Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса УМК Т.Ф.Курдюмовой (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_liter_8_kl.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                            

  «Средняя общеобразовательная школа № 1»                  

 города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

               Предметной комиссией  

          протокол от _________ №__

          __________   Русских И.С.

            Подпись              ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   _____________

          дата

 _________   _____________

 Подпись                    ФИО

                     

Утверждено

Приказ от ____ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

______      Квасова Н.А.

Подпись      ФИО

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета  «Литература»

для        8    «А » класса

70  часов   (2  часа  в неделю)

                                                                                                                                                             

Составитель рабочей  программы:

                                                                                         Русских Ирина Сергеевна

                                                                                    Квалификационная категория:

                                            первая

                                                                                                                                                                                                                      

                                                                               

                                                                                             

                                                         2018- 2019 учебный год

Раздел 1. «Вступительная часть/введение»

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая  программа по предмету «Литература» 8 класс.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004  №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Устав МАОУ СОШ №1;
  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016 г. №  276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Авторы: Т.Ф.Курдюмова. Москва: Дрофа, 2014.

  1. Особенности рабочей программы по литературе.

   Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства. Знания, полученные на уроках истории, особенности возраста дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и заканчивая историческими романами 20 века. Широко представлена лирика, отражающая ясность эмоционального отклика художественного слова на события прошлого.

     Учащиеся в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой, должны владеть широким кругом теоретических понятий (тема, идее, проблематика),

рассматривать роль автора, проблему времени в произведениях исторической тематики.

  1. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.


- индивидуальный устный опрос;

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  •  индивидуальный устный опрос;
  •  фронтальный опрос; 
  • - чтение наизусть;
  • взаимопроверка;
  • самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
  • -наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • сочинения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • написание сочинений

- тестирование

  1. Приоритетные формы и виды контроля.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение (наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, устное словесное рисование, составление сравнительной характеристики);

-итоговый (за полугодие/год): тест, включающий задания с выбором ответа.

  Индивидуальные, групповые, фронтальные.

  • беседа;
  • тестирование;
  • выразительное чтение;
  • подробный и сжатый пересказ;
  • анализ поэтического   текста;
  • анализ эпизода;
  • сочинение-рассуждение; сочинение-характеристика литературного персонажа, отзыв о прочитанном произведении;
  • исследовательские работы; создание проектов; создание презентации.

  1. Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана  образовательной области «Филология». В учебном плане на изучение предмета отводится в 8 классе — 70 ч, 2 ч в неделю.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

Курдюмова, Т. Ф. Литература.8 класс: учебник-хрестоматия : в 2 ч. -4-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2017.

Рабочая программа  обеспечена УМК для 8 класса: 

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005
  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
  3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
  5.  Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.: Вако, 2004
  6. Журнал « Литература в школе».
  7. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  8. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  9. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  10. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
  11. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой

1.Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005

  1.  Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
  2.   Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  3.    Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4.    Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5.    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  6.    Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
  7.    Художественная литература.

Электронные образовательные ресурсы

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • документ камера

Интернет-ресурсы:

1.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный

документ]. Режим доступа:

http://window.edu.ru

2.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»:

[Электронный документ). Режим доступа:

http://school-collection.edu.Ri

3.Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федеральногоцентра»:[Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

4.Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ].

Режим доступа: http://katalog.iot.ru

5.Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ]. Режим доступа:

http://www.it-n.ru

6.http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX веков

7.http://litera.edu.ru/Коллекция «Русская и зарубежная литература для шко-

лы» Российского общеобразовательного портала

8.http://metlit.nm.ru/Методика преподавания литературы

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

В результате освоения программы  в 8 классе планируется достижение школьниками следующих

  1. личностных результатов:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.

  1. Предметные результаты:

— адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

  1. Метапредметные результаты:

— расширение круга приемов составления разных типов плана;

— обогащение способов организации материала пересказов;

— расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Составление презентаций по произведениям, создание оригинального произведения (поучения, наставления, рассказа, стихотворения), инсценирование отрывков

2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности:

•осознанное, творческое чтение художественных произведений разных

жанров;

• выразительное чтение художествен кого текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретация произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе

жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания её источников

и умения работать с ними;

• Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

свободное владение письменной речью в объеме курса литературы,

2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)

тест; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера.

Раздел 3 «Содержание учебного предмета»

3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС  (с указанием регионального компонента).

