Научно-исследовательская статья " Психологические рассказы Амира Макоева-мистика или реальность?"
статья по литературе на тему

Вишнякова Татьяна Анатольевна

Цель данной исследовательской статьи- провести своеобразную презентацию сборника «Война длиною в жизнь» , начать разговор о талантливых литераторах современной России. Анализируя рассказы Амира Макоева «Золотые апельсины » и «В пору голых деревьев», я вышла на некоторые направления психотерапии : трансактный анализ Эрика Бёрна , Адлерианскую психологию и теорию системных расстановок Берта Хеллингера.

Русская литература всегда задавалась вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?». В поисках ответов на эти вопросы я пришла к выводу, что не надо винить общество, социальные пороки и несовершенство мира здесь ни при чём. В наших бедах и неумении быть счастливыми виноваты только мы сами, а потому сами должны нести ответственность за свою жизнь. Я не просто разбирала фабулу и сюжет рассказов, а , вооружившись полученными знаниями по психологии, размышляла над проблемами главных героев, вместе с ними перебирала их детские воспоминания, устанавливала, как семейные трагедии повлияли на формирование неверного жизненного сценария, как травмирующий опыт разрушил родственные связи, породил враждебные установки и чувство заброшенности, мнимой неуспешности в жизни, зачисления  себя в разряд "лузеров".

В данной работе участвовали и мои ученики, создавшие презентацию " Литературные персонажи в галерее наших ассоциаций". Для самых значимых цитат из текста дети подобрали наиболее подходящие на их взгляд картины: Башкирцева " Дождевой зонтик", А. Акопян "Горе", "Одиночество", "Моя земля", Паничкин "Лето-осень", Паштов "Кони", Сарьян "Утро", Татарченко "Творчество", Савкуев " У реки", Ван Гог "Мальчик с апельсинами", Крамской "Христос в пустыне", Аккизов "Вехи истории", Трындык " У источника", Эркенов "Когда уходит день", Теппев "Уход", Нурмагомедова "Песни".

В процессе написания статьи мы с ребятами провели встречу с автором рассказов, обсудили историю их написания..В дальнейшем совместно со школьным психологом можно будет провести тренинг с детьми , у которых в процессе чтения рассказов обозначатся проблемы, схожие с теми, что пережили герои произведений. Моя задача - рассказать о проблемах неполных семей, предложить выход, рассказать, как восстановить силу рода, прожить негативный детский опыт в образах и чувствах. На примере рассказов Амира Макоева я демонстрирую, как можно отказаться от неправильных родительских сценариев и  своих собственных интерпретаций ранних детских воспоминаний , как прийти к пониманию себя и других, к ответственности за свою жизнь и к решительным действиям, которые сделают нашу жизнь наполненной и радостной.

Материал статьи может быть полезен коллегам при подготовке детей к написанию итогового сочинения по литературе и к выполнению части С на ЕГЭ по русскому языку, так как тексты рассказов могут стать прекрасной аргументацией к таким проблемам, как  семейные отношения, роль детства в жизни человека. связь с прошлым, память, совесть, вина ,проблема отцов и детей, роль взрослых в становлении личности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_rasskazy_makoeva.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА исследовательской статьи :

«Психологические рассказы Амира Макоева: мистика или реальность?»

Автор :учитель русского языка и литературы Вишнякова Татьяна Анатольевна

ГБОУ «Гимназия №622» г.Санкт-Петербург

почта : vish_ta@mail.ru        

телефон: +7-964-320-31-77

Аннотация:

Цель данной исследовательской статьи- провести своеобразную презентацию сборника «Война длиною в жизнь» , начать разговор о талантливых литераторах современной России. Анализируя рассказы Амира Макоева «Золотые апельсины » и «В пору голых деревьев», я вышла на некоторые направления психотерапии : трансактный анализ Эрика Бёрна , Адлерианскую психологию и теорию системных расстановок Берта Хеллингера.

Русская литература всегда задавалась вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?». В поисках ответов на эти вопросы я пришла к выводу, что не надо винить общество, социальные пороки и несовершенство мира здесь ни при чём. В наших бедах и неумении быть счастливыми виноваты только мы сами, а потому сами должны нести ответственность за свою жизнь. Я не просто разбирала фабулу и сюжет рассказов, а , вооружившись полученными знаниями по психологии, размышляла над проблемами главных героев, вместе с ними перебирала их детские воспоминания, устанавливала, как семейные трагедии повлияли на формирование неверного жизненного сценария, как травмирующий опыт разрушил родственные связи, породил враждебные установки и чувство заброшенности, мнимой неуспешности в жизни, зачисления  себя в разряд "лузеров".

В данной работе участвовали и мои ученики, создавшие презентацию 2 Литературные персонажи в галерее наших ассоциаций". Для самых значимых цитат из текста дети подобрали наиболее подходящие на их взгляд картины: Башкирцева " Дождевой зонтик", А. Акопян "Горе", "Одиночество", "Моя земля", Паничкин "Лето-осень", Паштов "Кони", Сарьян "Утро", Татарченко "Творчество", Савкуев " У реки", Ван Гог "Мальчик с апельсинами", Крамской "Христос в пустыне", Аккизов "Вехи истории", Трындык " У источника", Эркенов "Когда уходит день", Теппев "Уход", Нурмагомедова "Песни".

