Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Ф.И.Тютчев
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Актуализация знаний
В процессе работы над 1-й главой мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как складывались отношения между ними. Долгое «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским, нарушено ссорой».
- В чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского?
3. Работа по теме урока
1) - Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты? (Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”).
- Как чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова? (На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности)
— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании«решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением,потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)
- Что произошло с Дубровским по окончании суда?
- В чем же тогда состоит победа Троекурова? Давайте оценим плюсы и минусы этой победы, заполнив таблицу.
+ | – |
Приобретение Кистеневки | Потеря друга. |
-Нуждался ли Троекуров в имении Дубровского?
Вернувшись к содержанию первой главы, докажите, что Дубровский действительно являлся другом Троекурова и что Троекуров ценил эту дружбу.
(«Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина». «Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств». «Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское, Кирила Петрович без него скучал»).
- Чего же больше – потерь или приобретений, плюсов или минусов от победы Троекурова? В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? Найдите строки в 4 главе.
-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?
- Подведение итогов
- Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает».
Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.
Дубровский:
независимый, горячий,
смелый, прямой,
решительный, неосмотрительный,
нетерпеливый
_______________________________
гордый, честный
Троекуров:
самодур-помещик
_______________________________________
независимый, гостеприимный, богатый, сильный,
строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,
хороший отец
2) составим синквейн на тему «Дружба»
5. Рефлексия
6. Д/з составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме
Конспект урока литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский Тема: "Нравственные ценности романа А.С.Пушкина «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме"...
Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...
Дубровский старший и Троекуров – два друга, два врага
Разработка урока по литературе для 6 класса...
Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").
В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...
А.С.Пушкин «Дубровский». Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Открытый урок в 6 классе....
Троекуров и Дубровский
Троекуров и Дубровский...
Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский") посвящена сложной и актуальной для учащихся и педаго...