Открытый урок в районном конкурсе «Учитель года-2019»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

Файрушина Нэля Евгеньевна

Открытый урок в районном конкурсе «Учитель года-2019».  Тема урока « Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства, нравственных идеалов».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                         

Открытый урок

в районном конкурсе «Учитель года-2019»

  Тема урока «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства, нравственных идеалов».

                                                                                                         Урок провела    учитель

                                                                                                         первой категории

                                                                                                         МОБУ СОШ села Ефремкино

                                                                                                         Файрушина Нэля Евгеньевна

                                                                Ефремкино-2018г.

Тема урока: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства, нравственных идеалов».

Цели урока:

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам: формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
           Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников ;умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
умение видеть культурологические связи. 
           Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни,
формирование умения в процессе чтения вставать на позицию другого; 
воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Планируемые результаты:

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Задачи:

  1. продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова;
  2. показать  историзм поэмы и своеобразие характера главного героя ;
  3. сравнить образы Калашникова и Кирибеевича, сопоставить героев, проникнуть в глубины характеров;
  4. проанализировать, как автор относится к своим героям;
  5. помочь увидеть проблему долга и чести;
  6. развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
  7. воспитывать внимание к окружающим людям, умение в ситуации нравственного выбора принимать взвешенное решение;
  8. привить любовь, интерес к истории и культуре своего народа.

Оборудование урока:  портрет М.Ю.Лермонтова, учебник  под редакцией В.Я.Коровиной; ноутбук, проектор, презентации к уроку, фонохрестоматия, иллюстрации к произведению, картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»; таблица (распечатанные листы)  для работы в группах.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока:
комбинированный

Ход урока

1. Организационный  момент.

2.Подведение к теме и целям урока.

 - Как вы думаете, какой конфликт  вы увидели после прочтения поэмы «Песня про царя Ивана       Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

- Что произошло в поэме?

- Как  будет называться тема сегодняшнего урока? (Запись  темы урока на доске )

- О ком мы будем говорить и что обсуждать , исходя из темы урока?

-Как вы думаете ,что такое нравственность? ( В основе нравственности лежит различение доброго – хорошего и дурного)

-Назовите нравственные ценности, по которым живут люди

- Какие цели урока можно поставить к сегодняшнему уроку? (кто и почему явлется победителем нравственного поединка; сравнить образы Калашникова и Кирибеевича, сопоставить героев, проникнуть в глубины характеров )

3.Словарная работа.

Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть личной гвардии, созданной русским царём Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

Поединок-борьба двух противников, состязание ,дуэль , драка…

Аргамак-конь для верховой езды.

Гой еси - обращение, характерное для русских народных песен.

Кулачный бой - кулачный бой в XVI веке на Руси был состязанием, испытанием силы и удали русских богатырей без ненависти и желания смерти друг другу. Победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости.

4.Актуализация знаний через проверку домашнего задания.

1)Разминка. Игра «Кто это?»

Шелковые товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему (Калашников).

Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь (Кирибеевич).

Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое. (Иван Васильевич).

Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет (Алена Дмитревна)

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. 

2)
Работа в парах. Обсудите с партнёром по плечу:
- Где и когда происходят события, о которых повествует М.В.Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васиьевича…»(Время правления Ивана Грозного,16 век)

- К какой теме обратился автор? ( К исторической)

- Почему жанр «Песни» определяют как историческая поэма? 
(а) рассказывает об определенной эпохе (эпохе Ивана Грозного)
б) среди действующих лиц есть реальные исторические лица (Иван Грозный); 
в) показаны реалии жизни и быта 16 века (сцена пира).
- На сколько частей делится произведение? (на 3 части)

- Где присходит 1 действие? (на пиру, описание царской трапезы)

- О чем печалится царский любимец?

- Где происходит 2 действие?

- О чем попросила Алена Дмитриевна мужа?

- Где происходит 3 действие? (на Москве-реке, на Лобном месте)

- С чего начинается 3 часть? (с кулачного боя)

- Что вы еще знаете о кулачном бое?

-Существуют ли кулачные бои сейчас, в наше время?

3)Просмотр презентации о кулачном бое.

4)Выразительное чтение отрывка по ролям (страница 153,отрывок)

5. Знакомство с темой урока. Заполнение основных качеств и характеристик героев.