В процессе написания статьи мы с ребятами провели встречу с автором рассказов, обсудили историю их написания..В дальнейшем совместно со школьным психологом можно будет провести тренинг с детьми , у которых в процессе чтения рассказов обозначатся проблемы, схожие с теми, что пережили герои произведений. Моя задача - рассказать о проблемах неполных семей, предложить выход, рассказать, как восстановить силу рода, прожить негативный детский опыт в образах и чувствах. На примере рассказов Амира Макоева я демонстрирую, как можно отказаться от неправильных родительских сценариев и  своих собственных интерпретаций ранних детских воспоминаний , как прийти к пониманию себя и других, к ответственности за свою жизнь и к решительным действиям, которые сделают нашу жизнь наполненной и радостной.

Материал статьи может быть полезен коллегам при подготовке детей к написанию итогового сочинения по литературе и к выполнению части С на ЕГЭ по русскому языку, так как тексты рассказов могут стать прекрасной аргументацией к таким проблемам, как  семейные отношения, роль детства в жизни человека. связь с прошлым, память, совесть, вина ,проблема отцов и детей, роль взрослых в становлении личности...

Глава1

Амир Макоев пришёл в литературу, как и многие талантливые писатели , окольными путями, из иной профессии ( по специальности он инженер-гидротехник), по-горьковски пройдя свои жизненные  университеты. Сейчас на счету у писателя несколько десятков повестей и рассказов. Рассказы "Золотые апельсины" и " В пору голых деревьев" отличаются глубоким психологизмом. Драматичные жизненные истории, поведанные читателю, вызывают сопереживание и большую тревогу, так как выводят на размышление о том, как сохранить гармоничные отношения в семье, как научиться понимать себя и других, как жить счастливой, наполненной жизнью, свободной от неправильных установок, программ, как заставить прошлые ошибки работать на нас.

Российский и советский учёный, доктор физико-математических наук , автор и ведущий передачи "Очевидное - невероятное" Капица Сергей Петрович говорит, что самая главная проблема мировой безопасности  кроется не в угрозе ядерной войны, а в глобальном процессе распада семьи, что приводит не только к снижению роста населения, но и к обесцениванию нравственных ценностей, к социальной неуверенности человека, распаду института государства.

Именно с этой проблемы-распада семьи -  и его влияния на мировосприятие ребёнка и начинается рассказ Амира Макоева "Золотые апельсины". До развода родителей мир казался ребёнку вечным, но в одно мгновение он  " разломался пополам,...трещина, возникшая между нами была гораздо страшнее и больше, чем... в том фильме , показанном накануне, ...отец не мог теперь построить мост и  перебраться к нам, и никакие мосты Вселенной не могли нас уже соединить". С тех пор в "опрокинутом мире, несмотря на годы, отдалившие меня от него, живёт в лесной глуши одна неутихающая боль. Каждый раз она встречает меня с грустной полуулыбкой, садится рядом и, положив мне голову на грудь, тихо дремлет, успокоенная появлением родной души. Спустя какое-то время, чем-то встревоженная, она начинает ныть и едва слышно, стыдясь своих слёз
, плачет..." Разлука с отцом делает мир вокруг ребёнка серым, безликим, неполноценным.

Это неудивительно, ведь мир вокруг героя оживал лишь в рассказах отца : расцветали сады, птичий гомон и смешанный запах цветов наполняли комнату, а с другими мальчик погружался в "странное сумеречное состояние и в бесприютной тоске ждал", когда отец вновь явится за ним. И если раньше с отцом он мог ощущать себя сказочным великаном, большим и счастливым, задевающим головой звёзды и шутя перешагивающим моря и океаны, вечным странником, открывающим для себя новые сказочные миры где-то на задворках Вселенной, то после трагичной смерти отца он не знает, "где тот поворот на краю Вселенной, за которым находится чудное поле с вечными странниками".

Как получилось, что ребёнок утратил счастье в жизни? Почему почва ушла из-под его ног? Почему, уже став взрослым человеком, он испытывает чувство вины, непреходящую боль ? Почему не может почувствовать себя самодостаточной полноценной личностью, счастливым человеком? Почему его угнетает ощущение одиночества и заброшенности? Имеет ли он право обвинять мать в своих несчастиях, конструктивно ли это?

Именно на эти вопросы, родившиеся у моих учеников после прочтения рассказов, мы и искали ответы у психологов.

