Сценарий литературного вечера
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Литературная гостиная" к празднованию лицейской годовщины 19 октября "Прекрасное должно быть величаво..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_19_oktyabrya.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Прекрасное должно быть величаво…»

(сценарий литературной гостиной)

Дата проведения: 19 октября 2018г.

Время проведения: 11.30

Место проведения: актовый зал школы

Подготовили мероприятие:

- Апанасенко Е.В., Жидкова Л.И., Лапкина Е.В., Лебедева А.А., Сидоренко Т.В., учителя русского языка и литературы;

- Парешнева О.П., учитель истории;

- Чистякова М.В., учитель музыки;

- Осипова Е.Г., учитель английского языка;

- Ерослаева Н.В., методист школьного музея.

Цели:

1.Обобщить знания учащихся по истории, литературе, музыке, изобразительного искусства России и зарубежной литературы первой половины 19 века – начала 21 века.

2.Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся через игру, развивать интерес к истории, литературе, музыке, изобразительному искусству родной страны и зарубежья, с их традициям и обычаям, развивать речь учащихся.

3.Воспитывать эстетический вкус, культуру общения, чувства патриотизма, чести, достоинства на примере лучших образцов истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование:

Мультимедиа;

Компьютер;

Музыкальная аппаратура.

Оформление зала:

Иллюстрации (кленовые листья);

декорации салона первой половины 19 века;

портреты женщин 18-19 веков;

портреты героев Отечественной войны 1812 г., декабристов и их жён;

эскизы костюмов первой половины 19 века;

эссе «Что такое красота»

Опережающее задание: за месяц до проведения мероприятия ребята делятся на группы: для работы с дополнительной литературой по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству 19-21 веков;

готовятся костюмы, декорации, пишутся эссе, рисуются иллюстрации, распределяются роли, создаются презентации.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей гостиной.

А Что такое гостиная? В начале 19 века в аристократических кругах русского общества появилась традиция собираться вместе для общения. В гостиных читали стихи, слушали музыку, играли в игры, говорили обо всём на свете. А мы сегодня собрались, чтобы поговорить о Красоте.

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча останется в сердце каждого из вас теплым и радостным воспоминанием о встрече с Прекрасным.

Ведущий 2. Не случайно мы с вами встречаемся в октябре.

Всем нам дорого имя нашего замечательного поэта, «солнца русской поэзии», А.С. Пушкина. Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю жизнь - от первого до последнего дня. Он всеобъемлющ и поэтому необходим нам в любую минуту, при любом случае как доверительный советчик, как учитель и утешитель, как пример верности и мужества. Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви.

Ведущий 3. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам. Эту пылкую дружбу верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Каждый год 19 октября лицеисты собирались на встречи.

А.С. Пушкин не всегда присоединялся, но посвящал этому событию свои произведения.

Звучит романс «Научите меня понимать красоту». Слова А. Лугарева, музыка К. Шевелева. Исполняет Е. Дятлов (аудиозапись).

Читают ученики 9а, б, в классов:


1.Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку


И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

2.Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

3.И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

4.Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

5.Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

6.С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

7.Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?


Все вместе:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

На этих словах выходят девочки 7а класса («музы»).


Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.


Инсценировка «Музы»
 7а класс (Апанасенко Е.В.).

Ведущие. 

Тема творчества звучит у каждого русского поэта:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал. (А.С. Пушкин)

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» (А.С.Пушкин).

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене. (В.Брюсов)

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет. (А.Блок)

Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, В год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды. (В.Маяковский)

Светить всегда, светить везде,

 до дней последних донца,

 светить — и никаких гвоздей!

 Вот лозунг мой и солнца! (В.Маяковский)

Я об одном при жизни хлопочу:

 О том, что знаю лучше всех на свете,

 Сказать хочу. И так, как я хочу. (А. Твардовский)

Стихотворение А. Ахматовой «Творчество». Читает ученица 11а класса.

1.

Бывает   так:  какая-то   истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

2.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Игра на фортепиано. Э. Бакиров.  Дуэт из балета «Водяная». Исполняют ученицы 6а класса.

Ведущий. Муки творчества знакомы не только поэтам, но и композиторам, музыкантам.

Д. Самойлов «Смерть дирижёра». Читает ученица 9а класса.

Дирижер, дирижер — Черный фрак,

Командир оркестровых атак,

Альпинист оркестровых высот,

Оркестровых садов садовод,

Оркестровых ручьев Рыболов,

Как ты властен и большеголов!

Дирижер, дирижер —

Демиург,

Повелитель движений и рук,

Рук, покорно ведущих смычки,

Рук, прижавших фанфары к губам,

Рук, впускающих ветер в орган,

Рук, которые бьют в барабан,

Рук, которые ждут на хорах,

Притаив голубей в рукавах.

Дирижер,

Береги скрипачей,

Трубачей береги, дирижер,

И высокую виолончель,

И кларнет, и корнет, и фагот,

И минор береги, и мажор,

И басы, и звенящую трель,

И смычок береги, и струну —

Дирижер, береги тишину!

Береги тишину, дирижер,

Альпинист оркестровых высот,

Оркестровых коней коновод,

Командир оркестровых атак,

Потому что случается так:

Барабан превратится в набат,

И смычки превратятся в клинки,

И фанфары не в лад вострубят,

Неподвластные взмаху руки,

И внезапно ощерится зал,

Оркестранты покинут места,

И умолкнет музыка твоя,

И тогда загремит пустота —

И последний мучительный жест —

И — ничком — как под поезд — в оркестр!

Звучит мелодия из к/ф «Список Шиндлера».   Музыка Джона Уильямса. Исполняют педагоги муз.школы №4.

