Сценарий мероприятия "Прекрасное должно быть величаво"
материал (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Литературно-музыкальная гостиная посвящена теме "Красота в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prekrasnoe_dolzhno_byt_velichavo.docx58.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Прекрасное должно быть величаво…»

(сценарий литературно-музыкальной гостиной)

Дата проведения: 19 октября 2018г.

Время проведения: 11.30

Место проведения: актовый зал школы

Участники мероприятия: учащиеся 6-11 классов МБОУ Школа №127 г.о. Самара (38 учащихся), педагоги МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара.

Подготовили и провели мероприятие:

- Апанасенко Е.В., Жидкова Л.И., Лапкина Е.В., Лебедева А.А., Сидоренко Т.В., учителя русского языка и литературы;

- Парешнева О.П., учитель истории;

- Чистякова М.В., учитель музыки;

- Осипова Е.Г., учитель английского языка;

- Ерослаева Н.В., методист школьного музея.

Цели:

1.Обобщить знания учащихся по истории, литературе, музыке, изобразительного искусства России и зарубежной литературы первой половины 19 века – начала 21 века.

2.Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся через игру, развивать интерес к истории, литературе, музыке, изобразительному искусству родной страны и зарубежья, с их традициям и обычаям, развивать речь учащихся.

3.Воспитывать эстетический вкус, культуру общения, чувства патриотизма, чести, достоинства на примере лучших образцов истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование:

Мультимедиа;

Компьютер;

Музыкальная аппаратура.

Оформление зала:

Иллюстрации (кленовые листья);

декорации салона первой половины 19 века;

портреты женщин 18-19 веков;

портреты героев Отечественной войны 1812 г., декабристов и их жён;

эскизы костюмов первой половины 19 века;

эссе «Что такое красота»

Опережающее задание: за месяц до проведения мероприятия ребята делятся на группы: для работы с дополнительной литературой по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству 19-21 веков;

готовятся костюмы, декорации, пишутся эссе, рисуются иллюстрации, распределяются роли, создаются презентации.

Ход мероприятия.

Ведущий 1 (Жидкова Л.И.). Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературно-музыкальной гостиной.

А что такое гостиная? В начале 19 века в аристократических кругах русского общества появилась традиция собираться вместе для общения. В гостиных читали стихи, слушали музыку, пели романсы, говорили обо всём на свете. А мы сегодня собрались, чтобы поговорить о Красоте. О красоте в музыке,

поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни.

Надеюсь, что наше общение останется в сердце каждого из вас теплым и радостным воспоминанием о встрече с Прекрасным.

Ведущий 2 (Сидоренко Т.В.). Не случайно мы с вами встречаемся в октябре.

Всем нам дорого имя нашего замечательного поэта, «солнца русской поэзии», А.С. Пушкина. Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю жизнь - от первого до последнего дня. Он всеобъемлющ и поэтому необходим нам в любую минуту, при любом случае как доверительный советчик, как учитель и утешитель, как пример верности и мужества. Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Ведущий 3 (Лапкина Е.В.). Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам. Эту пылкую дружбу верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Каждый год 19 октября лицеисты собирались на встречи.

А.С. Пушкин не всегда присоединялся, но посвящал этому событию свои произведения.

Звучит романс «Научите меня понимать красоту». Слова А. Лугарева, музыка К. Шевелева. Исполняет Е. Дятлов (аудиозапись).

Читают ученики 9а, 9б, 9в, 10а классов:


1.Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку


И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

2.Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

3.И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

4.Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

5.Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

6.С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

7.Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?


Все вместе:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

На этих словах выходят девочки 7а класса («музы»).


Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.


Инсценировка «Музы» 7а класс (Апанасенко Е.В.) (Приложение 1)

Ведущие. 

Тема творчества звучит у каждого русского поэта:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал. (А.С. Пушкин)

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет. (А.Блок)

Светить всегда, светить везде,

 до дней последних донца,

 светить — и никаких гвоздей!