Альфред Адлер утверждал, что развитие личности начинается на ранних этапах жизни. "Все детские установки формируются до 7-8 лет, и нам, взрослым, только кажется, что мы каждый день пишем новую страницу своей жизни, на самом деле мы переписываем только то, что написали до 8 лет. Ребёнок в результате своих восприятий приходит к определённым убеждениям, делает выводы. что такое жизнь, кто такой я как мужчина или женщина, как мир ко мне относится"[ 1 ]. Ребёнок создаёт карту мира, которая помогает ему, маленькому, справиться с большим миром.  В его голове рождается

  1. представление себя (Я - реальное);
  2. убеждения о том, каким надо быть ( Я - идеальное; для нашего героя, разумеется, это образ любимого отца, очень значимой для него личности)
  3. представления о том, что мир требует от него;
  4. определённый свод законов "правильно - неправильно"

Огромное влияние на эти убеждения оказывает семья. Хорошо, если в ней царят дружественные отношения между равными, и плохо, если гармонии нет, а есть постоянные конфликты, обвинения, недовольства. Ведь конфликт - это шаг вперёд и шаг назад, вследствие чего человек находится в точке застывшего центра и ощущает себя

[ 1 ]. "Индивидуальная психология Адлера"(И.Г.Малкина-Пых "Справочник практического психолога"М.Эксмо 2005, стр. 248)

раздираемым мучительными проблемами, неспособным к действию( вспомним:  наш герой находится в сумеречном состоянии и не знает, как жить дальше, куда ему двигаться). В действительности эти мысли и ценности он создаёт сам, то есть смотрит на мир как бы через очки. Иными словами, человек может прийти к неверным выводам, нафантазировать их   себе, как некогда придумали мифический мир древние греки. Когда греки верили, что Зевс живёт на Олимпе, они относились к этому как к истине , правде жизни, хотя то, что Зевс существует , не является истиной, но существование Олимпа является верным. Такую ошибку совершает и наш герой, поверив словам бабки, что его отец "неудачник, лузер, нищий, оборванец, не умеющий заработать достаточно денег, чтобы содержать семью, а все его учёные работы никому не нужны, раз за них не дают приличных денег". У героя подсознательно происходит неверный перенос, что приводи взрослого уже человека  к совершению жизненных ошибок. Например, он может решить, что раз отец "не о'кей", то и он "не о'кей",тогда во взрослой жизни у такого мужчины плохо формируется родительская позиция, ему трудно проявить себя как родителю, завести семью, взять на себя ответственность за близких, довериться, любить и быть любимым( вспомним, наш герой мысленно всегда одинок, ни одной живой души нет "на чердаке" его памяти, лишь ветер листает зачем-то страницы разбросанных книг, он всегда наедине со своей болью, которая его уже никогда не покинет. Без отца он не может представить себя гигантом, смело шагающим по миру в поисках приключений.)

Все эти беды происходят тогда, когда существует несоответствие между Я - реальным и Я - идеальным, когда человек совершает базисные ошибки на основании своих детских впечатлений:

  1. Сверхобобщения: " Люди враждебны"

(назло ненавистной брезгливой старухе, матери отчима, не жаловавшей ни невестку, ни  собственного сына, " дерзнувшего привести в священный дом своих родителей жену с чужим ребёнком, когда на свете столько хорошеньких молодых девушек", мальчик " в чреве громадного дома подкручивает все заводные игрушки, чтобы враз запустить их" перед приходом отца.  С тех пор эту враждебность  , исходящую от близких и посторонних людей, мальчик будет чувствовать всегда, что и приведёт его к одиночеству)

  1. Ложные цели безопасности: " Один неверный шаг - и ты покойник", " Я должен быть приятным для всех".

Отец героя, отправившись на заработки (тоже ложное стремление соответствовать ожиданиям окружающих людей),гибнет от рук грабителей. Став взрослым, герой ощущает своё бессилие перед жестоким миром, где царят унижения и смерть, он уверен, что ничего не может противопоставить этой несправедливости и беззаконию : " По прошествии стольких лет меня не перестаёт  обжигать одна мысль, когда вспоминаю об отце: неужели тот человек, кто любил меня больше жизни и видел своё счастье лишь во мне, убит какими-то случайными бандитами и покоится среди глухого провинциального лесонасаждения , в наспех вырытой яме под сугробами снега? И я , единственное родное ему существо, не могу ничего уже изменить, ничего поправить, никому отомстить. Перед глазами встаёт та нелепая сцена его падения: бессильно опавшие руки, лицо, по-детски исказившееся из-за постыдной оплошности на глазах у сына, разлетевшийся от натяжения замок его куртки и эти четыре апельсина, принесённые мне в дар. И какая-то странная, неисчерпаемая с годами жалость к отцу, какой у меня никогда ни к кому уже не было".

  1. Неправильное восприятие жизни "Жизнь никогда не даст мне никакой передышки" , или "Жизнь так тяжела"

("Словно одинокий призрак я брожу по опустевшему дому. Обезьянки и бельчата застыли в нелепых позах,...стеклянные глаза, некогда глядевшие на меня  как живые, мертвецки потускнели, а заводные устройства проржавели так основательно, что их уже больше не завести...Иногда в одной из комнат можно услышать плач матери.

-Скажи, мама, что стало с отцом?

Она вскидывает на меня обожжённые слезами глаза:

-Отстань, жестокий сын, неужели ты хочешь добить меня?

Посидев немного, ё бесплотное тело уносится в глубь ночи. Мир, оставшийся от отца в наследство, понемногу выцвел и разрушился. Навечно здесь установилась промозглая осенняя сырость. Мир этот опустел, и никто тут больше не живёт")

Психолог Билл Ридлер утверждает, что очень часто, когда в семье происходят такие трагедии, как смерть близких, дети берут на себя больше ответственности, чем это необходимо, они становятся гиперответственными, слишком заботятся об окружающих. Например, мальчик, решив, что мама осталась без мужа, берёт на себя функцию родителя, что ему не по силам, он не может соответствовать чрезмерным требованиям к себе. Во взрослой жизни от этой гиперответственности он может уйти в алкоголизм ( а не от безответственности, как многие думают) [ 2 ]. С нашим героем произошла другая беда: после смерти отца он сделал неверный вывод- нельзя сближаться с людьми, которых любишь, так как они могут покинуть тебя.

