Тема любви в произведениях А.И.Куприна.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Кибирева Наталья Аркадьевна

Практически в каждом произведении писатель затрагивает тему любви. Эта тема является сквозной во всех его произведениях.  Куприн находит свой критерий ценности человеческой личности. Этим критерием является  любовь. Сам писатель говорил: «Любовь – это самое яркое и непонятное воспроизведение моего «Я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». Учащимся давалось опережающее задание: по уже прочитанным произведениям определить, как решается тема любви в  каждом из них, какие аспекты этой темы можно выделить в творчестве Куприна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


  Тема  любви в произведениях А.И.Куприна.

Цели уроков:

  1. Определить, как решается тема любви в разных произведениях Куприна.
  2. Исследовать, какой является  любовь по Куприну.
  3. Развивать навыки познавательной деятельности и самостоятельного анализа художественного произведения.
  4. Воспитывать у учащихся  чувства товарищества и взаимоподдержки при групповой форме работы.

Технология: развивающего обучения.

Виды работы учащихся: фронтальная, групповая.

                

                Ход уроков.

  1. Слово учителя.

Творчество А.И.Куприна многотемно: тема искусства, естественного человека, военная тема, тема природы и животных, тема родины и т.д. Но практически в каждом произведении писатель затрагивает тему любви. Эта тема является сквозной во всех его произведениях.  Об этом мы и поговорим.

 Учащимся давалось опережающее задание: по уже прочитанным произведениям определить, как решается тема любви в  каждом из них, какие аспекты этой темы можно выделить в творчестве Куприна.

 Куприн находит свой критерий ценности человеческой личности. Этим критерием является  любовь. Сам писатель говорил: «Любовь – это самое яркое и непонятное воспроизведение моего «Я». Не в силе, не в личности, не в уме, не в таланте… Не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

-  Назовите шедевры о любви  до Куприна.

(«Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого…)

К.Паустовский писал: «… иногда кажется , что о любви в мировой литературе сказано всё. Что можно сказать о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки, после пушкинского «Для берегов отчизны дальней» после «Анны Карениной и чеховской «Дамы с собачкой!? Но  у любви тысячи аспектов, и в каждом  из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание…»

Каждой группе учащихся было дано для анализа  произведение и  поставлен  один проблемный вопрос:

- Сумел ли Куприн раскрыть эту тему по-новому и как ?

Вести записи в таблице:

Год издания

Название произведения

тематика

герои

Позиция автора

2.Анализ произведений, подготовленный учащимися в группах.

 

«Олеся»

Вопросы для беседы:

- История любви Олеси и Ивана Тимофеевича?  Чем она была для каждого из них?

- Какими мы видим героев,  и чем отличаются  их чувства?

- Почему расстались герои? Кто был виновен в расставании?

- Опираясь на  эстетические принципы  писателя, какой вы можете назвать любовь, описанную в повести?

Результаты исследования

1 группа:

  1.Умная и суеверная, гордая и скромная, влюблённая в дремучий лес, в птиц и животных, красавица Олеся была непосредственна в своей первой любви к И.Т. Её любовь – большое чувство, сильное, которое проявляется бурно, страстно и открыто. Когда при первом знакомстве с ней И.Т. сказал, что для неё наступает время любви,  в Олесе заговорило гордое и свободное сердце: « Ну и что ж – и полюблю! Спрашивать ни у кого не буду…» И она без раздумий отдалась наслаждениям «сознательной радости жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

2. Олеся поступает по велению сердца, признаёт полную свободу чувств, она вольный человек. Но самозабвенная любовь не ослепляет разума Олеси, не делает её рабою своих чувств.  Даже перед любимым ею человеком она не хочет идти на унижение своего человеческого достоинства. Она отказывается стать женой И.Т., рассудительно отвечая: « Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я читать не умею, и куда ступить не знаю… Ты одного стыда из-за меня не оберёшься… Отогрел ты моё сердце… Но всё-таки замуж я за тебя не пойду…»

3. Что Олеся права,  хорошо понимал и И.Т., который не мог себе представить, как выглядела бы эта «лесная фея», одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с жёнами его сослуживцев, «исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил»,  в светских салонах. Интеллигентный И.Т. думает об этом молча, наедине с собой, пряча свои мысли. Его любовь не имеет той страстности и открытости, которая есть у Олеси. Ему нравится эта дикая лесная красавица, но он не знает, как поступить с ней. Остаться в лесу он не может: слишком привык к жизни в городе, к цивилизации. Взять с собой – значит навлечь на себя пытливые , недоумённые взгляды людей его общества. Он слишком зависит от его условностей. Он такой же как и герои Пушкина и Лермонтова – Онегин и Печорин. Умные, одинокие, разочарованные в образе жизни, который они ведут, но нерешительные, зависящие от мнения света.