Содержание учебного предмета

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен.  «К а л о ш и  с ч а с т ь я»  как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев.  «Ц и ц е р о н».  Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Т е о р и я.  Литература и история. Эпиграф.

Фольклор

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора.

Т е о р и я.  Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

 «П р а в е ж».  Образ Ивана Грозного.

«П е т р а  П е р в о г о  у з н а ю т  в  ш в е д с к о м  г о р о д е»  и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Т е о р и я.  Историческая народная песня.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

 «К а к  ф р а н ц у з  М о с к в у  б р а л».  Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я.  Народная драма.

Древнерусская литература

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Т е о р и я.  Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись

«Н а ч а л ь н а я  л е т о п и с ь»,  «П о в е с т ь  в р е м е н н ы х  л е т».  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я.  Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е  о  ж и т и и  А л е к с а н д р а  Н е в с к о г о».  Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.  «П р е п о д о б н ы й  С е р г е й  Р а д о н е ж с к и й».  Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я.  Житие. Художественные особенности жанра жития.

Литература XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин.  «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я.  Комедия

Литература XIX века

Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Т е о р и я.  Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.

Былины и их герои в произведениях XIX века

А. К. Толстой.  «И л ь я  М у р о м е ц»,  «П р а в д а»,  «К у р г а н».  Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я.  Былина и баллада.

И. А. Крылов.  «В о л к  н а  п с а р н е».  Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

Т е о р и я.  Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин.  «П е с н ь  о  в е щ е м  О л е г е».  Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а»  (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я  д о ч к а».  Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я.  Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов.  «П е с н я  п р о  ц а р я  И в а н а  В а с и л ь е в и ч а,  м о л о д о г о  о п р и ч н и к а  и  у д а л о г о  к у п ц а  К а л а ш н и к о в а».  Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Т е о р и я.  Историческая поэма.

Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я.  Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский.  «В о с п о м и н а н и е»,  «П е с н я»;  А. С. Пушкин.  «В о с п о м и н а н и е»,  «С т а н с ы»;  Д. В. Давыдов.  «Б о р о д и н с к о е  п о л е»;  И. И. Козлов.  «В е ч е р н и й  з в о н»;  Ф. И. Глинка.  «М о с к в а»; А. Н. Апухтин.  «С о л д а т с к а я  п е с н я  о  С е в а с т о п о л е».  Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в».  Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Т е о р и я.  Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я.  Контраст как прием композиции.

Литература XX века

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин.  «Н а  р а с п у т ь е»,  «С в я т о г о р»,  «С в я т о г о р  и  И л ь я»;  К. Д. Бальмонт.  «Ж и в а я  в о д а»;  Е. М. Винокуров.  «Б о г а т ы р ь».  Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Т е о р и я.  Былины в лирике XX в.

Ю. Н. Тынянов.  «В о с к о в а я  п е р с о н а».  Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести.

Т е о р и я.  Язык и стиль исторического повествования.

М. Алданов.  «Ч е р т о в  м о с т»  (главы). Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Т е о р и я.  Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Б. Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я.  Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов.  «З о л о т а я  к а р е т а».  Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

Т е о р и я.  Символика названия пьесы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов.  «Т е н и  п р о ш л о г о»,  «В е к  з а  в е к о м»;  З. Н. Гиппиус.  «14 д е к а б р я»;  Н. С. Гумилев.  «С т а р и н а»,  «П р а п а м я т ь»;  М. А. Кузмин.  «Л е т н и й  с а д»;  М. И. Цветаева.  «Д о м и к и  с т а р о й  М о с к в ы»,  «Г е н е р а л а м  д в е н а д ц а т о г о  г о д а»;  Г. В. Иванов.  «Е с т ь  в  л и т о г р а ф и я х  с т а р и н н ы х  м а с т е р о в...»;  Д. Б. Кедрин.  «З о д ч и е»  и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Т е о р и я.  Роль темы прошлого в лирике XX в.

Зарубежная литература

М. де Сервантес Сааведра.  «Д о н  К и х о т»  (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я.  Рыцарский роман. «Вечный образ».

Г. Лонгфелло.  «П е с н ь  о  Г а й а в а т е»  (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

Т е о р и я.  Песнь как жанр.

В. Скотт.  «А й в е н г о»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я.  Исторический роман.

Ж. Б. Мольер.  «М е щ а н и н  в о  д в о р я н с т в е»  (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я.  Классицизм. Комедия.