Ведущий.  А в таком виде искусства, как театр, очень гармонично соединяются и литература, и музыка, хореография, и вокал, и изобразительное  искусство.

Отрывок из романа «Евгений Онегин». Читает ученица  9б класса.

XVIII

Волшебный край! там в стары годы,

 Сатиры смелый властелин,

 Блистал Фонвизин, друг свободы,

 И переимчивый Княжнин;

 Там Озеров невольны дани

 Народных слез, рукоплесканий

 С младой Семеновой делил;

 Там наш Катенин воскресил

 Корнеля гений величавый;

 Там вывел колкий Шаховской

 Своих комедий шумный рой,

 Там и Дидло венчался славой,

 Там, там под сению кулис

 Младые дни мои неслись.

XIX

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы? другие ль девы,

Сменив, не заменили вас?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?

XX

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

На сцену выходят девочки 9а и 8б класса под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь».

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Ученицы 8б и 9а классов исполняют танец.

Ученица 9а класса, исполняет романс «Ты не пой, соловей…». Аккомпанируют ученики 9а класса.

У. Шекспир. Сонет 128. Читает ученик  10а класса.

Едва лишь ты, о музыка моя,

Займешься музыкой, встревожив строй

Ладов и струн искусною игрой,

Ревнивой завистью терзаюсь я.

Обидно мне, что ласки нежных рук

Ты отдаешь танцующим ладам,

Срывая краткий, мимолетный звук, -

А не моим томящимся устам.

Я весь хотел бы клавишами стать,

Чтоб только пальцы легкие твои

Прошлись по мне, заставив трепетать,

Когда ты струн коснешься в забытьи.

Но если счастье выпало струне,

Отдай ты руки ей, а губы - мне!

Ведущий. Кому как ни художникам остановить прекрасное мгновенье, показать в красоте вечную жизнь.

На сцену выходят учащиеся 8б и 9а классов

Н. Заболоцкий «Портрет». Читает ученица 9а класса.  Презентация «Женские портреты 18-19 вв., портрет Струйской».

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Стихотворение А.С. Пушкина «Её глаза». Читает  ученица 8б класса.

Презентация «Женские портреты  + портрет А. Олениной».

Она мила — скажу меж нами —

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза,

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля —

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна». Читает  ученик 9а класса.

Презентация «Женские портреты + портрет Н. Гончаровой».

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье…» Исполняют педагоги муз школы №4.

Ведущий.

Да, мир широк, дороги далеки.

А красота везде подобна чуду…

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Романс Настеньки (Генералам 1812 года). Музыка А. Петрова, Стихи М. Цветаевой. Исполняет  ученица 7а класса.

Стихотворение А.С. Пушкин «Полководец». Читает ученица 9а класса.

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Историческая справка. Ученики 9а и 9б классов (Парешнева О.П.)

Инсценировка. Н. Некрасов «Русские женщины» (отрывок).

Группа учащихся на сцене исполняют вальс.

Ведущий. А что думают наши ровесники о красоте? Волнует ли их это понятие, ведь, как сказал поэт, «в наш век все чувства лишь на срок».

Ведущие читают выдержки из сочинений, написанных на кленовых листочках.

(Выдержки из сочинений).

У. Шекспир. Сонет 54. Читает ученик 10б класса.

Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной.

Мы в нежных розах ценим аромат,

В их пурпуре живущий сокровенно.

Пусть у цветов, где свил гнездо порок,

И стебель, и шипы, и листья те же,

И так же пурпур лепестков глубок,

И тот же венчик, что у розы свежей, -

Они цветут, не радуя сердец,

И вянут, отравляя нам дыханье.

А у душистых роз иной конец:

Их душу перельют в благоуханье.

Когда погаснет блеск очей твоих,

Вся прелесть правды перельется в стих.

Редьярд Киплинг «О, если…». Читает на английском языке ученица 11 б класса.

У. Шекспир Сонет 101. Читает  ученик 9г класса.

О ветреная муза, отчего,

Отвергнув правду в блеске красоты,

Ты не рисуешь друга моего,

Чьей доблестью прославлена и ты?

Но, может быть, ты скажешь мне в ответ,

Что красоту не надо украшать,

Что правде придавать не надо цвет

И лучшее не стоит улучшать.

Да, совершенству не нужна хвала,

Но ты ни слов, ни красок не жалей,

Чтоб в славе красота пережила

Свой золотом покрытый мавзолей.

Нетронутым - таким, как в наши дни,

Прекрасный образ миру сохрани!

Все выходят на сцену.

Ведущие:

- Красота…

- Пока существует голубое небо, восходы и закаты,

- пока бьется человеческое сердце и властвует любовь,

- до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.

Звучит романс «О красоте» на стихи Д. Самойлова.

Ведущий. На этом наш вечер подходит к своему завершению! Надеемся, что сегодняшняя встреча позволила каждому из нас окунуться в Прекрасное  и насладиться творчеством великих поэтов, музыкантов, композиторов, художников и талантами наших замечательных ребят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"

Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...

У войны не женское лицо.Сценарий литературного вечера.

Литературный вечер для учащихся 7 - 8 классов, приуроченный к празднованию Дня Победы....

Сценарий литературного вечера для 9-11 классов " Все начинается с любви"

Сценарий литературного вечера для старшеклассников, на котором они представляют  "звездные" пары: Татьяна и Онегин, Наташа Ростова и Андрей Болконский, Дон Кихот и Дульсинея, Квазимодо и Эсмераль...

Сценарий литературного вечера "Это Родина моя!"

Сценарий литературного вечера...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»

Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...