Обобщающий урок "Горе от ума" Грибоедов
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Смыкалова Оксана Николаевна

А.Грибоедов . итоговый урок о комедии "Горе от ума"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 Обобщающий урок по комедии Грибоедова "Горе от ума"  «После финала…»


Слайд 2.
   Памятник на могиле Грибоедова в Тбилиси и надпись, составленная Ниной Грибоедовой, как крик души, врезанный в камень: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Слайд 3.
Цели урока: показать новаторство Грибоедова в изображении человеческих характеров и дать понимание обобщающего смысла образов комедии, обобщить, углубить представления учащихся о личности писателя и его общественной гуманистической позиции.


Слайд 4. Звучит вальс Грибоедова.
Чтец: (на фоне музыки)
Вхожу в мир прошлого я званой гостьей.
И оживает тут же образ твой,
Понять твой дух всегда и всем непросто,
Откройся же сегодня предо мной.
Ты был послом, поэтом, музыкантом
И гражданином Родины своей.
Ты одарен великим был талантом:
Понять и примирить людей.
Тебе бы жить сейчас и возродить Россию,
Поднять из пепла, мглы и толкотни.
Ведь сколько бы веков ни пролетело,
Проблемы у людей всегда одни.
И все же кучка дикарей сумела
По–варварски твой путь прервать.
Обманом, ложью попытались
На жизнь твою так подло посягать.
Наверно, мало было им той крови,
Что проливал в те времена Кавказ,
Увы, мы ни на грош не поумнели
И продолжаем зверствовать сейчас.
Н.Суслова

Слово учителя:
«Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», - сказал о произведении Грибоедова в критическом этюде «Мильон терзаний» знаменитый критик Иван Гончаров.
   Человек необыкновенный во всех отношениях, щедро одарённый природой, один из образованнейших людей эпохи, талантливый литератор и музыкант, наделённый массой дарований, выдающийся русский дипломат – Александр Сергеевич Грибоедов - автор бессмертной комедии.
   Приступая к систематизации и обобщению по теме, мы должны будем сделать выводы о композиции комедии, образной системе, идейном содержании произведения, общественной позиции автора, его мировоззрении, актуальности творчества и новаторской направленности.
   Обратимся же к бессмертной комедии и приступим к работе по обобщению предыдущей аналитической деятельности на уроках по изучению творчества Грибоедова.

Слайд 5. Актуализация опорных знаний.
    - Литературная викторина «Узнай героя». Кто и о ком говорит в комедии? На слайде – высказывание о герое, необходимо найти в общей галерее портретов того героя, о котором идёт речь.

Слайд 5.1.Ведь экая шалунья ты, девчонка.
Не мог придумать я, что это за беда!
То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано? (Фамусов о Лизе)

Слайд 5.2.Что помнится? Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.
(Софья о Чацком)

Слайд 6.3.Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. -
Смеешься! можно ли! чем повод подала
Тебе я к хохоту такому!
(Софья о Молчалине)

Слайд 6.4.В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет.
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ,
Без думы, полноте смущаться.
(Чацкий о Софье)

Слайд 7.5.Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
(Чацкий о Молчалине)


Слайд 7.6.Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора * и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

(Фамусов о Молчалине)


Слайд 8.7.…вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
(Фамусов о Петрушке).


Слайд 8.8.Он слова умного не вымолвил отроду…

(Софья о Скалозубе)

Слайд 9.9.(Наталья Дмитриевна о Платоне Михайловиче)

Мой муж - прелестный муж, вот он сейчас войдет,
Я познакомлю вас, хотите?


Слайд 9.10.Сергей Сергеич, запоздали;
А мы вас ждали, ждали, ждали. (Фамусов о Скалозубе)

(Подведение итогов викторины)

Индивидуальная работа с учащимися (проверка домашнего задания)
Слайд 10. 1. Аналитическая работа (ученик-аналитик)
  -Задание: провести анализ соответствия комедии Грибоедова канонам классицизма – классицизм или критический реализм?
Слайд 5.
На интерактивной доске  расположена таблица, в которой нужно установить соответствия: нормы классической драмы и их выполнение в комедии «Горе от ума»:
Пять действий, три единства: места, времени, действия,
Одноплановость героев.
 