1) Беседа и одновременное заполнение таблицы

-  Назовите главных героев поэмы?

-  Любил ли Кирибеевич Алену Дмитриевну? (Да, любил искренно и  сильно)

-  Какой вы ее представляете? Найдите в тексте описание Алены Дмитриевны Кирибеевичем.

-Почему он осмелился нанести оскорбление дому купца Калашникова? (Доверие царя к опричникам  привело к тому , что им все сходило с рук ,что они злоупотребляли своим положением и своевольничали)

-Ждал ли опричник, что купец решится отомстить ему? ( Он совсем не ожидал этого)

– Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)
– Ждал ли опричник, что купец решится отомстить ему? (Не ждал. Он не ожидал этого)

- Мог ли Кирибеевич уклониться от поединка? (Нет, так как рискует потерять честь. Причина вызова для опричника очевидна)

- Из каких побуждений идет на бой Степан Калашников? (Он хочет отомстить обидчику, причем сделать это принародно.)
– Зачем ему нужно так много свидетелей? (Позор Алены Дмитриевны видели «злые соседушки», следовательно, они должны знать, что купец отстоял честь жены.)
- Кому кланяются герои перед боем? Почему?
– Кто посылает противнику вызов? (Тот, чьи честь и достоинство были задеты, Калашников.)
– Посылал ли Калашников вызов Кирибеевичу? (Формально – да, фактически – нет. Калашников сказал о причинах, толкнувших его на этот шаг, только в ответ Кирибеевичу.) 
Слово учителя: Таким образом, с точки зрения традиций – поединок Кирибеевича и Калашникова нельзя назвать дуэлью, так как Кирибеевич до самой схватки не знал, что он участвует в дуэли. Но по сути, это дуэль, так как противники сошлись по причине, известной обоим, не вызывающей сомнения. Они знают, что единоборство будет не на жизнь, а на смерть, о чем и предупреждает Калашников:
По одному из нас будут панихиду петь...
Не шутку шутить, ни людей смешить
К тебе вышел я...
– Еще одним обязательным признаком дуэли является наличие секундантов. Есть ли секунданты у сошедшихся в поединке противников?
(Как ни странно есть. Наиболее очевидны они у Калашникова. Найдите в тексте разговор братьями накануне поединка:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич...
А побьет он меня – выходите вы.
За святую правду – матушку.
Дуэльные традиции в разные времена в разных странах существенно отличались. Например, во Франции в XVI веке кроме дуэлянтов в поединке сходились и их секунданты, а если один из противников был убит, то его напарник мог оказаться один против двоих.

- Есть ли секундант у Кирибеевича? (В таком качестве выступает сам царь Иван Васильевич, опекающий своего любимца и, в конечном итоге, наказывающий его убийцу).
Микровывод: итак, мы обнаружили в тексте все формальные признаки дуэли. Но всё же это не была дуэль в чистом виде, это превращение потешного боя в судный поединок. А конфликт произведения не в противостоянии двух мужчин, а в противостоянии двух нравственных позиций. 
– Похож ли Калашников на былинного героя, богатыря? (Да. В описании боя использована гипербола (сила удара). Но не только физически силен Степан Парамонович. Он также крепок духом: при ответе царю ведет себя смело, независимо: «...убил, а за что не скажу тебе».)
– А если бы он сказал царю правду, помиловал бы его царь? (Да, и даже, возможно, сам наказал охульника Кирибеевича. Но, в этом случае, его жена была бы опозорена, обесчещена. Калашников предпочитает смерть свою, чтобы сохранить доброе имя жены, матери своих детей.)
Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.

делают повороты туловища)

– Какова народная оценка поступка купца? (Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове, т.е. суд царя разошелся с судом народным: Калашников, казненный царем, становится народным героем.)

 6. Физкультминутка

Ученики импровизируют, обыгрывают строки из поэмы:
И гуляют, шумят ветры буйные (ученики встают, поднимают руки вверх и делают плавные махи)
И проходят мимо люди добрые: (ходьба на месте)
Пройдет стар человек – поклонится, (ученики делают наклоны туловища)
Пройдет молодец – приосанится, (ученики делают повороты туловища)
Пройдет девица – пригорюнится. (ученики

7. Диспут о христианской морали.

