Конспект урока по А.С.Пушкину "Капитанская дочка".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Бунькова Евгения Александровна

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел.

Цели:  продолжить изучение творчества А.С.Пушкина, выяснить какое место занимает повесть «Капитанская дочка» в творчестве писателя . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел.

Цели:  продолжить изучение творчества А.С.Пушкина, выяснить какое место занимает повесть «Капитанская дочка» в творчестве писателя .

Задачи урока: 1) учащиеся познакомятся с историей создания  произведения; усвоят содержание 1  лавы повести; 2) будут развивать познавательный интерес; 3) будут воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Знакомство с темой и целью урока.

        

II Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

- Когда появился реализм?

- Что означает это слово в переводе с латинского?

- Каковы литературные истоки реализма?

- Чем отличается реализм от других литературных направлений?

- Что такое «синкретический реализм»?

III Работа по основной теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

        Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания повести «Капитанская дочка», которую также называют романом.

2. Просмотр ролика «История создания повести».

3. Сообщение учащегося (дополнительная информация).
        Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина.
Работа над повестью продвигалась с трудом. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович (или Шванвич)– офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием.
Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, 19 летний юноша.
Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны»

4. Сообщение учащегося об эпохе.

          18 век – век царствования Екатерины 2, урождённой Софии Фредерики Августы принцессы Ангальт – Цербской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина 2 пришла к власти, свергнув с престола Петра 3, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы становились могущественными вельможами.
Екатерина 2 правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы её правления расширилась территория государства. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения и искусства требовало денег.
Екатерина 2 была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая ,что законы создаются «для воспитания граждан». В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками её власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие ,нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр 3 появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

5. Сообщение учащегося о работе автора с архивом.

- С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам.
         Утром 17 августа Пушкин выехал из Петербурга.
- Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. (А.С. Пушкин – Н.Н. Пушкиной, 8 сентября 1833 г

- Осенью 1833 года А.С. Пушкин приехал в Оренбург для сбора сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду… мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева.
При входе в комнату Пушкин сел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка, современница Пугачева, много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил, раздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург. (Н. Кайдалов. Воспоминания)

В письме Наталье Николаевне от 2 октября Пушкин писал об Уральске: «… Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, наперерыв давали мне известия, в которых я нуждался». В Уральске Пушкин встретил казака Михаила Пьянова, который лично встречал Пугачева. На вопрос поэта: «Расскажи мне… как Пугачев был у тебя посаженым отцом?»- последовало: «Он для тебя Пугачев,.. а для меня он был великий государь Петр Федорович

.Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль. Повторить 1-2 раза.

6. Анализ 1 главы.
«Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём.
И вот перед нами её текст. Откроем начало и прочитаем строки, которые стали эпиграфом: «Береги честь смолоду» .

- Какой смысл несут в себе эти строки?
Эпиграф помогает понять замысел автора, то, что он хотел сказать читателю. “Береги честь смолоду” — это пословица , а пословица – это народная мудрость. Отмечаем, что предложение это побудительное, значит, содержит совет или требование.
- К кому оно обращено? (Не только к героям повести, но и к каждому человеку).
- Что же советует нам Пушкин из своего времени? Обращаемся к словарю для уточнения значения слова честь.

- Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Дети отмечают, что слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего в первом.
- Часто ли употребляют дети это слово в своей речи. (Ответ отрицательный.) Так, может быть, это понятие устаревшее? Историзм? (Дети не согласны, но затрудняются ответить, почему.)
- Это понятие историческое? А какое это понятие? (Нет, моральное, нравственное.)
- Пушкин даёт нам возможность на примере вымышленных персонажей посмотреть, можно ли сберечь честь, т.е. достойные уважения и гордости моральные качества и принципы, в беспощадной буре исторических событий, что помогает человеку и что мешает в этом процессе (вывод, к которому мы приходим в результате анализа эпиграфа).
- Гл. I «Сержант гвардии».
- Почему первая глава называется «Сержант гвардии»?

- Кто является главным героем в 1 главе повести?
Прочитайте эпиграф:

Эпиграф предает дух рассказа, его тональность.
- «Да кто его отец?» (Княжнин) –

- Чья позиция обозначена в эпиграфе? В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству.
-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»)
- Мы видим, что эпиграф намечает судьбу главного героя .
Воинская служба почетна, говоря современным языком, престижна. Высказывание Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»

6. Проверка знания текста.
-Вспомните, каким героям повести принадлежат эти имена и фамилии, что они значили в судьбе героя: Савельич, мосье Бопре, Авдотья Васильевна.(Имена героев напечатаны на специально приготовленных листах, учащимся раздаются таблички с вариантами ответов: дядька, гувернер, отец, мать, няня, мать Маши Мироновой).Приклейте таблички напротив имен героев, представитель команд выходит к доске и рассказывает о героях
- Каким предстает перед читателем Петр Гринев? ( Если судить по первой главе, можно подумать, что Гринев не получил образования, но он лукавит, отзываясь иронично о своем образовании, впоследствии мы убедимся, что он достаточно образован для своего времени).
( Выводы записать в тетрадь на отдельной странице, которую озаглавить «Петр Гринев»).

IV. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, с чего мы начинали урок.
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Что вам было известно?
- Что вы хотели бы узнать?

V Выставление поурочного балла.

VI Домашнее задание. Прочитать 2-5 главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)

Урок литературы в 8 классе на тему: "Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)"...

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...