"Венок поэта"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сухова Елена Николаевна

Урок литературы в 11 классе по творчеству М.И.Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izdanie_knigi_mariny_tsvetaevoy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                   

           Издание книги Марины Цветаевой

                                  «Венок поэта»

  (Урок проводится в форме ролевой игры)

Цели:- глубже изучить творчество М. Цветаевой;

          - научиться составлять самостоятельный рассказ в рамках указанной проблемы, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения;

           - научиться пользоваться терминами, связанными с оформлением книги;

           - развивать эстетический вкус;

           - формировать культуру чтения

Оформление: на доске портрет М.Цветаевой

                                                                                       Эпиграф:

                                                                                       Разбросанным в пыли по магазинам

                                                                                       (Где их никто не брал и не берёт!)

                                                                                        Моим стихам, как драгоценным винам,

                                                                                        Настанет свой черёд.

                                                    Ход урока:

Учитель: Марина Цветаева- одна из сложнейших поэтесс двадцатого века. Не зря она написала: «Одна- из всех- за всех- противу всех». Сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству Марины Цветаевой и попробуем создать книгу её стихотворений. Слово редактору.

Редактор: Мы собрались на заседание редколлегии, чтобы обсудить создание книги стихов Марины Цветаевой. Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живой поэтессой. Нам необходимо не только хорошо изучить биографию, но и попытаться понять чувства и переживания , которые выразились в стихах  Марины Цветаевой. Важно отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным. Уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации. Предоставляю слово художникам.

Первый художник: Обложка книги стихов Марины Цветаевой будет синего цвета. Нам кажется, что тёмно-синий оттенок наиболее глубоко выражает судьбу поэтессы. Это цвет бушующего моря, что передаёт, во-первых, трудную судьбу Цветаевой, а во-вторых, сочетается с именем Марина, то есть «морская». Так как книга называется «Венок поэта», имя Марины Цветаевой мы украсили лавровыми листами серебряного цвета, потому что она жила и творила в веке Серебряном. Форзац создаёт определённое эмоциональное настроение, рассказывает читателю, о чём пойдёт речь в книге. Поэтому в центре мы изобразили лист бумаги и перо - символы литературного труда, подсвечник же  создаёт творческое настроение (показывает иллюстрацию).

Второй художник: Фронтиспис - следующий элемент книги. Это- её идея. Поскольку наша задача, как сказал редактор, понять, почувствовать и переживания поэтессы, то красоту её души мы изобразили в виде портрета, украшенного прекрасными цветами (показывает иллюстрацию). Именно ему соответствует наш эпиграф (читает под музыку).

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти.

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Третий художник: Первая иллюстрация соотносится со стихотворением из цикла «Стихи о Москве». Нам представляется, что именно оно должно открыть эту книгу, потому что связано с рождением Марины Цветаевой (читает).

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Четвёртый художник: Поэтесса всегда придавала смысловое и едва ли не пророческое значение таким биографическим деталям, в которых чувствуется граница, надлом, например, « с субботы на воскресенье», «полночь», « на  Иоанна Богослова».

В пору её рождения, на излёте осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит рябина. Упомянутые в разных стихах, она станет как бы символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей багряным костром. Именно поэтому здесь мы изобразили красную кисть рябины (показывает иллюстрацию).

Пятый художник: Отец Марины Цветаевой, профессор, 12 лет своей жизни отдал Музею изящных искусств. Поэтому античный мир стал неотъемлемой частью духовного мира поэтессы. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные её мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях, к которым относится «Орфей, «амазонки», «Ариадна», «Федра», «Наяда» и другие. Она проигрывает человеческие характеры, проживает их глубинную суть. Поэтому в каждом из созданных образов мы узнаём Марину Цветаеву. Послушайте стихотворение «Психея» (читает).

Не самозванка - я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

Возлюбленный! Ужель не узнаёшь?

Я ласточка твоя- Психея!

Шестой художник: В греческой мифологии эта богиня Души, она часто изображалась бабочкой. Поэтому, иллюстрируя это стихотворение, мы изобразили девушку-бабочку

(показывает иллюстрацию). Пред нами душа, жаждущая любви. Кажется, здесь любовь господствует над всем. Для героини стихотворения нет ничего выше любви, весь свет сошёлся на возлюбленном. Но как это написано! С какой страстью! С каким вдохновением!

В 1906 году поэтесса знакомиться в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно он вдохновлял Марину Цветаеву на создание прекрасных стихотворений о любви (читает стихи).

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.

Вы надо мною как большая тень,

Как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.

Но мне не надо Ваших губ и глаз,

Всё началось и кончилось - без Вас.

И от рогов- в полнебосвода- тень…

И древний дым полярных деревень…

Я поняла: Вы северный олень.