Детские воспоминания - это отличный способ узнать себя. Почему из миллиона событий, происходивших с нами в детстве, мы помним только несколько избранных эпизодов?

[ 2 ].Билл Ридлер "Понимание себя и других", М. Аввалон 2007г., стр. 51,54

Адлер обнаружил, что детские воспоминания, которые хранятся в нашем сознании, объединены одной темой, это способ поддержать наши убеждения и образ жизни. Например, воспоминания героя рассказа "Золотые апельсины" о том, как отчим и его телохранитель унизили отца мальчика, толкнув в грязь на глазах у сына. Ребёнок, увидев боль и бессилие отца, делает вывод: "Жизнь опасна, мужчины агрессивны, а человек, который любит, слаб, открыт, раним и беззащитен. Поэтому я должен обезопасить себя, защитить тем, что никогда не буду любить, чтобы не быть уязвимым. Я не стану главой семьи, потому что не могу быть сильным и агрессивным".

Другое его воспоминание связано с тем, как он нечаянно обидел отца, отказавшись от дара - облитых светом луны золотых  апельсинов. " У НАС есть, я не хочу",- говорит он. Отец смотрит на сына разочарованно:  "Вот и ты уже говоришь У НАС. Как мне больно. сынок, это слышать! Как бы я хотел вернуть всё сначала! У нас могла быть ещё девочка, сестрёнка тебе, если бы она появилась, всё бы у нас было по-другому, но мама не захотела, она её ...не захотела". Простая душа, я радостно объявляю, что у меня будет сестрёнка - мама сказала. Он медленно заносит руки над головой. обхватывает её и долго так сидит"

Здесь ребёнок тоже неверно интерпретирует свои воспоминания и делает ошибочный вывод, ставший жизненной установкой : " Жизнь непредсказуема, она преподносит сюрпризы, на женщин нельзя положиться . Я не могу доверять ни себе, ни кому бы то ни было. Я не способен понять, что можно говорить, а что нет, я не могу управлять своей жизнью, поэтому я могу быть в безопасности, если ничего не буду хотеть и ни в чём не буду участвовать".

На наш взгляд, герой должен с позиции адекватного взрослого ( имеется в виду три состояния нашего эго - Ребёнок, Родитель, Взрослый ) пересмотреть свои детские воспоминания , осознать. где сделаны неверные выводы и переосмыслить, переориентировать жизненные установки. Один шаг к этому уже сделан : " Каждый раз, когда я думаю об отце, кто-то , очень похожий на меня, опускается там на колени и подбирает с земли облитые лунным светом золотые апельсины".

Поднять апельсины - это восстановить силу рода, возродить образ родителя , отца в данном случае, разорвать эту болезненную связку " отец неуспешен, следовательно, я неуспешен", пережить, переосмыслить эту боль, которая даёт силу на трансформацию, возрождение. Неконструктивно просто чувствовать свою вину перед отцом. Чувство вины здесь не поможет, важнее принимать себя. Почему мы предпочитаем испытывать чувство вины? Если я испытываю чувство вины, значит, не так уж виновен,  мы прощаем себя и разрешаем не анализировать собственные ошибочные действия. Таким образом, мы словно говорим себе: " Всё, дело закрыто!" Иными словами, вина помогает нам не видеть собственных ошибок. Но с другой стороны, чувство вины говорит нам о том, что мы не уверены в своих силах и не хотим побороться за своё счастье.

Истинное наше счастье никогда не зависит от внешних причин. Ни красноречие, ни шикарные вещи, ни высокое служебное положение, ни образование и учёные степени, ни мнение окружающих о нас не дадут ощущения истинного счастья.

"Свобода - это единственная цель в жизни",- писал философ Эпиктет. [ 3 ].Если вы будете помнить об этом постоянно, то перестанете испытывать зависть, или чувствовать себя покинутым, или сравнивать себя и свои способности  с другими в невыгодном для себя свете. Вы поверите в свои способности и будете готовы идти на риск ради исполнения своей мечты. Например, наш герой поверит в себя, научится любить, доверять, сможет стать ответственным родителем, вернёт себе ощущение детского счастья, которое было когда-то знакомо ему и утеряно.

Когда-то в прошлом чувство разделённости в семье привело его к войне с матерью и отчимом, к болезненной разобщённости его внутренних состояний (Родитель-Ребёнок), в результате чего Родитель стал неуспешным, а Ребёнок несчастным. Но необходимо жить дальше, общаться, вести диалог и находить взаимовыгодные решения. Как сказал один Далай-лама, "было бы хорошо иметь пулю, которая ищет виновного  и попадает в настоящего нарушителя спокойствия, живущего внутри нас"[ 4 ].