 Вот лозунг мой и солнца! (В.Маяковский)

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу.

И так, как я хочу. (А. Твардовский)

Стихотворение А. Ахматовой «Творчество». Читает Мифтиханова Надежда,  ученица 11а класса.

1.

Бывает   так:  какая-то   истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

2.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Ведущий. Муки творчества знакомы не только поэтам, но и композиторам, музыкантам.

Д. Самойлов «Смерть дирижёра». Читает Куприянова Елена, ученица 9а класса.

Дирижер, дирижер — Черный фрак,

Командир оркестровых атак,

Альпинист оркестровых высот,

Оркестровых садов садовод,

Оркестровых ручьев Рыболов,

Как ты властен и большеголов!

Дирижер, дирижер —

Демиург,

Повелитель движений и рук,

Рук, покорно ведущих смычки,

Рук, прижавших фанфары к губам,

Рук, впускающих ветер в орган,

Рук, которые бьют в барабан,

Рук, которые ждут на хорах,

Притаив голубей в рукавах.

Дирижер,

Береги скрипачей,

Трубачей береги, дирижер,

И высокую виолончель,

И кларнет, и корнет, и фагот,

И минор береги, и мажор,

И басы, и звенящую трель,

И смычок береги, и струну —

Дирижер, береги тишину!

Береги тишину, дирижер,

Альпинист оркестровых высот,

Оркестровых коней коновод,

Командир оркестровых атак,

Потому что случается так:

Барабан превратится в набат,

И смычки превратятся в клинки,

И фанфары не в лад вострубят,

Неподвластные взмаху руки,

И внезапно ощерится зал,

Оркестранты покинут места,

И умолкнет музыка твоя,

И тогда загремит пустота —

И последний мучительный жест —

И — ничком — как под поезд — в оркестр!

Звучит мелодия из к/ф «Список Шиндлера».   Музыка Джона Уильямса. Исполняют педагоги МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара.

Ведущий.  А в таком виде искусства, как театр, очень гармонично соединяются и литература, и музыка, хореография, и вокал, и изобразительное  искусство.

Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читает Князева Олеся, ученица  9б класса.

XVIII

Волшебный край! там в стары годы,

 Сатиры смелый властелин,

 Блистал Фонвизин, друг свободы,

 И переимчивый Княжнин;

 Там Озеров невольны дани

 Народных слез, рукоплесканий

 С младой Семеновой делил;

 Там наш Катенин воскресил

 Корнеля гений величавый;

 Там вывел колкий Шаховской

 Своих комедий шумный рой,

 Там и Дидло венчался славой,

 Там, там под сению кулис

 Младые дни мои неслись.

XIX

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?

XX

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

На сцену выходят девочки 8б класса (МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбль «Дивертисмент»).

Князева О. (продолжает)

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Девочки 8б класса (МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбль «Дивертисмент») исполняют танец «Ода Балету».

Куприянова Елена, ученица 9а класса, исполняет романс «Ты не пой, соловей…». Аккомпанируют Данилов Влад и Хмелюк Владимир.

У. Шекспир. Сонет 128. Читает Сыренов Роман, ученик 9г класса

Едва лишь ты, о музыка моя,

Займешься музыкой, встревожив строй

Ладов и струн искусною игрой,

Ревнивой завистью терзаюсь я.

Обидно мне, что ласки нежных рук

Ты отдаешь танцующим ладам,

Срывая краткий, мимолетный звук, -

А не моим томящимся устам.

Я весь хотел бы клавишами стать,

Чтоб только пальцы легкие твои

Прошлись по мне, заставив трепетать,

Когда ты струн коснешься в забытьи.

Но если счастье выпало струне,

Отдай ты руки ей, а губы - мне!

