- Предположите, о чём говорит название рассказа? На доске: (фиксируем на доске) - Давайте посмотрим на иллюстрацию и предположим, о чём будет этот рассказ (о путешествиях). Часть география: - Вспомните, на каком материке происходят события, описанные в рассказе Дж. Лондона «Любовь к жизни» - В какой части Северной Америки? Работа в малых группах: - Какие еще географические объекты вы встретили в тексте? Задание: Поиск географических объектов на карте в атласе. - Удалось пройти намеченный маршрут? - Почему? - Давайте на карте посмотрим путь нашего героя. Задание: Определите протяженность пути героя. - Но сначала, вспомним алгоритм действий: Что бы определить расстояние по карте, что нам нужно сделать? Определение расстояний по карте. Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует: 1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см. 2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте. (На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.) 3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба. 6,5 x 200 = 1300 км. - Приступаем к работе. - По секрету скажу, что путь его составил примерно 400 км. Проверим ответ. Поднимите руки у кого такой же ответ. Хорошо, у кого ответ совпал, в свою карту результативности ставит 1. - Обратите внимание: расстояние, которое прошел герой, равняется примерно расстоянию от Чебоксар до Казани туда и обратно. Но он это путь преодолел пешком, а не на автобусе или личном автомобиле, как мы с вами. - Какова цель путешествия героев рассказа? (фиксировать на доске) - Нашли? (фиксировать на доске) - Донесли до дома? - Почему? (Билл умер, герой отказался от золота) - Какой возникает вопрос? ПОЧЕМУ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗОЛОТА? Часть литература. - Давайте поработаем в режиме диалога с автором. Прихрамывая (Вопрос к автору В. – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения? О.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки. Каждый из них нёс ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений П. – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) - А что было дальше? - Куда делся Билл? - Найдите в тексте описание пейзажа. 1. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. В его глазах появилось выражение страха… 2. Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски земли и небо стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил холмы. Им владело только одно желание: есть! Он помешался от голода. - Как вы думаете, помогает ли пейзаж понять его состояние? - Как называются такие ситуации, в которых оказался герой? В какой ситуации оказался герой? - Давайте рассмотрим поведение героя в трудных (экстремальных) ситуациях. Для этого я предлагаю вам выполнить работу в группах. Работа в группах. - Обратите внимание на слайд. Напоминаю правила работы в группе. Все с ними согласны? 1. Подберите примеры из текста. 2. Распределите вопросы в группе. 3. Сформулируйте цели и задачи для работы группы. 4. Изучите задание. 5. Заполните таблицу. 6. Представьте результат работы. - Какие должны быть? Алгоритм работы по изучению текста 1. Изучите задание. 2. Сформулируйте цели и задачи для работы группы. 3. Распределите вопросы в группе. 4. Подберите примеры из текста. 5. Заполните таблицу. 6. Представьте результат работы.
Заполнить таблицу. 1.Выпишите фразу, в которой говорится, о чем мечтает герой в данном эпизоде, чего он хочет. 2. Что испытывает герой? Какие чувства? 3. Чем закончился эпизод? 4. Что выбирает герой? 5. Что помогло герою выжить?
Эпизоды Вопросы | Ловля рыбок | Встреча с медведем | Борьба с волком | Конец пути Билла | Путь к кораблю | О чем мечтает? | Им владело только одно желание: есть! (154) | Есть, дойти до тайника, где есть патроны и еда | Выжить, следит за больным волком, чтобы волк не набросился на него первым. | Выжить, хочет есть. | Дойти до корабля, ему хотелось жить (159) | Что испытывает герой? | Страшный голод | Муки голода, страх перед насильственной смертью (156) | Страх, одиночество, голод, усталость, слабость. | Да, Билл бросил его, но он не возьмет золото (159) | Борется со смертью, выбился из сил, не может даже ползти, но не сдается. | Чем закончился эпизод? | В первый раз рыбка ускользнула, съел рыбок живыми. Есть ему не хотелось, но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых. (155) | Медведь для него – это мясо и жизнь! (155) Не бросился на медведя, потому что мог погибнуть, медведь сильнее. | Человек победил волка, придавив его всей своей тяжестью (160) | Не мог его нести, и никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел.
| Китобойное судно подобрало его, он бормотал что-то бессвязное о своей матери, о Южной Калифорнии, о домике среди цветов и апельсинных деревьев. (160) | Что выбирает герой? | Жизнь | Жизнь | Жизнь | Жизнь | Жизнь |
-Оцените свою работу в группе и проставьте баллы от 1 до 5 в карту результативности. Итак, герой рассказа Джека Лондона во всех эпизодах выбирает жизнь. Он борется, идет вперед, чтобы остаться в живых. Вернемся к проблемному вопросу. -Так как вы думаете, почему главный герой отказался от золота? (версии) Вывод: - Что ценнее для героя золото или жизнь? Я вас правильно поняла? Жизнь – это главная ценность. - Какова тема урока? - «Ценность человеческой жизни». - Давайте, вернемся к нашим предположениям, о чем же рассказ «Любовь к жизни»? - Как вы думаете, почему рассказ называется «Любовь к жизни»? - Какова, по вашему мнению, основная мысль произведения? - Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек». Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию. - Какие выводы вы для себя сделали? Формулируем вывод: - Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. Человек способен на многое, говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Учитель географии: – Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете почему? (Ответ запишите в карту результативности Пункт №3). Самооценка: Оцените свою устную работу на уроке, проставьте баллы в карту результативности. Посчитайте общее количество баллов, запишите в таблицу, сдайте карту. |