В противном случае наш герой так и будет жить глубоко несчастным человеком, не получающим удовольствия от жизни. Такой человек не может ни  позаботиться о себе, ни быть полезным окружающим. Он не сможет улучшить свою и чужую жизнь.

[3-4 ].Билл Ридлер " Я в восторге от своей неудачи", Москва. Аввалон 2007. стр. 47,95

Глава2.

Перед нами почти мистический рассказ Амира Макоева " В пору голых деревьев". Сначала ничего мистического в его сюжете нет. После пятнадцатилетнего отсутствия в родное село возвращается молодой мужчина. " Никто не видел, как он сошёл с поезда. Казалось, что он и не сходил с него, а пешком прибыл совсем с другой стороны...-без людей, без тепла, без дорог...Скорее он напоминал актёра из спектакля, где исполнял роль возвратившегося в свою обитель странника, который теперь - после долгих скитаний , разочарований и потерь - всех понимал, всех любил, всех прощал".

За годы его отсутствия умер отец, с которым Надир расстался тяжело - наговорили друг другу много обидных слов. Герой не узнаёт родной дом, он "казался до удивления маленьким, хилым, заброшенным, в нём никто не жил: дымоход на крыше полуразрушен, краску на фронтоне давно выжгло солнце, тёмные - без занавесок - окна уже не хранили покой и уют дома старых хозяев".  Младший брат Аскер не озабочен сохранением памяти об отце: все вещи умершего старика давно на свалке. И правда, кому нужны сломанный сепаратор, древние самодельные табуретки, молью поеденный ковёр, деревянные петушки, нищенская обувка с подошвой из транспортёрной ленты? Родительский дом готовится под снос, арык, прорытый отцом, засыпан глиной и листвой, грот, выложенный руками старшего брата, разобран, а камни брошены под фундамент нового особняка. Вот только старший брат с горечью смотрит на все перемены. Петушки, отвергнутые Аскером, вызывают у него детски счастливую улыбку , смешанную с грустью- "это, брат, голуби",  в  выброшенном чёрном чемодане из фанеры, что отец привёз из армии, должны лежать все его награды и фотографии. А ковёр с оленями, висевший над кроватью отца? "Он, Надир, просыпаясь поутру, первое , что видел,- это благородных оленей. вышитых золотыми нитками, он с ними дружил, разговаривал, даже имя каждому дал. Как же он хотел тогда жить в этом чарующем мире, который угадывался за призрачной гранью, где всё покой, тишина и гармония! Разве не так было и у Аскера?"

Оказывается, не так. Аскер был младшим, на его долю не перепали придирки отца, его не пытались сравнить с другими детьми, он не испытал на себе этого деспотичного контроля, подавления и попыток  подчинить интересы ребёнка своим собственным взглядам на жизнь.

" Всё отец ваш - такие обидные слова ему говорил. всё хотел под себя его переделать. всё казалось ему - дети его хуже других. Донимал по мелочам, ты маленький был -  не помнишь. И сестра ваша много мук через его характер перенесла. А Надир взял и уехал. И сиротинушкой прожил, без тепла нашего. Он и хочет всё своё родное восстановить",- оправдывает мать странные поступки вернувшегося старшего сына. А Надир занят непонятными для брата и односельчан делами: восстанавливает разрушенный грот, возвращает в старый дом со свалки и чердака  вещи умершего отца , населяет этот дом и ночной  сад призраками ушедшего детства, голосами прошлого, пишет таинственную рукопись, сам ведёт почти бестелесный образ жизни ( днём его никто не видит - он бродит по полям у реки, за столом не прикасается к еде). Временами он произносит загадочные фразы : " Возрадовалась душа отца!" Младшему Аскеру невдомёк, какое отношение имеет хлам со свалки к душе, он, по словам жены, безбожник, и ничего святого для него нет. " Дай нам силы понять этот мир, а тот оставим для погребённых",-усмехаясь, считает Аскер. Однако брат произносит странное напутствие-совет: " Ты мёртвое жилище для себя построил. Как ты будешь жить без нашего старого чердака с домовыми и привидениями, если снесёшь старый дом? Дух построенного тобой дома познать дано только твоим детям. А ты с чем будешь жить? Никогда не сноси дом отца. Это позволительно сделать его внукам, но сын, следующий за ним в их роде, должен беречь всё, что после отца осталось!"

Далее начинается гоголевская мистика. Только если у Гоголя есть хоть какое-то объяснение встреч с потусторонним миром( например, художник Чартков, герой повести "Портрет", трижды просыпается во время общения с демоном, запечатлённым на портрете ростовщика), то у Макоева развязка совершенно неожиданна. Оказывается, родственники несколько дней общались как с живым с...духом умершего два года назад Надира.  Так кто же тогда восстанавливал родовое поместье, кто исполнял роль духовника для Аскера? Можно подумать, что завещание было прочитано членами семьи в незавершённой рукописи Надира, но рукопись никто не пересылал по почте, о трагичной гибели Надира и его сынишки узнают из короткого письма вдовы священника. И каким мистическим образом тела утонувших в проруби и не найденных в далёкой Сибири спустя годы, не тронутые тленом , как тела  святых, оказались в родительском доме? ( " На отцовской кровати лежало иссохшее тело Надира, всё сплошь покрытое паутиной и пылью, точно столетия прошли со дня его смерти. А у ног его в онемевшей позе сидел сын с серьёзным, не по-детски отрешённым взглядом, впрочем, давно уже застывшим")

Макоев оказался великолепным мистификатором, как Николай Васильевич Гоголь. Только если у Гоголя, по словам Белинского, повести "начинаются глупостями, продолжаются глупостями и оканчиваются слезами, и это, наконец, называется жизнью", то у Макоева жизнь врывается с первых страниц рассказов, переворачивает все наши привычные установки и взгляды и заканчивается неожиданной драмой. Автору хорошо известен основной закон драмы : ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЦ - ПЛОХОЙ КОНЕЦ.

