Ценность человеческой жизни. Джек Лондон. "Любовь к жизни"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Павлова Людмила Вячеславовна

для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itergr_konspekt_26.01.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Литературы и географии

 5 класс

Тема урока: Ценность человеческой жизни. Джек Лондон. Любовь к жизни

Личностные результаты:

•        готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•        формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.

 

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно определять тему, проблему и цели урока;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;  

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, владение устной и письменной речью.

Предметные результаты:

•      умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев произведения;

•        определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•        собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•        понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

•        осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•        умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по  прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•        понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Этапы урока

Содержание

  1. Цель урока

На данном  уроке: учащиеся выделяют подтекст и смыслы текста,  отвечают на проблемный вопрос, что такое для человека «любовь к жизни»?

II. Введение в тему. 

1.Актуализация знаний.

Вы прочитали произведение Джека Лондона «Любовь к жизни». Какому жанру мы отнесем произведение Джека Лондона «Любовь к жизни?

Дать определение термину «рассказ». Сверить с учебником стр.221

Материал для учителя:

Литературные роды – эпос, лирика, драма. Рассказ относится к эпическим жанрам. В отличие от повести – более краткая форма изложения, происходит от фольклора, сказаний, поучений, притчи. Отличительные особенности: малое количество действующих лиц и краткость изложения, сжатая фабула, зачастую – одна сюжетная линия, одна проблема — в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий.

III. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

2. Работа с текстом  во время  чтения. Диалог с автором. Выборочное чтение

3.Работа с текстом после чтения

Формулируем тему урока

IV. Итог урока.

- Предположите, о чём говорит название рассказа? На доске: (фиксируем на доске)

- Давайте посмотрим на иллюстрацию и предположим, о чём будет этот рассказ (о путешествиях).

Часть география:

- Вспомните, на каком материке происходят события, описанные в рассказе Дж. Лондона «Любовь к жизни»

- В какой части Северной Америки?

Работа в малых группах:

- Какие еще географические объекты вы встретили в тексте?

Задание: Поиск географических объектов на карте в атласе.

- Удалось пройти намеченный маршрут?

- Почему?

- Давайте на карте посмотрим путь нашего героя.

Задание: Определите протяженность пути героя.

- Но сначала,   вспомним алгоритм действий:  Что бы определить расстояние по карте, что нам нужно сделать?

 Определение расстояний по карте. Правило для учащихся.

При определении расстояния по карте между пунктами следует:

1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.

2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.

(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)

3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

- Приступаем к работе.

- По секрету скажу, что путь его составил примерно 400 км. Проверим ответ. Поднимите руки у кого такой же ответ. Хорошо, у кого ответ совпал, в свою карту результативности ставит 1.

- Обратите внимание:  расстояние, которое прошел герой,  равняется примерно расстоянию от Чебоксар до Казани туда и обратно. Но он это путь преодолел пешком, а не на автобусе или личном автомобиле, как мы с вами.

- Какова цель  путешествия героев рассказа? (фиксировать на доске)

- Нашли? (фиксировать на доске)

- Донесли до дома?

- Почему? (Билл умер, герой отказался от золота)

- Какой возникает вопрос?

ПОЧЕМУ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗОЛОТА?

Часть литература.

- Давайте поработаем в режиме диалога с автором.

Прихрамывая (Вопрос к автору В. – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений.  (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения? О.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки. Каждый из них нёс ружье.

– Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений П. – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.)

- А что было дальше?

- Куда делся Билл?

- Найдите в тексте описание пейзажа.

1. Картина была невеселая.  Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. В  его глазах появилось выражение страха… 

2. Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски земли и небо стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил холмы. Им владело только одно желание: есть! Он помешался от голода.

 - Как вы думаете, помогает ли пейзаж понять его состояние?

- Как называются такие ситуации, в которых оказался герой?  В какой ситуации оказался герой?

- Давайте рассмотрим поведение героя в трудных  (экстремальных) ситуациях. Для этого я предлагаю вам выполнить работу в группах.