Слово учителя:

- Ребята, мы уже говорили о том, как тесно связана литература с основами на христианские традиции. Издревле русские люди почитали Заповеди Христовы.

- А какие из них, ребята, вы знаете? Попробуйте назвать, которые из них нарушают герои поэмы.
- Не создавай себе кумира – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой;
- Не желай жены ближнего своего – Кирибеевич нарушил эту заповедь, влюбившись в замужнюю женщину;
- Не укради – Кирибеевич по сути крадет честь и достоинство Алены Дмитриевны;
- Не убивай – Калашников убивает опричника, тем самым нарушает заповедь.
– В каких моментах Калашников ведет себя как истинный христианин? (Участие в бою – способ защитить честь семьи, потому что «пред святыми иконами обручилися», «в церкви Божией перевенчаны»; спасает Калашникова от смертельного удара «медный крест со святыми мощами из Киева» – сам Господь приходит на помощь удалому купцу;
разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому». Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить, и в этом его трагедия – он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь – это расплата за грех убийства.)

8.Работа с текстом в группах. Заполнение основных качеств и характеристик героев.

 Прочитаем кульминационный момент

- Вспомним, какова цель для каждого героя кулачного боя? (цель для царя-потешиться, для опричника – потешить царя, для купца- постоять за святую правду )

- Почему автор изобразил Кирибеевича и Калашникова одинаково  по силе? (Оба лихие, удалые бойцы).

- Найдем цитаты: кому кланяется опричник и кому купец? (опричник «Царю молча в пояс  кланяется», купец «Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому»).

- В каких строках воплощена мысль народная о том, что народ все равно  помнит о Калашникове. (Ученики указывают на эпилог произведения).

-Итак, кто и почему является победителем нравственного поединка?

-Почему победил Калашников?

-Какие качества Степана вы бы хотели перенять (стойкость, смелость, независимость, смелость…)

- Победила сила власти или сила правды?

-Какова позиция М.Ю.Лермонтова в поэме? (Автор сочувствует и гордится своим героем ,его чувством собственного достоинства.

              9. Вывод урока. Рефлексия.

Продолжите фразу:

      1.  сегодня я узнал…
     2. мне было интересно узнать…
     3. теперь я знаю…
     4. урок дал мне для жизни

5. мне захотелось…

             10.Заключительное слово учителя.

 Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, нравственные маяки, которым мы можем следовать. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать. Я хочу закончить урок строками поэта Смелякова:

История не терпит суесловья.

Трудна её народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя

11.Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение  по изученному произведению «Кто в песне является «настоящим героем»  и почему?».

12.Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1.Знакомство с эпохой Ивана Грозного. 2. Формирование творческих способностей . 3. Воспитание нравственных качеств через образы поэмы М.Ю.Лермонтова.

Слайд 5

Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство Молодого Великого Князя Ивана Васильевича.

Слайд 6

В.О.Ключевский писал: «Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия». Первым шагом Ивана Грозного стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха.

Слайд 7

Опричники – специальные войска Ивана Грозного для укрепления самодержавия .

Слайд 8

В.М.Васнецов «Иван Грозный»

Слайд 13

Сочинение-рассуждение «Кто в песне является «настоящим героем» и почему?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кулачные бои на Руси

Слайд 2

Кулачный бой в 16 веке был распространенным развлечением. Он воспринимался как испытание силы и удали русских богатырей.

Слайд 3

«Потешить царя-батюшку» выходили к Москве-реке без личной ненависти и желания смерти друг к другу.

Слайд 4

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Слайд 5

Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.



Предварительный просмотр:

Таблица исследования

Образ Ивана Грозного

Образ Кирибеевича (опричника)

Образ Калашникова (купца)

                 Рефлексия (вывод)                                                                                      Дописать ответ

  1. Над чем заставила задуматься «Песня…»

  1. Сегодня я узнал…

  1. Мне было интересно узнать…

  1. Теперь я знаю…

  1. Урок дал мне для жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"

Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")...

Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...

Открытый урок к конкурсу "Учитель года- 2019"

Открытый урок к конкурсу "Учитель года- 2019"Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Ш...

Открытый урок на тему "The place I live in" 6 кл. в рамках конкурса "Учитель года-2019"

Открытый урок на тему "The place I live in" 6 кл. в рамках конкурса "Учитель года-2019".Самонанализ к уроку....