Давайте разберёмся, в чём причина этой неизбывной  щемящей печали, неизбежного одиночества и безрадостного существования героев рассказов Макоева. Чтобы лучше почувствовать настроение автора, мы с детьми подобрали иллюстрации картин русских живописцев, схожие по тематике с анализируемыми произведениями Амира Макоева. Многие из выбранных нами живописцев изымают действие из бытовой среды, исключают присутствие деталей, сосредоточиваясь на характере персонажей. В картинах доминируют символы, фигуры-олицетворения, в будничных сценах скрыты душевные тайны, это аллегории одиночества, горя, запустения, смерти, памяти. К такому же безысходному горю и внутренней опустошённости приходит Надир, главный герой рассказа " В пору голых деревьев".

Мы опять выявляем у героя травматический опыт взаимоотношений с отцом, что, исходя из теории трансактного анализа Эрика Бёрна, повлияло на формирование его видения мира. Как известно, наша личность условно делится на три составляющие: Ребёнок(Дитя), Родитель, Взрослый. Взаимодействие этих трёх состояний , умение правильно наладить их взаимоотношения очень важно для нашего социального опыта, а приобретаются эти навыки в семье в раннем детстве.

Родитель - это авторитарное поведение человека. Когда мы были детьми, родители говорили нам, что мы должны, а чего не должны делать, контролировали или критиковали нас. Когда мы поступаем подобным же образом, повторяя своих родителей, мы находимся в состоянии Контролирующего(Критикующего) Родителя.

В других случаях родители утешали нас, оберегали от опасностей, заботились о нас. Когда мы проигрываем такое поведение своих родителей, мы находимся в состоянии Воспитывающего(Заботливого) Родителя.

Родитель может быть негативным и позитивным. Действия позитивного контролирующего родителя искренне направлены на защиту и поддержание здоровья детей. Негативный родитель игнорирует ребёнка, воспитывает с позиции собственного превосходства. Позитивный родитель воспитывает, заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь.

Ребёнок занимает подчинённую позицию. Если мы во взрослой жизни проигрываем способы поведения, которым следовали в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей, то мы находимся в состоянии Позитивного Адаптивного Ребёнка(приспособившегося).Если же ведём себя вздорно, эгоистично, капризно, избалованно, инфантильно, то мы в состоянии Негативного Адаптивного Ребёнка. Если же не приспосабливались к ожиданиям родителей и не бунтовали против них, а вели себя так,  как хотели, то находились в состоянии Свободного Ребёнка. Это очень хорошее состояние, которое надо бы сохранять во взрослой жизни, именно оно позволяет нам быть открытыми, доверяющими, позитивными, радостными, мудрыми, умеющими быть счастливыми здесь и сейчас (символом такого состояния является Маленький Принц Экзюпери).

Наконец, Взрослый - вдумчивая адекватная позиция, когда человек может со стороны увидеть проблему, понять её, высказать своё мнение и организовать отношения с другими на основе равноправного партнёрства.[5].

К сожалению, семьи героев Макоева строились не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания. а по принципу конфликта, отчуждения. В обоих рассказах содержится намёк на шумные скандалы между супругами в первом рассказе и отцом и сыном во втором. Разговор на повышенных тонах, раздражительность, упрёки, отчуждение и стремление избегать взаимодействия стали нормой поведения в этих семьях.

Отец Надира, видимо, всегда выбирал линию поведения Контролирующего Негативного Родителя . вспомним слова Надира: " Я хотел прожить свою жизнь самостоятельно. Пусть я не прав, но хотел через всё пройти сам. Отец пытался опекать меня во всём...Наговорили друг другу всякого..."

Отец жёстко подавлял самостоятельность сына, сравнивал его с другими детьми не в его пользу, критиковал. Возможно, им двигало искреннее желание позаботиться о сыне и чрезмерная жестокость была лишь мнимой, надуманной Надиром, но она сыграла свою роль - близкие, любящие друг друга люди расстались и умерли в разлуке. Вообще неконструктивная критика, основанная на унижении, никогда не приносит пользы. Билл Ридлер  даёт ей блистательное описание: " Я  могу критиковать, но сам ничего не могу сделать"[6]. То есть отец предпочитал критиковать  и распекать сына, потому что сам подсознательно не был уверен в том , что его воспитательные методы идеальны. Вздумай он их проверить, взять на себя ответственность за воспитание сына, он мог бы убедиться, что многие его методы отнюдь не полезны и вовсе не помогают ребёнку. Не желая уронить свой авторитет и потерять статус героя в глазах детей, родители предпочитают критиковать. Это приводит к тому, что дети теряют уверенность в себе, отдаляются от родителей, приобретают различные комплексы.

