Конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Федотова Светлана Викторовна

Конспект урока по литературе. А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov._rasskaz_tolstyy_i_tonkiy_-_analiz.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 8 классе

Рассказ  А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

             Цель урока:

             детальный анализ рассказа

             Задачи урока:

  1. выяснить особенности стиля А. П. Чехова, раскрыть мастерство слова, детали, подтекста;
  2. закрепить навыки составления сравнительной характеристики героя;
  3. понять авторское отношение к лицемерию, чинопочитанию;
  4. уяснить новое понятие «маленький человек»;
  5. закрепить понятие о композиции произведения;
  6. провести словарную работу .

Оборудование урока:

1) портреты  А. П. Чехова разных лет;

2) стенд с иллюстрациями произведений;

3)доска с магнитными фигурками;

4)текст рассказа «Толстый и тонкий»;

5) аудиозапись рассказа;

6) кроссворд;

7) раздаточный материал (толкование слов)

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Ещё раз вспомним принципы составления сравнительной характеристики героев, а так же выявим особенности изображения «маленьких людей» в рассказах Чехова.

III.ПРОВЕРКА  Д.З.

Интересные факты из биографии Чехова.

2)  Задают вопросы друг другу по биографии писателя.

 Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий»

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий)
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

IV. НОВЫЙ  МАТЕРИАЛ:

  1. Словарная работа

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).

Юмор – добрый смех.

Лютеранство – вероисповедание (протестантство).

Антитеза – противопоставление.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.

Коллежский асессор

        Этот чин VIII класса ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину – как правило, требовался университетский или лицейский диплом, либо сдача соответствующего экзамена.

с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах. До 1884 года соответствовал чину майора, а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину капитана.

Ста́тский сове́тник — гражданский (статский) чин V класса в российской Табели о рангах до 1917 года.

Статский советник в России соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты и чину бригадира армии и капитан-командора флота. После отмены в 1796 году армейского звания бригадира занимал промежуточное положение между званиями полковник и генерал-майор.

Тайный советник — в России гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности, например, министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академики Императорской Академии Наук; изредка в III классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие своей губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.

Императорский и Царский Орден Святого Станислава — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.

Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

Обращение к рассказу.

2)Стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова

План работы над стилем рассказа

1. Заглавие простое, предельно краткое.

2. Краткая завязка (вступление, начало).

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

4. Построение рассказа – диалог.

5. Речь героев проста и лаконична.

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

1. Заглавие простое, предельно краткое.

(Тема и основная мысль)

2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.

(Встречаются 2 друга на вокзале)

- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)

(Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.)

ПОРОБУЕМ  СРАВНИТЬ ГЕРОЕВ, ВЫБРАВ ПРИЗНАКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

( внешность, происхождение, особ. речи, поведение, реакция на встречу)

СЛОВЕСНОЕ  РИСОВАНИЕ

Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду.

-А какая походка была у этого героя?

(“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).

Вывод:

Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.

Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.

(«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

Вывод:

Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)

ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО  ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ТОНКОГО?

МЕНЯЕТСЯ ЛИ ТОЛСТЫЙ?

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

(«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность)

4. Построение рассказа – диалог

(Чтение диалога между встретившимися друзьями).

  • Как передает автор радость при встрече друзей?

(Толстый – предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тонкий – краткие восклицательные предложения.)

Следует вывод:

5. Речь героев проста и лаконична

(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

Работа над отдельным эпизодом.

(Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)

  • Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.

(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Окаменел – главная метафора - был поражен, замер, застыл как вкопанный. Это от испуга, шока, ужаса.

«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.

«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»

Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»).

ПРЕДСТАВИМ ГЕРОЕВ В ВИДЕ СХЕМАТИЧНЫХ ФИГУРОК. ДРУЗЬЯ ПОВСТРЕЧАЛИСЬ, РАЗГОВОРИЛИСЬ, УЗНАЛИ ДРУГ О ДРУГЕ. ЛЕСТНИЦА…

Кто загнал тонкого на низшую ступень?

Является ли тонкий бесправным , униженным и оскорблённым?

А теперь обратимся к теории литературы…

«Ма́ленький челове́к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В.Гоголь в повести «Шинель».

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Соответствует ли тонкий этому определению. Почему?

СИНКВЕЙН:

Маленький человек Чехова

Льстивый, унижающийся.

Угождает, преклоняется.

Раб

V. Заключение

Вопросы классу:

1.Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

2.Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)

3.Почему «толстый» не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

4.Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

5.Какие виды работы  вам понравились?

         VI. Домашнее задание

Написание аргументированного ответа на вопрос

Как  я понимаю смысл высказывания  «БЕРЕГИ  В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...