Комедия Грибоедова: четыре действия, дом Фамусова, Москва – место действия, время – одни сутки.
Вывод: из всех классицистических требований абсолютно сохранено только одно: единство времени.
Особенность композиции – композиция кольцевая (Чацкий приехал в дом Фамусова – уехал из дома Фамусова).
  В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма, но вместе с тем
- жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему;
- сама жизнь предстаёт перед нами в столкновении передовой дворянской молодёжи и реакционной массы дворянского класса;
- политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором;
- характеры персонажей комедии сложные, противоречивые.
Всё это позволяет утверждать, что Грибоедов проложил дорогу к реализму.


Слайд 10.2. Историческая работа (ученик-историк)

    -Установить хронологическую последовательность и соответствие дат; сделать сообщение о значении патриотической деятельности Грибоедова:
 Благородный пансион, Московский университет (1803-1806)

Начало дипломатической службы Грибоедова (1818)

"Горе от ума" (1823)
Декабрьское восстание (1825)
Политическая ссылка в Персию (1826)
Подготовка и заключение выгодного для России Туркманчайского мира с Персией (1828)
Нападение на русское посольство в Тегеране (1829)

Слайд 10.3. Географическая работа (ученик-географ)

- Географическая карта. Отметить маркером на карте места, с которыми связаны жизнь и творчество Грибоедова.  Можно ученице приготовить небольшую презентацию по теме «Грибоедовские места». Прокомментировать ответ.                             

Места, связанные с Грибоедовым
Грибоедов много ездил по России и Персии… Он где-то побывал, а где-то жил: Москва, Петербург,  Казань, Владимир, Тбилиси(Тифлис), Новгород, Тула, Воронеж, Моздок, Киев, Крым, село Дмитровское Тульской губернии, крепость Грозная,  Тебриз, Тавриз, Тегеран.
В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова — ИМПЭ им. Грибоедова
В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Грибоедову.
В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
О пребывании А. С. Грибоедова в Симферополе напоминают мемориальные доски (на фасаде здания бывшего трактира «Афины», где в 1825 году предположительно гостил драматург).
В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор М. К. Мерабишвили)
Улицы Грибоедова есть в Брянске, Екатеринбурге, Красноярске, Рязани, Иркутске ряде других городов и поселений России, Украины. А также в Ереване (Карты Google ), Севане, Минске, Витебске ([3] ), Симферополе, Тбилиси, Виннице, Хмельницком, Ирпене, Белой Церкви.
Канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) — канал в Санкт-Петербурге
Бюст Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета

Могила Грибоедова

Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)

Памятник Грибоедову в Алуште

Мемориальные доски в Симферополе, на фасаде здания «Афинской» гостиницы

Памятник Грибоедову в Москве

 В презентации не надо использовать все, только выборочно, да и то в России).

Слайд 11.4. Исследовательская работа (ученик-исследователь)

-Проанализировать монологи  Фамусова и Чацкого, сделать выводы об основных чертах фамусовского общества.
На слайде – отрывки из монологов

Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»); к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»); к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных...»).
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова.

В монологах Фамусова проявляются  консерватизм, защита крепостнических устоев, ненависть ко всему новому, раболепство, негативное отношение к просвещению.

Слайд 12.5. Искусствоведческая работа.
  - Постановка комедии «Горе от ума» на сцене.
Сообщение об исполнении образа Чацкого разными актёрами.

Первые постановки пьесы

В освобожденном в 1827 году Ереване впервые была осуществлена постановка гениального произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Причем, в присутствии автора.

