Статья"Прекрасное должно быть величаво"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

Статья-отчёт о мероприятии, проведённом в рамках школьного фестиваля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья-отчёт24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья-отчёт о мероприятии

«Прекрасное должно быть величаво»

(литературно-музыкальная композиция)

          В рамках фестиваля открытых мероприятий школы учителями гуманитарного цикла: Апанасенко Еленой Валентиновной, Жидковой Ларисой Ивановной, Лапкиной Екатериной Викторовной, Лебедевой Анной  Александровной, Осиповой Екатериной Геннадьевной, Парешневой Ольгой Петровной, Сидоренко Татьяной Владимировной, Чистяковой Мариной Владимировной – 19 октября 2018 года в актовом зале МБОУ Школа №127 г.о. Самара  было проведено отчётное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной «Прекрасное должно быть величаво».

        Тема мероприятия была выбрана не случайно.  В век Интернета и компьютеров чтение книг, прослушивание романсов, посещение художественных галерей, музеев уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Как известно, произведения искусства играют огромную роль в развитии человека. Они помогает формировать взгляд на мир, учат отличать добро от зла, правду от лжи, ценить дружбу,  расширять границы своего мира, помогают развивать чувство прекрасного, и каждый раз отвечать все на новые вопросы. Если человек утратит способность мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться, то он перестанет быть человеком.    

           Соприкасаясь с произведениями искусства, мы погружаемся в мир прекрасного, который расширяет наш кругозор, словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Ценность произведений  искусства – приносить пользу, учить доброму и светлому, помогать постичь настоящее искусство и способствовать формированию безупречного вкуса.

            Ситуация, сложившаяся в современной школе, наблюдения за современным поведением  детей позволяют  сделать вывод о том, что познавательную деятельность учащихся нужно и можно активизировать в педагогическом процессе при помощи системы работы на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и внеклассной деятельности по предметам, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

             Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации. Но реализовать себя в полной мере едва ли по силам на уроке. Необходимо сочетание разных форм деятельности, творчества и, что особенно важно, - сотворчества.

               Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений, произведений других видов искусства не представляет возможностей всем без исключения школьникам для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Преодолеть эти недостатки традиционных уроков помогает применение нестандартных форм. Можно использовать различные формы: литературно-музыкальная гостиная, литературное кафе, литературный вернисаж, урок-беседа, урок-исследование, урок-конференция, урок-игра, бинарный урок и другие. 

                     Учителя гуманитарного цикла нашей школы на уроках и занятиях внеурочной деятельности используют различные нестандартные формы. В октябре 2018 года мы решили попробовать провести совместное мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной. На наш взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы  является литературно-музыкальная гостиная, которая обладает рядом преимуществ.  Во-первых, именно она способствует повышению интереса школьников к предметам гуманитарного цикла. Во-вторых, она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области истории, литературы, других видах искусства, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. И наконец,  литературно-музыкальная гостиная делает жизнь детей и учителей  интересной и яркой, помогает им найти время для творческого общения. Она становится общим делом, нужным всем участникам образовательного процесса.

            Литературно-музыкальная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цель гостиной – развитие познавательных потребностей, интереса к изучаемым дисциплинам, нравственных ценностей, творческих способностей учеников.

              Литературно-музыкальная гостиная – это прекрасная возможность воспитать в детях эти качества, приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщиться к художественному творчеству. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.

           Учащиеся 6 -11 классов нашей школы с радостью откликнулись на наше предложение провести литературно-музыкальную гостиную.             Репетиции, подбор костюмов, волнение – все теперь позади. Тёплый осенний день. Ребята собрались в уютной, почти домашней обстановке. Накрыты старинными скатертями столы, свечи в красивых подсвечниках, звучит негромкая музыка. Тихо перешептываются гости литературной гостиной – это любители театра, поэзии, музыки, классических танцев.

           «Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о Красоте. О красоте в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни», – такими словами началась литературно-музыкальная гостиная. Ребята смогли окунуться в тонкий мир поэтических переживаний, познакомиться с творчеством великих поэтов, музыкантов, композиторов, художников и показать свои таланты 19 октября 2018 года.