А. Дюма.  «Т р и  м у ш к е т е р а»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

Т е о р и я.  Авантюрно исторический роман.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

3.3. Межпредметные связи

       Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе.

      Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой, иностранным языком.  Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях. Связь литературы и русского языка закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение пересказу, подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему и т. п.).

       Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.

       Используя репродукции картин известных художников на уроках литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного. Музыка используется при изучении как поэтических, так и прозаических произведений, что помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии.        

3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.

         Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

           В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. В 7-9 классах существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов.

Тематический план

№ п/п

Основные разделы

Количество часов

Развитие речи

Контрольная работа

1

Литература и время.

4

2

Древнерусская Литература

5

3

Литература XVIII века

3

4

Литература XIX века

35

6

1

5

Литература XX века

16

1

1

6

Зарубежная литература

7

Итого

70

7

2

I четверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Литература и время. (4ч)

1

Литература и время.

3-7.09

2

Х.К.Андерсен. «Калоши счастья»

3

 Народная историческая песня «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе».

10-14.09

4

Народный театр. «Как француз Москву брал»

Древнерусская литература (5ч)

5

Историческая  личность на страницах произведений  Древней Руси. Летопись «Смерть Олега от своего коня»

17-21.09

6

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

7

Житие. «Сказание о житии Александра Невского»

24-28.09

8

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

9

Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи

1-5.10

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3ч)

10

События истории в произведениях XVIII века. Д. И. Фонвизин «Недоросль

11

Д. И. Фонвизин «Недоросль. Классицизм в драматургии. Урок Митрофанушки

8-12.10

12

Литературная игра по комедии

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (35ч)

13

Проблема человека и времени в произведениях XIX в

15-19.10

14

Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К. Толстой. Стихотворение «Илья Муромец» «Правда»

15

Образ Кутузова в исторической басне  И. А. Крылова «Волк на псарне».

22-26.10

16

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

17

РР Чтение наизусть отрывка из поэмы

18

Описание  битвы  и  её  главного  героя  в  поэме  «Полтава»

19

РР Чтение наизусть отрывка из поэмы

20

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

21

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва.

22

Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин.

23

Падение Белогорской крепости.

24

Изображение народной войны и её вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

25

Спасение Маши Мироновой. Великодушие Пугачёва.

26

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

27

РР Проверочная работа

28

М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича…»

29

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

30

Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

31

Проверочная работа по поэме М.Ю.Лермонтова.

32

Контрольная работа за полугодие

33

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести

34

Образ Запорожской Сечи. Тарас и его сыновья в Запорожской Сечи.

35

Герои Запорожской Сечи

36

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.

37

РР Проверочная работа

38

Родная история в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов».

39

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».

40

Сюжет  и  его  главные  герои. Исторические  лица – царь  Иван  Грозный,  Малюта  Скуратов и др.

41

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте

42

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

43

РР Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 19 в

44

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

45

Контраст как композиционный прием

46

Время и пространство в художественном тексте

47

РР Сочинение- рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (16 часов)

48

Автор и время на страницах произведений XX века

49

Былины и их герои в поэзии XX века

50

Ю.Н. Тынянов. Рассказ «Подпоручик Киже»

51

Ю.Н.Тынянов. Повесть «Восковая персона»

52

Образ Петра I в повести Ю. Тынянова «Восковая персона».

53

Различные  пути  развития  России в  представлении  героев  романа «Утоли  моя  печали…».

54

М. Алданов. Роман «Чертов мост»

55

Изображение ходынской трагедии Б.Л. Васильева. «Утоли моя печали…»

56

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

57

Великая Отечественная война в лирике XX века

58

Глубина  эмоционального  отклика на события  войны  в  стихах поэтов 20 века.

59

РР Час поэзии

60

Л. Леонов «Золотая карета» Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы, поставленные в произведении.

61

Л. М. Леонов. «Золотая карета». Драматический сюжет и драматические судьбы.

62

Мотивы былого в лирике поэтов XX века

63

Вн/ч К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Зарубежная литература (7ч)

64

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

65

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

66

Вн/ч В. Скогт. Роман «Айвенго»

67

Вн/ч В. Скогт. Роман «Айвенго»

68

Вн/ч А. Дюма. Роман «Три мушкетера»

69

Вн/ч А. Дюма. Роман «Три мушкетера»

70

Вн/чт Обзор литературы народов ханты и манси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...