4. Убеждённая в невозможности жить вместе с любимым человеком, Олеся с полным чувством самообладания смело принимает решение навсегда расстаться  с  И.Т., чтобы не делать его несчастным. «как расстанемся мы с тобою, тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

5. В каждом поступке Олеси проявляется врождённое свободолюбие, гордая независимость, самоотверженность, самобытный цельный характер, трезвость суждений , сила воли и большое самообладание.

6. И.Т. не решителен, эгоистичен, подвержен сомнениям. Он не может сделать счастливой любимую девушку, зависит от мнений общества, продукт цивилизации.

Задумываясь над проблемами повести «Олеся», можно сделать следующие выводы о том, какова любовь по Куприну:

- любовь – самое яркое проявление человеческой индивидуальности;

- Куприну свойственны поиски гармонии, красоты, счастья в мире природы, простых людей; спасение он видит в естественной жизни;

- свой поэтический идеал он видит в образе Олеси:

- Олеся отказывается от любви, чтобы не сделать несчастным любимого человека. Её любовь можно назвать самоотверженной.

Вывод учителя:

Любовь по Куприну – это любовь – судьба, нельзя предугадать, когда она придёт к нам. Любовь жертвенна и самоотверженна, но в то же время – это светлое чувство, о котором остаются радостные воспоминания, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.

Коллективный вывод в поисковой работе: любовь – это талант самопожертвования

«Гранатовый браслет» (1911год)

Слово учителя.

Не  всем людям  выпадало счастье  познать настоящую любовь, но все мечтают о такой любви, может даже без взаимности и поэтому особенно сильной. Мучительной, радостной. Это о такой любви когда-то говорил  Назанский, герой повести «Поединок», Ромашову, облекая свою мысль в форму риторического вопроса: «Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделённой, безнадежной любви:»

Апофеозом неразделённой любви стал знаменитый «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.

 Вопросы для беседы:

- Что мы знаем о героях рассказа?

- Реальность происходящего в рассказе.

- Как относится героиня к любви неизвестного ей человека?

- В чьих словах заключён смысл рассказа?

- Что можно сказать о любви Желткова к княгине?

- В чём для Желткова могло быть разрешение переживаемой им «громадной трагедии души»?

-  Как  можно охарактеризовать  любовь  в данном произведении, исходя из эстетических принципов Куприна?

 Результаты исследования

2 группа:

  1. События разворачиваются в пригороде морского курорта, на фоне южного осеннего пейзажа, который, как и бетховенская соната, исполняемая в конце рассказа, усиливает грустный лиризм авторского повествования. В сущности почти все моменты сюжета взяты из реальной действительности. (сообщение о прототипах рассказа) «Гранатовый браслет» построен на переплетении правды и художественного вымысла.
  2. Герой – мелкий чиновник, служащий в каком-то казённом учреждении. Он ютится где-то на шестом этаже в узкой, еле освещённой комнатке, куда надо было пробираться по тёмной, заплёванной лестнице, пахнущей мышами, кошками, керосином и стиркой. Убогая, жалкая жизнь, ничтожная должность. И фамилия у него смешная, «непоэтичная»: Желтков. Ему ли, казалось, мечтать о великой любви к красивой женщине из высшего света?
  3. Но именно он одержим «сильной,  как смерть » любовью к Вере Николаевне Шеиной. Уже семь лет владеет им молчаливая, трепетная любовь – не та чувственная, плотски-страстная любовь, что хорошо ведома героям большинства произведений Куприна, а любовь рыцарски-возвышенная, самоотверженная, всепоглощающая, застенчивая, робкая. В анонимных записках к княгине он выражает чувства словами, в которых есть едва уловимый оттенок наивной проницательности. Его объяснения с ней полны искренности: нельзя не верить в правду чувств. Желтков переживает такую любовь, во имя которой человек готов, не задумываясь, с радостью отдать всего себя, свою жизнь, пойти на мучения, совершить любой подвиг.
  4. Генерал Аносов , один в рассказе понимая чувства Желткова, говорит:  «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться!»
  5. Чистая любовь героя трагична, потому что безответна, безнадежна. Он понимает всю нелепость надежды на взаимность чувств, но не может отказаться от своей любви к княгине. «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда», - признаётся он мужу Веры. И тот в душе согласен с ним: да, он не волен в своей любви, и не в его власти управлять непонятным и неодолимым чувством, которое «до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Куприн развивает здесь ту же , что и в тургеневских повестях «Первая любовь», «Вешние воды», философию любви как силы, подчиняющей себе всего человека, как могучего чувства, сопротивляться которому человек бессилен.
  6. Желтков мог бы переключить эмоции интересы в другую сферу деятельности, будь у него эти другие интересы, заботы, волнения, тревоги – всё то, что как-то занимает и отвлекает человека. Но ничего этого у героя нет. В последнем письме он пишет: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас». Он сам ограничил свою жизнь только одним всепоглощающим чувством: любимая женщина стала для него «единственной радостью в жизни , единственным утешением, единой мыслью». И когда он убедился, что у него отнимают эту радость, он решает лучше умереть, чем жить без любви. Желтков умирает, посылая восторженное благословление прекрасной женщине: «Пусть я смешон в Ваших глазах… Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё» 
  7. Смерть Желткова явилась трагедийной развязкой его возвышенно-прекрасной любви. Любовно-психологическому сюжету Куприн придал трагический исход. Так ярче выявились могущество и красота любви к женщине обрели большую остроту душевные переживания влюблённого, полнее раскрылись человеческие характеры, а заключительные страницы рассказа окрасились в тона глубокой, но не безнадежной печали.
  8. О героине рассказа Куприн не сказал много. Но читатель убедился, что она поняла: большая чистая любовь прошла мимо. Она её никогда не испытывала. Любовь к мужу – это скорее любовь –дружба, основанная на привычке, общности интересов. То чувство «тихой, прекрасной грусти», которое завладело героиней рассказа, оттеняется и усиливается мелодией бетховенской «Апассионаты», мощно звучащей в финале «Гранатового браслета» и составляющей его  элегический лейтмотив. В звуках этой музыки словно оживают чувства умершего Желткова, изливается боль, сожаление и запоздалое раскаяние княгини Веры. «Язык» любви переложен автором на «язык» музыки,  музыка и любовь сливаются в нечто единое, нерасторжимое, мощно потрясающее душу.