          Интересно подобранный материал унес слушателей и зрителей в чудесный мир Прекрасного. Поэтические фрагменты сочетались с материалом презентации, в которой были представлены произведения художников, скульпторов, а музыкальное сопровождение было и фрагментарным, и включалось тихим фоном. Звучали романсы в аудиозаписи и в исполнении девочек: Шадриной Арины, ученицы 7а класса (романс Настеньки «Генералам 1812 года»), Куприяновой Елены, ученицы 9а класса, (романс «Ты не пой, соловей…»).  Лене аккомпанировали на гитарах Данилов Влад и Хмелюк Владимир, её одноклассники.

            В гостиной звучала  музыка Джона Уильямса из к/ф «Список Шиндлера» и романс «Я помню чудное мгновенье» (музыка М.Глинки) в исполнении талантливых педагогов МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара, в исполнении учениц 6а класса Мироновой Олеси, Ященко Тамары – воспитанниц МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара  на фортепиано прозвучал отрывок из балета «Водяная» композитора  Э. Бакирова.  Мастерски был исполнен на фортепиано Полиной Зайцевой вальс из оперы «Медный всадник» композитора Р. Глиэра.

              Девушки нашей школы – воспитанницы МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбля «Дивертисмент» – блистательно исполнили «Оду балету» и в прах с юношами из кадетского 9Г класса кружились в вальсе по музыку Свиридова из к/ф «Метель».

               Хотелось бы отметить проникновенное чтение поэтических произведений учащихся: Куприяновой Елены, Мифтихановой Надежды, Сидоренко Елизаветы, Горшковой Марии, Князевой Олеси, Жукова Ивана, Резванова Антона, Барынкиной Полины, Казина Данила, Казандаева Василия, Горбачёва Даниила, Дубового Никиты, Жданова Мирослава .

              В актерском мастерстве (в образе Муз и Зевса) ярко проявили себя учащиеся 7а класса: Кашин Тимофей, Шадрина Арина, Рагулина Арина, Скворцова Анна, Грецова Дарья.

              Историческая страничка в мероприятии была посвящена героям Отечественной войны 1812 года, декабристам и их жёнам, этим хрупким, милым женщинам, которые оказались настоящими героинями: в самое трудное время их жизни проявили величайшее мужество, готовность к самопожертвованию, показали, что обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. О них рассказали учащиеся 9а и 9б класса: Брунова Алёна, Самыкин Леонид и Горшкова Мария.

               Ученики 9б: Гордеева Дарья, Бочкарёв Евгений – блистательно разыграли отрывок из поэмы Н. Некрасова «Русские женщины», в котором рассказывалось о событии тех печальных дней, когда иркутский губернатор Цейдлер несколько месяцев не давал разрешение на продолжение пути графине Трубецкой, первой из жен декабристов, пожелавшей разделить участь мужа – отправиться за  ним на каторгу в Сибирь… Звенящей тоской наполнились сердца многих сидящих в зале, на глазах блестели слёзы.

     В исполнении ученицы 11А класса Огневой Анастасии прозвучало стихотворение Редьярда Киплинга «О, если…» на английском языке, а потом звучали сонеты У. Шекспира в переводе С. Маршака, которые ярко прочитали юноши Скворцов Пётр (10А), Сыренов Роман (9Г), Павельев Эмиль (9Г).

     С легкой грустью ребята и учителя расходились по домам, и каждый в этот день стал чуточку добрее и лучше, потому что, уходя, уносил с собой частичку света по имени «Прекрасное».

     В заключение хочется сказать, что школьное мероприятие «Прекрасное должно быть величаво» (литературно-музыкальная гостиная) стало для всех его участников творческим процессом, построенным в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.  Оно превратилось в общее дело, созданное  для всех и  нужное всем.  И пусть это станет еще одной школьной традицией, способной не только увлечь школьников интересным делом, но и помочь им сделать правильный выбор между соприкосновением с произведениями искусства и компьютером, помочь им получить те чувства и эмоции, которые способна дать встреча с музыкой, поэзией, произведениями художников, скульпторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

«В человеке должно быть все прекрасно…»...

В человеке все должно быть прекрасно...

Классный час предназначен для 7 класса...

Литературная игра. Прекрасное должно быть величаво.

Литературная игра, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Включает задания от самых простых (сказочная разминка) до более сложных ( какой след оставил Пушкин в жизни и творчестве других известных людей; ...

статья Какой должна быть школьная библиотека?

Сегодня Министерство Образования РФ поставило новую цель: разработку новой концепции национальной единой сети школьных библиотек. ...

Сценарий мероприятия "Прекрасное должно быть величаво"

Литературно-музыкальная гостиная посвящена теме "Красота в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни"...