Игра на фортепиано. Э. Бакиров.  Дуэт из балета «Водяная». Исполняют Миронова Олеся, Ященко Тамара, ученицы 6а класса (МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара).

Ведущий. Кому как ни художникам остановить прекрасное мгновенье, показать в красоте вечную жизнь.

На сцену выходят Горшкова Мария, Сидоренко Елизавета, Хмелюк Владимир. Читают стихотворения.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет». Читает Горшкова Мария, ученица 9а класса.  (Презентация «Женские портреты 18-19 вв., портрет Струйской»).

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Стихотворение А.С. Пушкина «Её глаза». Читает Сидоренко Елизавета, ученица 8б класса. (Презентация «Женские портреты  + портрет А. Олениной»).

Она мила — скажу меж нами —

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза,

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля —

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна». Читает Хмелюк Владимир, ученик 9а класса. (Презентация «Женские портреты + портрет Н. Гончаровой»).

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье…». Исполняют педагоги МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара.

Ведущий.

Да, мир широк, дороги далеки.

А красота везде подобна чуду…

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Романс Настеньки (Генералам 1812 года). Музыка А. Петрова, Стихи М.

Цветаевой. Исполняет Шадрина Арина, ученица 7а класса.

Стихотворение А.С. Пушкин «Полководец». Читает Барынина Полина, ученица 9а класса.

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Историческая справка. Ученики 9а и 9б классов. Инсценировка. Н. Некрасов «Русские женщины» (отрывок). (Приложение 2).

Группа учащихся на сцене исполняют вальс под музыку Свиридова к к/ф «Метель»: девочки 8б класса (МАУ ДО «ДШИ №16» г.о. Самара, ансамбль «Дивертисмент») и кадеты 9г класса.

Ведущий. А что думают наши ровесники о красоте? Волнует ли их это понятие, ведь, как сказал поэт, «в наш век все чувства лишь на срок».

Ведущие читают выдержки из сочинений, написанных на кленовых листочках.

(Выдержки из сочинений).

У. Шекспир. Сонет 54. Читает Скворцов Пётр, ученик 10а класса.

Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной.

Мы в нежных розах ценим аромат,

В их пурпуре живущий сокровенно.

Пусть у цветов, где свил гнездо порок,

И стебель, и шипы, и листья те же,

И так же пурпур лепестков глубок,

И тот же венчик, что у розы свежей, -

Они цветут, не радуя сердец,

И вянут, отравляя нам дыханье.

А у душистых роз иной конец:

Их душу перельют в благоуханье.

Когда погаснет блеск очей твоих,

Вся прелесть правды перельется в стих.

Ведущий. Красота не знает никаких границ: ни географических, ни языковых.

Редьярд Киплинг «О, если…». Читает на английском языке Огнева Анастасия, ученица 11б класса.

У. Шекспир Сонет 101. Читает Павельев Эмиль, ученик 9г класса.

О ветреная муза, отчего,

Отвергнув правду в блеске красоты,

Ты не рисуешь друга моего,

Чьей доблестью прославлена и ты?

Но, может быть, ты скажешь мне в ответ,

Что красоту не надо украшать,

Что правде придавать не надо цвет

И лучшее не стоит улучшать.

Да, совершенству не нужна хвала,

Но ты ни слов, ни красок не жалей,

Чтоб в славе красота пережила

Свой золотом покрытый мавзолей.

Нетронутым - таким, как в наши дни,

Прекрасный образ миру сохрани!

Р. Глиэр. Вальс из оперы «Медный всадник». Исполняет Полина Зайцева (МБУ  ДО «Детская музыкально-хоровая школа №4» г.о. Самара).

Ведущие:

- Красота…

- Пока существует голубое небо, восходы и закаты,

- пока бьется человеческое сердце и властвует любовь,

- до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.

Звучит романс «О красоте» на стихи Д. Самойлова (аудиозапись).