Джеоф Грэхэм приводит пример такого унизительного критического отношения к себе в детстве со стороны учителя ( не ту букву из двух возможных по правилам орфографии ребёнок выбрал в заглавии имени, написал забавное фантастическое сочинение вместо банального описания). Что стало следствием? Ненависть к учителю и фатальная безграмотность на долгие годы, потому что для него стало слишком

[5]."Трансактный анализ. Справочник практического психолога"Малкина-Пых.М.Эксмо,2005, стр.500-503

[6].Билл Ридлер "Понимание себя и других", М. Аввалон,2007 год, стр.55

болезненным смотреть на слова и пытаться понять, как их надо писать. Травмирующее

переживание с сочинением привело к тому, что воображение у ребёнка "отключилось"

на долгие годы. Так продолжалось до тех пор, пока, став взрослым, он не пережил всё происшедшее заново и не дал выход всем гнетущим эмоциям. [7].

У нашего героя происходит нечто подобное. Он не соответствует ожиданиям отца, приходит отчуждение, а затем практически изгнание из дома. Сын бунтует и разрывает все отношения с семьёй.

По-видимому, герою рассказа всё же удаётся с позиции Взрослого осознать весь свой прошлый опыт, обнаружить свои и отцовские ошибки и прийти к решению, что надо менять свою жизнь, нужно достичь согласия, взаимопонимания с родными, принять родительскую часть в себе, но сделать её позитивной. О том, что он стал успешным родителем и взрослым, мы узнаём из письма соседки из далёкой Сибири: " Он умница, каких не было никогда на белом свете , и за воспитание какового она благодарит мать и отца его. Весь посёлок на него с женой, красавицей -лебёдушкой, и сыном, ангелу подобным, радовался. Надира очень почитали, примером во всём стоял перед другими, главным по их местам сделать хотели, да не захотел он, душой скромен. Он переписку вёл с учёными людьми, наезжали они к нему в дом. Скоро, говорил, в дом к себе поеду, поклонюсь отцу с матерью и прощения попрошу. Только вот трут души моей закончу".  

"Труд души его" - наставления - достаётся младшему брату. По Берту Хеллингеру это очень глубокие и справедливые слова о необходимости принимать любую информацию о своём роде как жизненно значимую часть себя. Надир пишет в дневнике: " Сын должен продолжать отцову жизнь и дело его, а не начинать всё сначала. Опыт всех мужчин рода за прошедшие тысячелетия собран в отце, и сын должен опыт этот в нём расшифровать и дополнить в течение своей жизни. Сын может быть спокоен, если по каким-то причинам не смог делом, но хотя бы духом сумел постичь задачу отца".

Именно этот закон находим в теории семейных расстановок Берта Хеллингера[8]. Зачастую мы не знаем, какие тайны скрывает наш род. Казалось бы, какое дело нам, обычным людям, обременёнными заботами сегодняшнего дня, до своей родословной? Как говорил Аскер, нам бы с этим миром разобраться, а тот пусть останется усопшим. На престол мы не претендуем, наследства не ждём, всё наживаем собственным горбом. Только отчего же мы вздыхаем: " Что же судьба ко мне так неласкова?"

[7].Д.Грэхэм "Как стать родителем самому себе". М. "Класс", 1993г., стр.49-50

[8].www.hellinger.ru

Недоумеваем: "Почему?" Почему у здорового умного мужчины , героя рассказа "Золотые апельсины", не хватает сил для решения жизненных задач? Почему мама мальчика из этого же рассказа не может быть счастлива ни в первом, ни во втором браке? Откуда приходят болезни, развод, невозможность создать семью и иметь детей, отсутствие понимания в семье, эмоциональная зависимость от родителей или партнёра, несчастные случаи и многие другие проблемы?

А ведь в основе проблем, преследующих нас по жизни, лежат такие родовые сценарии и переплетения, о которых мы не догадываемся или просто не обращаем на них внимания. Семья - это система, которая действует по своим законам, законам отношений. Они не юридические, они просто есть и действуют вне нашего сознания, но часто мы их видим лишь по результатам.

Каждый член семьи в этой системе важен, имеет право на своё место в системе и уважение. Именно поэтому Надир так усердно восстанавливал весь быт, связанный с отцом. Как только мы своими мыслями, чувствами, поступками нарушаем этот закон, мы ставим в опасное положение не только себя, но и своих внуков ( возможно, поэтому автор рассказа " В пору голых деревьев"  "убивает" Надира и его сына)

        Кто знает, что алкоголизм и наркомания появляются в тех семьях, где мужчины неуважаемы, а часто и презираемы? Кто мог знать, что причиной истощения нервной системы молодого человека является тюремное заключение и трагическая смерть дедушки, о котором в семье было не принято говорить? Разве мог мужчина подозревать , что он бессознательно тоскует по жертвам своего дедушки, который служил в НКВД, и поэтому не мог уделять достаточно внимания своей жене и детям, быть счастливым с ними.