Выводы учащихся

В этом произведении проявляются все аспекты темы любви у Куприна:

- любовь должна быть бескорыстна, Куприн утверждает платоническую любовь и существование идеальной любви;

- на любовь способны только избранные люди, но избранным может быть и «маленький человек», которого писатель возвеличивает;

- если любовь – смысл жизни, то тогда она трагична: нельзя замыкаться только на любви;

- два аспекта: любовь – дружба (отношения князя  Шеина и Веры). И любовь – страсть (чувство Желткова)

- любовь – это чувство, посланное свыше, это провидение;

- настоящая любовь бывает  раз в жизни, трагедия княгини Веры в том, что она отвергла эту любовь, любовь это величайшее счастье, которое прошло мимо неё;

- Желтков самоубийством защищает чувство от опошления, от проникновения в тайну любви;

Слово учителя.

Таким образом, найдя множество  уже известных аспектов, мы можем сделать вывод, что в «Гранатовом браслете» Любовь рассматривается ещё как подарок, как награда человеку, которую никому не отнять.

3.Обобщение по теме уроков.

- Что вы ещё читали о любви у Куприна? Какие аспекты этой темы ещё можете выделить?

Варианты произведений:

«Ночная фиалка» - с одной стороны, любовь – святое чувство, с другой,  любовь – наваждение, нечистая сила. Полностью отдаваясь любви, человек истощается нравственно.

«Куст сирени» - идеальные взаимоотношения между супругами в реальной жизни.

«Леночка» - первая романтическая юношеская любовь. Даже если любовь не была взаимной, возникает чувство благодарности к тому, кого любили.

«Суламифь» - гимн женской красоте и молодости. Любовь делает человека естественнее. Писатель показывает три стороны любви: любовь – жизнь, любовь – ревность, любовь – смерть.

Мы убедились в многоаспектности  темы любви у Куприна. Связывая её с эстетической программой писателя, делаем окончательный вывод:

Любовь

 - прекрасное чувство и она есть жизнь.

    движет жизнь

-   одно из проявлений жизни

-   даёт силы и стремление жить

-   это своеобразное искусство.

Домашнее задание: прочитать одно из произведений Куприна, названных на уроке, внести записи в таблицу по всем прочитанным произведениям.

Год издания

Название произведения

тематика

герои

Позиция автора

1898

 «Олеся»

Тема любви и естественного человека

Олеся – свободолюбивая, гордая натура, связанная с миром природы; Иван Тимофеевич - неуверенный человек, неспособный постоять за свои чувства.

Гимн простой девушке, симпатии миру природы, миру естественного человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Умники и умницы" в 11 классе по произведениям А.И.Куприна

Вопросы к игре-викторине по произведениям А.И.Куприна "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" предлагаются для проведения в 11 классе внеклассного мероприятия после изучения темы...

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Тест по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Диагностический материал, проверяющий знание произведения учащимися старшей школы...

Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»

План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Урок литературы на тему:« Тема любви в произведениях А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь». (с применением ИКТ)

Данный урок разработан в помощь преподавателям литературы. Использование на уроке различных методов обучения  позволяет полно раскрыть тему, заинтересовать учащихся в прочтении произведений, в по...