Дубровский старший и Троекуров – два друга, два врага
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

                        Разработка урока по литературе для 6 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дубровский24.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Черноморская СШ №3»

пгт. Черноморское Республика Крым

                               

                        Разработка урока по литературе

для 6 класса

Дубровский старший и Троекуров –

два друга, два врага

                               

                                               

                               

  Учитель русского языка и литературы,

специалист высшей категории

   Сердюк Наталья Вячеславовна

Цели и задачи: учить анализировать и сравнивать персонажей повести                 А.С. Пушкина «Дубровский» с целью показать нравственную красоту героев Дубровского и Троекурова; выявлять приёмы создания характеров героев; формировать навыки социально-психологической характеристики героев, проанализировать их поступки как способы характеристики персонажей; побуждать учащихся к самостоятельному анализу образов повести и внимательному прочтению деталей пушкинского произведения; воспитывать внимание и любовь                              к художественному слову;

Планируемы результаты:

Предметные УУД: умение характеризовать эпизод в развитии сюжета повести для раскрытия характеров литературных персонажей, устанавливать мотивацию поступков героев произведения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; содействовать развитию мыслительной деятельности: сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные УУД: повышать качество выразительного чтения, стремление к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения.

Тип урока: урок-творчества

Оборудование: учебник, портрет А.С. Пушкина, тексты повести А.С. Пушкина «Дубровский», иллюстрации к повести «Дубровский», схема анализа повести, карточки-характеристики Дубровского и Троекурова

Методы и приемы: «Микрофон», опрос, беседа, работа с текстом, работа в парах и группах, лексическая работа.

Технологии: развитие критического мышления; приёмы – линия сравнения.

                                          План урока

  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация опорных знаний учащихся
  3. Применение знаний, совершенствование умений
  4. Рефлексия (беседа по вопросам, пословицы и поговорки)
  5. Оценивание
  6. Домашнее задание

I  Организационный момент

II  Мотивация учебной деятельности

Слово учителя: Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и писатель. Поэт Б. Чичибабин писал: «Какое счастье, что у нас есть Пушкин…». На доске слайд 1. Портрет А.С. Пушкина. Сегодня на уроке литературы мы продолжим работу над характеристикой героев повести – Дубровским старшим и Троекуровым.

Слово учителя: Ребята, как вы считаете, какова цель нашего урока, что должны выяснить в течение урока? (Разобраться в поступках героев и выяснить причины поступков Дубровского и Троекурова).

III         Актуализация опорных знаний учащихся и применение знаний, совершенствование умений

Слово учителя: У меня в руках конверт. Как вы думаете, что в нём. (ПИСЬМО). Учитель распечатывает конверт и читает: «Государь мой премилостивый, Кирилла Иванович. Я до сих пор не намерен ехать к Вам, в Калиновку, пока не вышлете мне псаря Парамошку с повинною. С нежностью к Вам Гаврила Андреевич Дубровский, имение Покровское»

Слово учителя: Ребята, вас не настораживает содержание письма? Всё ли здесь написано верно?

Учащиеся говорят, что в письме допущены ошибки, которые необходимо исправить:

        - Не Кирилла Иванович, а Кирилла Петрович;

        - Не Калиновка, а Покровское (имение Троекурова);

        - Не Гаврила Андреевич, а Андрей Гаврилович;

        - Не Покровское, а Кистенёвка (имение Дубровского).

Слово учителя: Ребята, вам не знакомы персонажи, о которых идёт речь в письме? Где вы встречались с этими  героями и кто является автором этого произведения (Это главные персонажи повести А.С. Пушкина «Дубровский»).

Слово учителя: Повторим теорию литературы: какое произведение называется повестью? (учащиеся отвечают на вопрос учителя). На доске слайд 2.  Повесть – это эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев), составляющих определенный период жизни главного персонажа, как правило, одна сюжетная линия.

Слово учителя: К уроку вы перечитали повесть. Скажите, о ком из литературных персонажей идёт речь? Избалованный окружением, обладал необыкновенной слой физических способностей, страдал от обжорства, был горячим охотником (Троекуров). На доске слайд 3. Иллюстрация – К.П. Троекуров.

Слово учителя: Кто такой Троекуров? (старинный русский барин).

Слово учителя: Как описывает А.С. Пушкин в своём произведении Троекурова. Найти в тексте описание Кирилла Петровича. (Ответы учащихся: его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени. дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы…).

Слово учителя: Объяснить лексическое значение слов, используя статьи Толкового словаря Ожегова: барин, знатный род, поместье. (Учащиеся работают со статьями Толкового словаря Ожегова).