Ведущий (Жидкова Л.И.). На этом наша встреча подходит к своему завершению! Надеемся, что она позволила каждому из вас окунуться в чудесный мир Прекрасного  и насладиться творчеством великих поэтов, музыкантов, композиторов, художников и талантами прекрасных педагогов музыкальной школы и наших замечательных учеников!

Приложение 1

«Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво».

Музы. Сегодня мы предстанем перед вами в тех образах,            

Которым все подвластно.

Волшебной музыкой, чудесными стихами

Разбудят музы в душах все прекрасное.                        

Мы предлагаем Вам представить на мгновенье,

Как Зевс-отец с Олимпа им вещает,        

О силе величайшей вдохновения                

И на служенье их благословляет.                                

Звучит музыка. Выходит Зевс

Зевс (Кашин Т.). Парнаса жительницы, девы несравненны…

Вы созданы таланты вдохновлять,

Вы так умны, прекрасны, незабвенны,

Вы ниспошлите миру благодать!

О, Музы, дочери, Вас призываю снова,

Вы помогите людям  созидать,

Вы послужите, вдохновите словом,

Чтоб стали вновь искусства процветать.

О, муза Клио – достижение и слава!

Ты помоги таланту разгадать

Его предназначение  и право

Дай ему весь мир завоевать!                

Муза Клио (Грецова Д.)        
Новейшую историю творя,
И, всуе, поминая Геродота,
Все забывают, и, пожалуй, зря,
Что «понедельник начинается в субботу».
В попытке прошлое переиначить,
Чтоб варварство слепое оправдать.
Они решают непосильную задачу -
Перед потомками Героями предстать.
Я муза Клио,  вы поверите едва ли,
Преданьям древним и убогим черепкам.
Но коль вчерашнее вы часто забывали
То будущее не подвластно вам.

Зевс. О муза, Терпсихора, в танце страстном,

Ты помоги гармонию постичь

Между душой и телом. Ненапрасно

Пусть будет жить художник и творить.

Муза Терпсихора (Шадрина А.)
 
Затягивает зал в воронку фуэте.
Замрите, люди – верх и низ едины!
Летят над сценой двое в па-де-де,
И притяженье непреодолимо.
Гляжу  с улыбкой, муза Терпсихора -
Движеньем танца зачарую,  заманю,
И властью от мажора до минора,
Сердечной радостью и мукою одарю.

Зевс. О, Мельпомена! Покровительница сцены!        

Под светом рампы вечности секрет!

Ты заглуши чужую боль измены,

И докажи, что счастья в мире нет.

Муза Мельпомена (Рагулина А.)
 
Трагичных песен  мрачная геенна.
Страданье,  скорбный плач и муки.
Так болью сердца, муза Мельпомена
Врачует души от ленивой скуки.
Рыдайте над судьбою юной пары.
Презренный Яго вызывает гнев.
И Макбеты заслуживают кары.
И гибнет Лир, в бессилье поумнев.
А в шторме пережитого конфликта
Постигните  гармонию и суть.
Катарсисом разряжена – омыта,
Душа захочет в светлый мир взглянуть.

 

Зевс. О,Клио, Мельпомена, Терпсихора -
вы, пламенный мотив в сердцах узнав,

Будите с помощью божественного взора

Те песни, что останутся в веках.

Но больше всех люблю я дочь  Эвтерпу -
Лирическую музыку любви,
Ты помоги измученному сердцу,
И гению, что пишет до зари.  

Муза Эвтерпа        (Скворцова А. )

Явилась я, Эвтерпа, и мгновенья,
Сведя на нет, всю неподкупность амальгамы,
Не претендуя на комедии и драмы,
Струну сердечную задев прикосновеньем -
Увеселить, растрогать… пережить
Совместных чувств прекрасные минуты.
В быт запелёнутый, в события обутый,
Порыв любви, на краткий миг освободить.

И вдохновить на творческие муки.

Приложение 2.

Ученик 1. С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги".