Работа в группах.

- Обратите внимание на слайд.  Напоминаю правила  работы в группе. Все с ними согласны?

1. Подберите примеры из текста.

2. Распределите вопросы в группе.

3. Сформулируйте цели и задачи для работы группы.

4. Изучите задание.

5. Заполните таблицу.

6. Представьте результат работы.

- Какие должны быть?

Алгоритм работы по изучению текста

1. Изучите задание.

2. Сформулируйте цели и задачи для работы группы.

3. Распределите вопросы в группе.

4. Подберите примеры из текста.

5. Заполните таблицу.

6. Представьте результат работы.

Заполнить таблицу.

1.Выпишите фразу, в которой говорится, о чем мечтает герой в данном эпизоде, чего он хочет.

2. Что испытывает герой? Какие чувства?

3. Чем закончился эпизод?

4. Что выбирает герой?

5. Что помогло герою выжить?

Эпизоды

Вопросы

Ловля рыбок

Встреча с медведем

Борьба с волком

Конец пути Билла

Путь к кораблю

О чем мечтает?

Им владело только одно желание: есть! (154)

Есть, дойти до тайника, где есть патроны и еда

Выжить, следит за больным волком, чтобы волк не набросился на него первым.

Выжить, хочет есть.

Дойти до корабля, ему хотелось жить (159)

Что испытывает герой?

Страшный голод

Муки голода, страх  перед насильственной смертью (156)

Страх, одиночество, голод, усталость, слабость.

Да, Билл бросил его, но он не возьмет золото (159)

Борется со смертью, выбился из сил, не может даже ползти, но не сдается.

Чем закончился эпизод?

В первый раз рыбка ускользнула, съел рыбок живыми. Есть ему не хотелось, но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых. (155)

Медведь для него – это мясо

и жизнь! (155) Не бросился на медведя, потому что мог погибнуть, медведь сильнее.

Человек победил волка, придавив его всей своей тяжестью (160)

Не мог его нести, и  никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел.

Китобойное судно подобрало его, он бормотал что-то бессвязное о своей матери, о Южной Калифорнии, о домике среди цветов и апельсинных деревьев. (160)

Что выбирает герой?

Жизнь

Жизнь

Жизнь

Жизнь

Жизнь

-Оцените свою работу в группе и проставьте баллы от 1 до 5 в карту результативности.

Итак, герой рассказа Джека Лондона во всех эпизодах выбирает жизнь. Он борется, идет вперед, чтобы остаться в живых.

Вернемся к проблемному вопросу.

 -Так как вы думаете, почему главный герой отказался от золота? (версии)

Вывод: - Что ценнее для героя  золото или жизнь? Я вас правильно поняла? Жизнь – это главная ценность.

- Какова  тема урока?

- «Ценность человеческой жизни».

- Давайте, вернемся к нашим предположениям, о чем же рассказ «Любовь к жизни»?

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Любовь к жизни»?

- Какова, по вашему мнению, основная мысль произведения?

- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»?

Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек». Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию.

- Какие выводы вы для себя сделали?

Формулируем вывод:

- Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. Человек способен на многое, говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха.

Учитель географии:

– Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете  почему?  (Ответ запишите в карту результативности Пункт №3).

Самооценка: Оцените свою устную работу на уроке, проставьте баллы в карту результативности.

Посчитайте общее количество баллов, запишите в таблицу, сдайте карту.

V. Домашнее задание

Творческая работа. Задание №10 стр.161: составьте рассказ от лица героя о любом эпизоде повествования (рассказ от 1- лица).

Карта результативности ученика________________________________________  дата ________________

Этапы урока

Результат

  1. Поиск географических объектов (по количеству найденных объектов)

  1. Работа в группе. Заполнение таблицы (1,2,3,4,5 балла)

  1. Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете  почему?

Ответ:

  1. Устная работа на уроке

(1,2,3,4,5 балла)

  1. Общий итог:

© ООО Баласс, 2012