Слово учителя: Кирилла Петрович Троекуров дорожил дружбой с Андреем Гавриловичем Дубровским. Кто такой Дубровский? (Ответы учащихся: старинный приятель Троекурова, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров уважал Дубровского).

Слово учителя: Что связывало Троекурова и Дубровского? (Ответы учащихся: были ровесниками, одного сословия, похожие судьбы, вместе служили, остались без жён, сами воспитывали детей). На доске слайд 4. Иллюстрация – К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

Слово учителя: Проведём экскурсию в имения К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. Найти описание домов в тексте, сравнить. Выразительно прочитать найденный материал. На доске слайд 5. Иллюстрация имений главных героев. (Ответы учащихся: над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома            К.П. Троекурова и бедный дом А.Г. Дубровского…).

Слово учителя: Во всём ли были похожи наши герои? Чем они отличались? Предлагается работа в парах. Половина класса находит в тексте сходство героев, а другая половина класса – отличии героев. Записи делают в тетради.

Слово учителя: Объяснить лексическое значение слов: раболепие, угождать, трепетать, стравливая (учащиеся отвечают на вопрос учителя, пользуясь Толковым словарём Ожегова. Раболепие – льстивое угодничество, низкопоклонство. Угождать – удовлетворить кого-нибудь, сделав ему приятное и нужное. Трепетать – колебаться, дрожать, бояться, испытывать страх. Стравливая – натравив друг на друга, заставить подраться).

Слово учителя: Прежде чем продолжить характеризовать Дубровского старшего и Троекурова, необходимо восстановить хронологию событий, описанных в повести. На отдельных карточках, которые нужно разложить по порядку, написаны слова: суд, ссора, болезнь, смерть. Необходимо выяснить, как ведут себя главные персонажи в выше описанных ситуациях.

Слово учителя: Кирилла Петрович и Андрей Гаврилович были лучшими друзьями, но нечаянный случай расстроил их отношения. Что произошло? (Ссора).

Слово учителя: Предлагается учащимся найти в тексте и выразительно прочитать по ролям эпизод ссоры Троекурова и Дубровского. (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровье больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностью восхищаться псарнею Кирилла Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирилла Петрович, – или псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирилла Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее:

«Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин. – За сим остаюсь покорным ко услугам                                                                                      Андрей Дубровский».

По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирилла Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью. «Как, – загремел Троекуров, вскочив с постели босой, – высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! – да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

Слово учителя: Как ведут себя Дубровский старший и Троекуров во время ссоры и после неё? (ответы учащихся).

Слово учителя: Повторим теорию литературы: что называется эпитетом? (учащиеся отвечают на вопрос учителя). На доске слайд 6. (Эпитет - это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы).

Слово учителя: Предлагается учащимся, пользуясь таблицами, на которых написаны эпитеты для характеристики главных героев, ответить на вопросы:

- чем закончилась ссора и как ведут себя герои на суде;

- что случилось с Дубровским, когда он вернулся в Кистенёвку;

- Троекуров сожалеет о случившемся и приезжает в имение Дубровского с какой целью? С каким настроением?

- каким изображает А.С. Пушкин Дубровского?

- как меняется настроение Троекурова и почему?

Слово учителя: Можно ли сказать, что Троекуров изображён только жестоким, грубым, высокомерным? За какие черты характера можно уважать Кирилла Петровича (ответы учащихся).

IV        Рефлексия

1.        Беседа по вопросам:

  1. Кирилла Петрович Троекуров проявил себя и с положительной стороны (благородство, когда не забрал имение Дубровского). В нём не заглушена совесть, он первым идёт мириться.

  1. За какие черты характера можно уважать Троекурова старшего и Дубровского? (ответы учащихся).

  1. Кто из главных героев привлёк внимание? В чём, по-вашему, ошибки в поведении Кирила Петровича и Андрея Гавриловича? (ответы учащихся).
  2. Чему учит повесть А.С. Пушкина «Дубровский»? (ответы учащихся).

 

2. «Микрофон»

Бывшие друзья стали врагами, потому что…

V   Оценивание учащихся

VI  Домашнее задание (по выбору учащихся)

  1. Подобрать в тексте художественные средства, характеризующие Владимира Дубровского
  2. Подобрать в тексте художественные средства, характеризующие  Машу Троекурову

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина-соревнование на тему:«Огонь – друг или враг человеку? »

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности....

Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг"

Мероприятие по противопожарной безопасности для учащихся 1-5 классов...

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Мобильник – друг или враг?!

Цель данного мероприятия:расширить представление о вредном влиянии мобильного        телефона на организм человека и формировать навыки...

Огонь: друг или враг

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе нашу жизнь без огня....

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...