Статья "Форма самовыражения знаний, полученных в процессе научно-исследовательской деятельности"
статья по теме

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrovskaya_proektnyy_metod.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Форма самовыражения знаний, полученных в процессе

научно-исследовательской деятельности

Островская Т.А.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии  с Концепцией президентской инициативы «Наша новая школа», основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.

Приобщение школьников к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения и в нашем лицее. Это позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики и Программы развития лицея до 2015 года.

Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Особо широкую распространённость в лицее приобрела проектная технология, Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации.  Как и многие учителя лицея, я также прониклась этой методикой и хочу поделиться сегодня своим наработками в этом плане.

Например, ещё задолго до прохождения темы «Движение» в 9 классе, при прохождении учебного материала по математике «Отношение пропорциональных отрезков» я предложила для своих детей подумать над тем, какое практическое значение имеет эта тема в различных областях деятельности человека, в природе, в искусстве, живописи. Проблемный вопрос, который прозвучал для них – «Что вы слышали о довольно распространённом выражении «Золотое сечение». Так возник мой первый проект «Золотая пропорция», который был осуществлён в совместном творчестве с моим учеником Борисовым Б.

В процессе работы над этим проектом мы выяснили, что выражение «Золотое сечение» имеет хождение в обиходе. На самом же деле – это имеет прямое отношение к пропорциональности отрезков. Принцип «Золотой пропорции»  - отношение меньшего отрезка к большему, как большего ко всему, как оказалось в процессе подготовки проекта, для ребят стало открытием.

(Показать отдельные фрагменты).  

 

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации учебной деятельности учащихся.

Таким образом, можно отметить, что активизируется включение школьников в активную познавательную деятельность.  

В то же время анализ содержания представляемых учащимися работ, их выступлений при защите проектов в классе, на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и другие руководители проектных и исследовательских работ учащихся нашего лицея. Около половины  школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, что ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность. И это является проблемой, над которой надо нам работать  

Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. На сегодня проектная деятельность школьника и метод проектов стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики в нашем лицее. Представленная на педагогическом совете Программа развития лицея до 2015 года определяет как приоритетное направление именно проектную деятельность.

Применительно к сфере педагогики Уильям Килпатрик, американский педагог, основоположник метода проектов определил сущность данного подхода как метод целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке. Иными словами, проектный метод – форма учебной деятельности, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, анализирует результаты работы, делает выводы, приобретая при этом учебный и жизненный опыт.

Ещё один пример. 

В 7 классе на научных чтениях учащихся в лицее был представлен проект «Аксиомы в геометрии Евклида и в геометрии Лобачевского» Гулян Маргаритой (фото на научных чтениях). 

Задолго до изучения предметных тем в физике, например,  «Геометрическая оптика», или стереометрии в старших классах, проект помог учащимся легче понять теорию построения изображений в линзах,  а соответственно и проще осваивать применение оптических приборов в жизни и быту (фотоаппарат, микроскоп и т. д.). В искусстве, живописи ребята хорошо видят красоту человеческого тела, когда мы бываем на экскурсиях в музеях изобразительного искусства.

По-мнению большинства ученых цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление.

 Сегодня в лицее у нас есть все возможности для развития проектного мышления. На протяжении последних десятилетий основные ориентиры развития образования в обществе претерпели значительные изменения. Если когда-то серьёзно говорили о возможности передачи знаний, то сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности.

 Как, пример, приведу подготовку открытого урока по теме «Движение» уже в 10 классе. Здесь как раз и пригодилась та заронившаяся в детские умы информация «Золотая пропорция». (Арсений - музыка под управлением француз. дирижёра Поля Мориа (фрагмент); Искусство (Знаменитая Мона Лиза – Леонардо да Винчи); архитектура – знаменитые готические дворцы – все великие творения потому и великие, что при написании, строительстве и т.д. – использовалось правило Золотой пропорции – так называемый пятизвёздчатый многоугольник).

