Урок по литературе в 5 классе "Поиски авторского замысла в литературном произведении (по стихотворению А.Усачева «Улитка»)"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Хоробрых Наталья Николаевна

Конспект урока-практикума по литературе "Поиски авторского замысла в литературном произведении (по стихотворению А.Усачева «Улитка»)". Цели урока:

создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; научить  выявлять авторский замысел, формировать собственное мнение о первоисточнике , анализировать стихотворение;

Тип урока: развитие речи, практикум

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulitka_office_word.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: литература

Класс: 5

Тема: Поиски авторского замысла в литературном произведении (по стихотворению А.Усачева «Улитка»)

Цели урока:

создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; научить  выявлять авторский замысел, формировать собственное мнение о первоисточнике , анализировать стихотворение;

Тип урока: развитие речи, практикум

Виды деятельности:  индивидуальная, парная,  фронтальная

Оборудование:

- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

-тексты

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение обучающегося об Андрее Усачеве как о поэте-песеннике
  3. На  слайде изображение улитки.

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «улитка»? (серая, мокрая, скользкая, неприятная и т.д.)

-Знакомство с текстом «Улитка». Два заранее подготовленных учащихся читают стихотворение выразительно наизусть.

Дождик лил как из ведра.

Я открыл калитку

И увидел средь двора

Глупую Улитку.

Говорю ей: — Посмотри

Ты ведь мокнешь в луже…

А она мне изнутри:

— Это ведь снаружи!

А внутри меня весна,

День стоит чудесный! —

Отвечала мне она

Из скорлупки тесной.

Говорю: — Повсюду мрак

Не спастись от стужи! —

А она в ответ: — Пустяк.

Это ведь снаружи!

А внутри меня уют:

Расцветают розы,

Птицы дивные поют

И блестят стрекозы!

— Что ж, сиди сама с собой

Я сказал с улыбкой

И простился со смешной

Глупенькой Улиткой…

Дождь закончился давно.

Солнце — на полмира…

А внутри меня темно,

Холодно и сыро.

– А что вы скажете об улитке из стихотворения  Усачева? (красивая, счастливая, яркая, у нее в душе гармония)

–Как вы понимаете слово «гармония»? (созвучие, спокойствие, согласие, лад)

-Есть ли еще герои в стихотворении? (лирический герой)

-Какой он? (похож на серую улитку, грустный, у него в душе дисгармония).

-Как вы понимаете слово «дисгармония»?(разлад, несоответствие, неблагозвучие, противоречие).

-На каком приеме построено стихотворение?

-Как вы думаете, что могло послужить появлению стихотворения? (увидел улитку, испытывал душевную  дисгармонию, встретил гармоничную личность).

-Попробуйте написать небольшое четверостишие  по картинке, которая у вас на парте.

Результаты работы:

Ползет по ладошке божья коровка

По пальчику вверх взбирается ловко.

Весёлый, красивый и яркий жучок,

С черными  точками пиджачок. (Скворцова Женя, Шишигина Катя)

В обитаемой среде бабочка летала,

Ах, как  она изысканно порхала!

Не оставалось ничего, как любоваться ею,

И вот присела отдохнуть под высокой елью. (Крэчун Карина, Ракинцев Леня)

  1. Домашнее задание: продолжить работу со стихотворением  дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Урок по литературе. Цветовая символика Петербурга Андрея Белого (на примере трех стихотворений из цикла «Город»)

Урок представляет собой углубление представлений об образе Петербурга в лирике позднего А. Белого у старшеклассников, способствует освоению первоначальных знаний о семантике цвета. Разработан на матер...

Открытый урок по литературе в 6 классе по теме:" Русская природа в стихотворениях русских писателей"

Данный урок проводится в 6 классе. Предлагаемый урок-его концепция или отдельные фрагменты- могут заинтересовать моих коллег, учителей русского языка и литературы.Мне бы хотелось. чтобы дети были не п...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Урок литературы в 5 классе. Сюжет в литературном произведении. " Школа юного писателя" ( с использованием технологии критического мышления).

При изучении рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» мы знакомимся с теоретическими понятиями: идея, сюжет.К сожалению, в учебнике   очень мало теоретических сведений по дан...