        А что могли подумать родители восьмилетнего мальчика, который проявлял жестокость взрослого человека по отношению к своим сверстникам? Ребёнку грозило исключение из школы, мать была в отчаянии, а ребёнок проявлял черты деда, служившего полицаем во время войны. Об этом семья предпочитала не вспоминать.

        Таким образом, причиной несчастий являются события, казалось бы, давно прошедших дней. Вместо того чтобы вытеснять эту информацию, надо осознать её, прожить на принятие, дать возможность Потоку Любви свободно течь по вашему роду. Энергия, которая годами тратилась на сохранения тайны и поддержание проблемы в прошлом, вернётся к вам в качестве силы поддержки рода в настоящем и будущем. [8]- [9].

[8] www.hellinger.ru

[9]www.constellations.ru

Именно эту работу хотел проделать Надир, восстановить связь с отцом, по-новому, с любовью взглянуть на мир. Он успевает это осознать и изложить на бумаге, а вот воплощать в жизнь его завет предстоит младшему брату Аскеру.

Итак, к каким выводам мы приходим после прочтения рассказов Амира Макоева? Какими принципами необходимо руководствоваться в жизни?

  1. Если раньше мы преследовали в жизни ошибочную цель, надо переориентировать свой внутренний компьютер и выбрать иную цель.
  2. Жить на земле надо, получая радость от взаимного существования, а не пытаясь самоутвердиться и быть лучше других.
  3. Не тратить массу энергии на доказательство своей правоты, не контролировать близких, переделывая их на свой манер, а быть полезным окружающим и не забывать заботиться о себе.
  4. Не натравливать людей друг на друга, не унижать, а  подбадривать в моменты их неуспеха и сомнений.
  5. Быть ответственным за всё, что происходит в нашей жизни.
  6. Интересоваться другими людьми, делиться с ними мыслями и чувствами, а не обвинять в своих неудачах.
  7. Быть открытым в выражении своих чувств и желаний.
  8. Быть свободным от сценариев (слышать, чувствовать так, как это делает родившийся младенец, а не отфильтровывать свои ощущения о мире так, как это делает Негативный Родитель).
  9. Воспринимать реальность спонтанно, прямо, открыто, а не искажая её в угоду Родительским определениям.
  10. Быть счастливым.

В противном случае мы будем глубоко несчастными людьми, как некоторые герои Макоева.

В завершение хочется привести притчу о счастье, поведанную Биллом Ридлером[6]:

"Вы умерли и попали на небеса. Вы поднимаетесь по золотой лестнице. Наверху стоит большое красивое здание. Вы карабкаетесь на карниз и заглядываете в окно. Видите много счастливых людей и решаете, что это то место, где вы хотите быть. Стучите в дверь, и кто-то в белом открывает её и спрашивает:

-Почему мы должны впустить тебя?

-Потому что я был хорошим, всё делал правильно, я был лучше моей жены и моих друзей, не пил, не курил, ходил в церковь каждую неделю,- отвечаете вы.

-А был ли ты счастлив?- спрашивает человек в белой одежде.

-Нет, но я был хорошим,- говорите вы.

Он говорит:

-Хорошим для кого? Я не могу впускать сюда никого , кто не научился делать себя счастливым. Если ты этого не умеешь, ты можешь сделать всех остальных несчастными. Мы не хотим рисковать этим. Спустись вниз, под лестницу. Там немного темно, но тебе будет хорошо, потому что люди там играют в твою любимую игру. Они всё время стараются доказать, что они правы, а другие нет. Однако, если ты когда-нибудь научишься делать себя счастливым, приходи к нам. Мы будем рады тебя впустить".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[ 1 ]. "Индивидуальная психология Адлера"(И.Г.Малкина-Пых "Справочник практического психолога"М.Эксмо 2005, стр. 248)

[ 2 ].Билл Ридлер "Понимание себя и других", М. Аввалон 2007г., стр. 51,54

[3].Билл Ридлер " Я в восторге от своей неудачи", Москва. Аввалон 2007. стр. 47,95

[4]."Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей" под ред. Н.В. Сократова. М. "Творческий центр". 2005г.

 [5]."Трансактный анализ. Справочник практического психолога"Малкина-Пых.М.Эксмо,2005, стр.500-503

[6].Билл Ридлер "Понимание себя и других", М. Аввалон,2007 год, стр.55

[7].Д.Грэхэм "Как стать родителем самому себе". М. "Класс", 1993г., стр.49-50

[8].www.hellinger.ru

[9]www.constellations.ru

[10]Амир Макоев. Рассказы. Сборник "Война длиною в жизнь". М. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Форма самовыражения знаний, полученных в процессе научно-исследовательской деятельности"

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Научно-исследовательский проект "Истинная любовь на страницах рассказов А.Куприна"

Проект расскрывает истинную сущность любви, в произведениях Куприна и изучает отношения к любви моего современника....

Научно-исследовательская работа по литературе. Роль историй-страшилок в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Работа представляет собой анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" с точки зрения использования и роли историй-страшилок, которые рассказывают ребята ночью у костра. Ученики определяют особ...

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная Россия » Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»

Всероссийский конкурс научно- исследовательских и творческих работ « Литературная  Россия »Номинация: « Эссе , рассказ , текст собственного сочинения»...

Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)

Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...