Слайд№11)

VII. Осмысление и закрепление полученных знаний .

Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:

 -Как решил заморозить Морозец мужика?

-Получалось ли у него это сделать?

 -Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?

    Потому что мужик двигался – работал.

- Какая главная мысль  сказки?

 (С бездельниками не мудрено справиться, а  вот мужика трудолюбивого   никому не одолеть.)

( Слайд№12)

-Объясните выражение мороза – отца: «… с панами – бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика никому не одолеть!»

Греет  не  шуба,  а  работа

( Слайд№13)

1.Выборочное чтение.

- Найдите  и прочитайте  из 2 части сказки, где молодой Морозец  пытается заморозить мужика разными способами.

2. Работа  над правильностью  чтения (работа  в  парах, ученик фиксирует  ошибки товарища)

VIII.Заключительная часть.

1.Итоги урока. 

 -Какую сказку читали на уроке?

- Кто герои сказки?

- Кто вам понравился? Почему?

 - Какая главная мысль  сказки?

 (С бездельниками не мудрено справиться, а  вот мужика трудолюбивого   никому не одолеть.)

 2. Рефлексия. ( Самоанализ,  самооценка).  Оценки за урок.

Что нового узнали на уроке?

 Чему учились?

 Кто из вас доволен уроком?

( Слайд№14)  Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....