Презентация"Значение эмоции страха и ее роль в жизни людей и героев литературных произведений"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Кушнарева Татьяна Кузьминична

Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Значение слова страх и его роль в жизни людей и героев литературных произведений Руководитель : Кушнарева Татьяна Кузьминична 2016г

Слайд 2

Объект исследования - чувство страха. Эмоциональный концепт: страх с точки зрения способа его выражения и функции в литературных произведениях.

Слайд 3

Предмет исследования - значение чувства страха и как представлен страх в жизни и в литературе

Слайд 5

Гипотеза исследования - состоит в предположении того, что зная значение слова, зная его образование, можно научиться бороться с чувством страха в различных ситуациях, уметь преодолевать его в нужные моменты и в тоже время преодолевая его воспитывать в себе нужные качества. Цель данного исследования состоит в теоретическом и практическом изучении слова страх и понятия страх в сознании современного подростка и литературного героя, а также оценка вербального значения слова страх в литературных произведениях и в жизни.

Слайд 6

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: изучить состояние проблемы в теории и практике обучения; выявить вербальный концепт слова страх в нашей жизни; выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом; представить описание эмоции страха на примере конкретной социально-возрастной группы (учащиеся 1-5кл. и 6-9 классов, а также взрослых). раскрыть психологические особенности вербальной зависимости человека от страха

Слайд 7

Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими моментами: - Знание значения слова, позволяет выявить особенности восприятия этой эмоции людьми разного возраста. - Страх — негативная эмоция, поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. - Воспитание в себе уверенности, которая поможет в преодоление чувства страха, приобретая новые нужные качества характера, и необходимые чувства Детство Темы Н. Гарин - Михайловский

Слайд 9

Практическая значимость исследования Результаты исследования имеют практическую значимость. Полученные данные могут быть использованы в дальнейших практических разработках при изучении учащимися старших классов школ, для углубленного изучения русского языка и литературы, для написания рефератов, научных работ, для изучения личностей персонажей художественного текста.

Слайд 10

Раздел I . Происхождение слова страх В своей работе я рассматриваю значение слова страх и его роль в жизни людей и героев литературных произведений с точки зрения влияния его на уровень общения, развития, воспитания и образования нас школьников в процессе обучения и вообще в жизни. Откуда же произошел страх? Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия

Слайд 11

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде чувство страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие

Слайд 12

Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Источник таких страхов - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз, например: «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусить», «Не открывай дверь - там чужой дядя» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция, страха как регулятор его поведения. Но если запугивать без нужды и края, так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться

Слайд 13

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают в себя страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины,воды , замкнутого пространства, огня,пожара , крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть,опоздать , не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д.

Слайд 14

роман «Лицо страха» Дина Кунц Страх — очень сильный испуг, сильная боязнь . Страх - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности.

Слайд 15

Раздел II . Роль эмоции страха в жизни людей и литературных героев Какова же роль эмоции страха в жизни людей и литературных героев? Эмоции страха выступают как внутренний язык , как система сигналов, посредством которой человек узнает о нужной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. По мере того как складываются и оформляются взаимоотношения личности с окружающими и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Э моции страха связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания

Слайд 16

Эмоция страха дезорганизует деятельность, возникает эмоциональная напряженность. Если по какой-то причине человек совершает безнравственный поступок, то тем самым подрывает важнейшее основание высокой самооценки и самоуважения. Стремясь сохранить перед другими и перед собой "свое лицо", человек ищет оправдание, которые бы определили смысл его поступка.. В условиях разного рода нравственных решений эти эмоции могут воспроизводиться и служить специфическим регулятором поведения. Эмоции страха появляются у человека в момент столкновения с чем- то неизвестным:(Как поступить? Что сказать?), в момент темноты, один очества.

Слайд 17

Раздел III . .Результаты экспериментально - практического исследования После обзора трудов ученых и проведенного анализа, у меня укрепилось мнение, что страх всем нам известен. Что он является составной частью нашей жизни. Он постоянно присутствует в каждом человеке, будь – то ребенок маленький, будь взрослый человек. На ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. У подростков же свои страхи

Слайд 18

У подростков же свои страхи. Они не знают, что эти страхи присущи всем. И их трудно в этом убедить. Жизнь подростка неотделима от беспокойства, тревоги, страха быть обезличенным, потерять контроль над своими эмоциями и поступками. Если подросток со всем этим справляется в какой- то мере, то значит, он может управлять своими эмоциями и своим поведением, то есть справляется со своим волнением, со своим чувством страха . Подросток неуверенный в себе живет с постоянным чувством страха. Страх быть не собой означает страх изменения . Изучая чувство страха в специальной литературе, наблюдая и проводя практическое исследование среди ребят разного возраста, а также изучая литературные произведения, где герои переживают тоже чувство страха, я провела анкетирование среди учащихся и анализ литературных произведений

Слайд 22

Страхи создают иллюзию, что ваша жизнь не принадлежит вам! Основные страхи, имеющие власть в нашей жизни: 1.Боязнь нищеты. 2.Боязнь старости. 3.Страх перед болезнью. 4.Страх потерять любовь. 5.Боязнь критики. 6.Страх смерти. 7.Боязнь публичного выступления. 8.Страх за близкого человека. Преодолевая эти страхи, каждый человек способен вернуть радость и ценность своей жизни в своё распоряжение и прожить её наилучшим способом в гармонии с самим собой. Решение проблем страха и волнений – есть.

Слайд 23

Заключение Изучив тему: «Значение чувства страха и его роль в жизни людей и героев литературных произведений». Я сделала следующие выводы: 1. Страхи необходимо прорабатывать и помогать справляться с ними, особенно подросткам, так как, переходя во взрослую жизнь, они отравляют существование человеку и его близким. 2. Детям помладше страхи можно лечить страшилками, то есть такими историями, которые происходили с вами или с такими же детьми- то есть вербализацией - рассказ о страхе, визуализацией – нарисовать или слепить, то что пугает и устранить его. 3.Страхами нужно обязательно делиться, чтобы их можно было проще пережить, побороть. 4.Проблема страха каждого должна постоянно разрешаться, чтобы не стать хронической, чтобы не привести человека к крайним мерам. Поэтому я считаю, что актуальность исследования эмоции страха большая, хотя бы потому, что в повседневной жизни мы встречаемся с ним чуть ли не ежеминутно. Человек живет со страхом ( бесполезно прожить свою жизнь, не успеть достичь всего, чего хотел). Страх — чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх — основа выживания, страх — стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря ему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика героя литературного произведения

Характеристика героя литературы по предложенному плану....

Мои ровесники - герои литературных произведений

Цель пректа - на материале произведений В.Г. Короленко, Ю.Казакова, В.П. Астафьева познакомиться с жизнью детей, живших в прошлом веке,  и раскрыть взаимоотношения  двух миров – детско...

Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом с применением видеотехнологий по теме "Экранизация литературного произведения "Смерть в облаках" Агаты Кристи"

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом с применением видеотехнологий по теме "Экранизация литературного произведения "Смерть в облаках" Агаты Кристи"...

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ...

"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"

Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и  химии, изобразительного искус...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...