Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_urok_literatura.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дубровский –старший и Троекуров в романе  А.С.Пушкина «Дубровский»

Нам не дано предугадать,

 Как наше слово отзовется…

                                                                                                            Ф.И.Тютчев  

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как  складывались отношения между  ними. Долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой».

- В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского? 

3. Работа по теме урока

1) - Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты? (Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову.  Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”).

- Как чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова? (На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности)

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании«решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением,потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)

- Что произошло с Дубровским по окончании суда?

- В чем же тогда состоит победа Троекурова? Давайте оценим плюсы и минусы этой победы, заполнив таблицу.

+

Приобретение Кистеневки

Потеря друга.
Муки совести, утрата душевного спокойствия.

-Нуждался ли Троекуров в имении Дубровского?

Вернувшись к содержанию первой главы, докажите, что Дубровский действительно являлся другом Троекурова и что Троекуров ценил эту дружбу.

(«Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина». «Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств». «Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское, Кирила Петрович без него скучал»).

- Чего же больше – потерь или приобретений, плюсов или минусов от победы Троекурова? В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? Найдите строки в 4 главе.

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову? 

  1. Подведение итогов
  1. Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает».

Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

Дубровский:

независимый, горячий,

смелый, прямой,

решительный, неосмотрительный,

нетерпеливый

_______________________________

гордый, честный

Троекуров:

самодур-помещик

_______________________________________

независимый, гостеприимный, богатый, сильный,

строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,

хороший отец

2) составим синквейн на тему «Дружба»

5. Рефлексия

6. Д/з составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме

Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...

Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"

Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...

Дубровский старший и Троекуров – два друга, два врага

   Разработка урока по литературе для 6 класса...

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...

Троекуров и Дубровский

Троекуров и Дубровский...

Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")

Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский") посвящена сложной и актуальной для учащихся и педаго...