Известно, что прошение Грибоедова на постановку пьесы в театрах России не было удовлетворено, поскольку в ней усмотрели "пасквиль на Москву". Иная ситуация сложилась на новоприсоединенных территориях Армении. В Ереванском гарнизоне, во главе с генералом А.Красовским, служили высокообразованные офицеры, в том числе ссыльные декабристы. Мирная полоса, отдых от военных действий позволили образовать кружок заядлых поклонников Мельпомены. Сыграло роль как знакомство с автором бессмертной комедии, так и тоска по милой отчизне. Представление состоялось в декабре, в зеркальном зале Сардарского дворца. Описание его содержится в путевых заметках Грибоедова времен первого посещения Еревана: "Зала велика, пол устлан дорогими узорчатыми коврами... выпуклый потолок представляет хаос из зеркальных кусков... На всех стенах, в два ряда, один над другим, картины - похождения Ростома".

Исполнители пьесы предложили знаменитому автору оценить качество воплощения произведения, "что заметит он удачного и неудачного в исполнении". Предложение было принято, "и он обязательно выражал свои мнения". 

Деятельность труппы прекратилась не только запрещением Паскевича, но и начавшейся русско-турецкой войной.

Участники офицерско-декабристского театра запросились в действующую армию. Театральное увлечение, преклонение перед творчеством Грибоедова сменились жаркими военными баталиями: Гангеблов, Коновницын, Лачинов и полковник Кошкарев приняли участие в штурме Карсской крепости 23 июня 1828г. Последующие постановки пьесы "Горя от ума" были осуществлены у тестя Грибоедова - князя Александра Чавчавадзе в зале Тифлисской армянской духовной семинарии 26 января 1831 г., затем на петербургской сцене.

Малый театр и бессмертная комедия.

С XIX века и до сегоднящнего дня самыми посещаемыми и известными постановками "Горя от ума" являются постановки в Малом театре.

В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, что стало важным событием в жизни Малого, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого.

Артисты Малого театра, исполнявшие роли в пьесе Грибоедова:

 Фрагмент из спектакля.
Слайд 12. 6. Языковедческая работа.

Учитель:     Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»

Вопрос учителя: Согласны ли вы, что комедия «Горе от ума» - это «живая, быстрая вещь»?

 - Составить словарь языка Чацкого, афоризмов и подготовить его речевую характеристику. Сделать вывод о языке комедии.
Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?
Для составления словаря предлагается план:
1. Лексика и фразеология:
- народно-разговорные слова (батюшка, тешил, пособлю)
- народная фразеология (мы мочи нет друг другу надоели)
- слова книжные (гений, самовластье)
- иноязычные слова (климат, порвинция)
2. Синтаксис:
- простые синтаксические конструкции
- приёмы ораторской речи (обращения, риторические вопросы, восклицания)
3. Поэтический язык:
- эпитеты (подлейшие черты)
- метафоры (дым надежд)
- сравнения
- афоризмы
- меткие характеристики
- интонации иронии, сарказма.
  Особенности речи героя дают читателю представление о его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.    Грибоедов расширил границы применения простого разговорного языка, осуществил демократизацию русского литературного языка и сделал речь действующих лиц одним из средств характеристики.

 Учитель: 1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы  он затронул? (Инд. Задание, подготовить плакат с планом).

Ответ:

  1. Судьба комедии.
  2.  Её сценическая судьба.
  3. Комедия нравов.
  4. Образ Чацкого.
  5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
  6. Комедия московского света.
  7. «Мильон терзаний».
  8. Софья – Молчалин.
  9. Драма Софьи.
  10. Крушение надежд Фамусова.
  11. Онегин – Печорин – Чацкий.
  12. Кто Чацкий – победитель, жертва?

Работа со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

1) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

      1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

      2. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен,  и  весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль»

      3. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

       «…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

2) Представители фамусовской Москвы.

                 1. Образ Софьи.

Учитель. Софья (по-гречески – мудрость) вовсе не глупа, и ей вовсе не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий, - сторонник далеко не всякой новизны, а только такой,  которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкого, став его настоящей  подругой, изменяет  своим ранним духовным и душевным потребностям (ведь когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое положение: в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманулась.

 Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.

               «В чувстве  её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно  напоминающей  Татьяну Пушкина… Но  Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская,  по-тогдашнему, развитая.

              Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного!  - итак вся ночь проходит!»

            Вглядываясь глубже в характер и в обстановку  Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным.  Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей  в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!»  вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».