Сами знания, вне определенных навыков и умений, не решают проблемы подготовки человека к реальной деятельности вне стен учебного заведения. В настоящее время цель образования многими видится как формирование ключевых  компетенций, которые должны «вооружить» учащихся важнейшими умениями и, прежде всего, – способом мышления, необходимым для дальнейшей жизни в обществе. Одна из этих компетенций связана с развитием информационного общества – этот процесс сегодня активно идет в лицее.

Чтобы более полно рассмотреть вопрос об использовании информационных технологий в проектной деятельности, я попыталась ответить себе на ряд вопросов.

Что понимается под информационными технологиями?

На современном этапе развития общества особое место занимают информационные технологии (ИТ), которые рассматриваются с разных точек зрения:

  • как средство обучения
  • как инструмент познания,
  • как средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса;
  • как средство коммуникации, обеспечивающее оптимизацию решения учебных задач и, Конечно, как мощнейшее средство воспитания! (Не случайно же телевидению, интернету и т.д. придаётся такое огромное значение в формировании общественного мнения.

В практике же информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио-, видео-, кино-).

В качестве примера ещё одного проекта, имеющего, на мой взгляд, колоссальный воспитательный момент, расскажу о подготовке и реализации проекта «Моя война. Моя Победа.»

 Показать фрагмент

При подготовке проектов я хотела показать ещё и решение проблемных моментов, связанных с образовательной деятельностью:

− формирование умения работать в команде, распределяя роли и функции, планировать, определять приоритеты;

− эффективное использование знания и умения в реальной жизни, в частности, в области компьютерных технологий (поиск информации, представление результатов деятельности);

− усиление учебной мотивации ребенка за счет использования графики, звуков, видеоизображения, что позволяет делать процесс познания нагляднее, ярче, живее;

− создает возможности для индивидуального подхода к ребенку с учетом его интересов, возможностей, способностей;

− экономит время на уроке (заготовленные схемы, ключевые понятия быстро проецируются на экран, к ним можно всегда вернуться);

− формирует образное представление о явлениях, событиях, действующих лицах на основе иллюстративного материала, специально  подобранного, отвечающего логике подачи содержания.

.

Приведу конкретные примеры использования компьютера в ходе работы над проектом. В процессе поиска нужной информации могут быть задействованы различные источники, в том числе ресурсы Интернет, диски-энциклопедии, переписка по электронной почте, тематические форумы и т.д. Компьютер с проектором и экраном может быть использован для представления результатов проектной деятельности, для организации демонстрационного показа.

Я, конечно, не овладела ещё многими технологиями, но это нформационными технологиями, С одной стороны, это приведет к увеличению круга лиц  задействованных в проекте, с другой – позволит разумно распределить задачи по организации деятельности учеников и каждому сосредоточиться на решении именно тех, в которых он максимально компетентен.

Таким образом, обучение математике есть дидактическое целесообразное сочетание обучения и деятельности с использованием ИКТ, где средства информационных технологий выступают как мощный помощник преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.

Известно, что основная цель изучения какой-нибудь теории состоит в том, чтобы научиться ее применять. Наиболее существенные связи математики с практикой осуществляются посредством проектного метода.

Новые информационные технологии создают учащимся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу. Этот воспитательный момент я старалась учитывать всегда при организации научно-исследовательской деятельности школьников с применением инфокоммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»

Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры  «Своя игра»Цели урока: Углубление, обобщение и систематизация знаний ...

"По дорогам жестокой войны" конкурс знаний с элементами проектно-исследовательской деятельности

В процессе работы большое внимание уделяю исследовательской деятельности.Причем исследовательская работа иногда начинается с небольших заданий при подготовке к уроку. Так в прошлом учебном году к повт...

Использование практических знаний полученных на уроках химии в 8 - 9 кл

Данная работа представляет собой творческий по теме самообразования, содержащий теоретический и практический материал разработок....

Применение знаний полученных в школьных экскурсиях в образовательном процессе на уроках географии

Статья о личном опыте проведения уроков географии на экскурсиях....

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...

Урок обобщения и систематизации знаний, полученных за начальную школу

Урок обобщения и систематизации знаний для 5 класса. Проводится в начале года после повторения тем начальной школы....