Ученик 2. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Ученик 3. Но чьи портреты отсутствуют? И почему? Кто они?

Они – это офицеры русской армии, а также передовая штатская молодежь. Это они вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, чтобы привлечь внимание власти к проблеме крепостного права. Российский народ назовет их декабристами.

Ученик 1. Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге было подавлено.

Ученик 2. По приговору Верховного уголовного суда пятеро декабристов были казнены, восемьдесят шесть - сосланы в Сибирь на каторжные работы, остальных разжаловали в солдаты и определили на Кавказ в действующую армию.  

Ученик 3. Вскоре после казни пятерых декабристов первые тюремные повозки повезли их на восток: в Нерчинские рудники, Читинский каторжный острог, тюрьму Петровского завода.

Звучит вальс Г. Свиридова к к/ф «Метель»

Ученик 1. Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны!

Ученик 2. Эти хрупкие, милые женщины оказались настоящими героинями: в самое трудное время их жизни, проявили величайшее мужество, готовность к самопожертвованию, показали, что обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. 

Ученик 3. Они бросили все – знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга.

Ученик 1. Ни в чем не повинные, они последовали за своими мужьями в далёкую Сибирь, долгие двадцать пять лет терпели всё, на что были обречены их осужденные мужья…

Ученик 2. После выезда в Сибирь декабристки, как и их мужья, теряли дворянские привилегии и переходили на положение жён каторжан: для них ограничивались права передвижения, переписки, распоряжения своим имуществом.

Ученик 3. Женам декабристов было запрещено брать с собой детей, а вернуться в Европейскую часть России им не всегда разрешалось даже после смерти мужа.

Ученик 1. Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена, конец света, для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

Цейдлер:

« Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней.

Короче нашей там весна,

Зима – еще длинней.

В казарме общей надо жить.

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлоблены судьбой.

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.

Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!»

Графиня Трубецкая:

«Ужасно будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!»

Цейдлер:

«Но вы не сможете там жить,

Тот климат вас убьет

Я вас обязан убедить

Не ездите вперед!»

Графиня Трубецкая:

«Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя».

Цейдлер:

«Живут? Но молодость свою

Припомните…дитя».

Графиня Трубецкая:

« Покинув родину,  друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, я слез не принесу

В проклятую тюрьму,-

Я гордость, гордость в нем спасу

И силы дам ему».

Ученик 2. Их было одиннадцать женщин, чьи имена и судьбы навсегда останутся в наше памяти. Некоторые из них были незнатные, но большая часть жен декабристов принадлежала к знати, им было чего лишаться. 
Вот они, эти замечательные женщины:
 

Учащиеся называют Ф.И.О. женщин: Мария Николаевна Волконская,

Полина Гебль (невеста декабриста П.Аннекова),

Камилла Ле Дантю (невеста декабриста Ивашова),

Александра Григорьевна Муравьева,

Елизавета Петровна Нарышкина,

Анна Васильевна Розен,

Екатерина Ивановна Трубецкая,

Наталья Дмитриевна Фонвизина,

Наталья Дмитриевна Шаховская,

Мария Казимировна Юшневская,

Анастасия Васильевна Якушкина.

Ученик 3.  Это был великий бескорыстный поступок. Он вызывает искреннее восхищение и по праву считается подвигом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра. Прекрасное должно быть величаво.

Литературная игра, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Включает задания от самых простых (сказочная разминка) до более сложных ( какой след оставил Пушкин в жизни и творчестве других известных людей; ...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Статья"Прекрасное должно быть величаво"

Статья-отчёт о мероприятии, проведённом в рамках школьного фестиваля...

Сценарий мероприятия "Не должно быть солдат без судьбы"

Сценарий внеклассного мероприятия поможет расширить кругозор учащихся, даст возможность сформировать свою точку зрения на исторические события. Краеведческий материал  играет огромную роль в нрав...