              «Это - смесь  хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

                   2. Образ Фамусова.

  Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

  Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём  положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

  Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.

            «Фамусов хочет быть «тузом» - «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» - и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

                  3. Образ Молчалина.

Индивид. сообщение

Двойная мораль светского общества талантливо воплощается в образе Молчалина. Уже в начале пьесы становится очевидным несоответствие его личности и «значимой» фамилии. Молчалин робок и молчалив с Софьей и в гостиной Фамусова, но с Лизой и Чацким он превращается в говоруна и повесу. Очевидно, его фамилия содержит намек на скрытые свойства его натуры.. Герой равнодушен ко всему, кроме карьеры. Обманывать всех ему помогает «пустое сердце». Он бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому и дана ему Грибоедовым такая фамилия.


Вопрос.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос.  Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

            «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

            Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой  воин, застрельщик и – всегда жертва.

            Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном  хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»

Эссе- вывод «Чацкий – жертва или победитель?»

Вопрос –задание.

            Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.

  1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»
  2. «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».

Подведение итогов урока.
Слайд 13. На слайде – высказывание критика: «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Он искренний и горячий деятель…»  (И.А.Гончаров.  «Мильон терзаний»)

     Учитель: Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

 

Слайд 14. Домашнее задание (проблемное)

 - Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» После финала…

Слайд 2

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Слайд 3

Цели урока: показать новаторство Грибоедова в изображении человеческих характеров и дать понимание обобщающего смысла образов комедии, углубить представления учащихся о личности писателя и его общественной гуманистической позиции

Слайд 5

Литературная викторина «Узнай героя». Кто и о ком говорит в комедии? Ведь экая шалунья ты, девчонка. Не мог придумать я, что это за беда! То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано? Что помнится? Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех.

Слайд 6

Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. - Смеешься! можно ли! чем повод подала Тебе я к хохоту такому! В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно, И потому скромны, не смотрите на свет. Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ, Без думы, полноте смущаться.

Слайд 7

Где он, кстати? Еще ли не сломил безмолвия печати? Бывало песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристает: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Слайд 8

.…вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Он слова умного не вымолвил отроду…

Слайд 9

Мой муж - прелестный муж, вот он сейчас войдет, Я познакомлю вас, хотите? Сергей Сергеич, запоздали; А мы вас ждали, ждали, ждали.

Слайд 10

Задание: провести анализ соответствия комедии Грибоедова канонам классицизма – классицизм или критический реализм? Аналитическая работа Историческая работа Задание: установить хронологическую последовательность и соответствие дат; сделать сообщение о значении патриотической деятельности Грибоедова. Географическая работа Задание (домашнее): подготовить презентацию по теме «Грибоедовские места». Прокомментировать ответ.

Слайд 11

Исследовательская работа Задание: проанализировать монологи Фамусова и Чацкого, сделать выводы об основных чертах фамусовского общества. Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. ** *********************************************** На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Слайд 12

Искусствоведческая работа Задание: постановка комедии «Горе от ума» на сцене. Исполнители роли Чацкого

Слайд 13

Языковедческая работа Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…» А.С.Грибоедов С.Н.Бегичеву Задание: составить словарь языка Чацкого, афоризмов и подготовить его речевую характеристику. Сделать вывод о языке комедии. Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?

Слайд 14

Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Он искренний и горячий деятель… И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»

Слайд 15

Проблемное домашнее задание - Как вы понимаете слова Герцена А.И.: « В комедии « Горе от ума » 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году »?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здание бывшего трактира «Афины» в Симферополе

Слайд 2

Улица имени Грибоедова в Брянске

Слайд 3

Памятник А.С.Грибоедову в Алуште

Слайд 4

Памятник А.С.Грибоедову в Москве

Слайд 5

Памятник А.С.Грибоедову в Санкт- Петербурге

Слайд 6

Канал Грибоедова

Слайд 7

Память о А.С.Грибоедове в филателии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Предлог"

Урок в стихах со множеством забавных и занимательных упражнений для закрепления темы....

Обобщающие слова

Опорный конспект по знакам препинания при обобщающих словах....

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас

Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...