Образ любимого ассоциируется с красивым, сильным и свободным животным, которого мы изобразили на иллюстрации (показывает иллюстрацию). Это поможет читателю увидеть и понять созданный поэтессой образ. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи. К ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит романс в исполнении Е.Камбуровой «Вот опять окно…»)

Седьмой художник: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую, светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. С шести лет Муся (так её называли в семье) начала писать стихи. Теперь же любовь к поэзии, творчеству захватывает её целиком.

Как уже говорилось, имя Марина в переводе с латинского означает «морская». Поэтому, иллюстрируя это стихотворение, мы нарисовали море, волны и морскую пену (показывает иллюстрацию).

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя – Марина,

Я- бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти,-

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена- и в полёте

Своём- непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня- видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной- воскресаю!

Да здравствует пена- весёлая пена-

Высокая пена морская!

Эта иллюстрация помогает читателю проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, понять образы, созданные поэтессой.

Восьмой художник: Одно из самых лирических произведений Марины Цветаевой –«Бабушке». Мы нарисовали портрет молодой польки, о которой рассказывается в стихотворении (показывает иллюстрацию):

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки , которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица-

Локоны в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд , к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей- сколько?-

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Тёмные звёзды погасли.

-Бабушка!-Этот жестокий мятеж

В сердце моём- не от вас ли?..

Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: « В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки, Марины Лукиничны Вернадской, умершей очень рано. Именно ей поэтесса посвятила своё стихотворение.

Девятый художник: Цикл стихотворений «Стихи к Блоку» - одно из вершинных творений Марины Цветаевой. Поэзия Блока- давнее увлечение поэтессы, которое с годами стало её высокой всепоглощающей любовью. «Стихи к Блоку»- страстный монолог влюблённости поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю».

Образ Блока для Марины Цветаевой отождествляется с образом Поэзии, способной, по мысли поэтессы спасти мир.

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно- единственное движение губ.

Имя твоё- пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё- ах, нельзя!-

Имя твоё –поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё- поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим- сон глубок.

На иллюстрации к данному стихотворению мы изобразили голубя на ладони руки (показывает иллюстрацию). Именно с ним ассоциируется у поэтессы имя Александра Блока. Ниже нарисован московский бульвар, где, возможно, гуляла поэтесса, и сам её силуэт на скамейке бульвара (показывает иллюстрацию).

Десятый художник: Революция 1917 года, уход мужа с белыми, смерть дочери, духовное одиночество заставили Цветаеву писать пронзительные по своему звучанию и содержанию стихи. Одно из них она прочитала на вечере поэтесс в декабре 1920 года.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что- невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, ч тоя с рукой

По площадям стою- за счастьем.

Пересмотрите всё моё добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото моё? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Мы тоже прониклись переживаниями героини и на своей иллюстрации изобразили её пригвождённой к столбу.

Одиннадцатый художник: В 1922 году Марина Цветаева уехала из России в поисках мужа и своей судьбы. Из всех произведений заграничного периода мне особенно понравилось стихотворение «Пражский рыцарь» написанное в 1923 году.

Бледнолицый страж над плеском века-

Рыцарь, рыцарь, стерегущий реку.

(О, найду ль в ней мир от губ и рук?!)

Караульный на посту разлук.

Клятвы, кольца…Да, но камнем в реку-

Нас-то- сколько за четыре века!

В воду пропуск вольный. Розам - цвесть!

Бросил - брошусь! Вот тебе и месть!

Не устанем мы – доколе страсть есть!

Мстить мостами. Широко расправьтесь,

Крылья! В тину, в пену – как в парчу!

Мостовины нынче не плачу!

«С рокового мосту вниз - отважься!»

Я тебе по росту, рыцарь пражский.

Сласть ли, грусть ли в ней – тебе видней,

Рыцарь, стерегущий реку - дней.

Именно этого рыцаря, стерегущего на мосту «реку дней», я попыталась изобразить на иллюстрации этого стихотворения (показывает иллюстрацию).

Двенадцатый художник: Последнее, что поэтесса написала в эмиграции- цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине « плач гнева и любви» о поруганной стране.

О, слёзы на глазах!

Плач гнева и любви!

О, Чехия в слезах!

Испания в крови!

О, чёрная гора,

Затмившая- весь свет!

Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить

С волками площадей.

Отказываюсь- выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть

Вниз- по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных , ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один- отказ.

Проклиная фашизм, Марина Цветаева теряла уже последнюю надежду - спасательную веру в жизнь. Эти стихи её- как крик живой, но истерзанной души. Иллюстрируя это стихотворение, я изобразил чёрную гору в виде фигур немцев, оккупирующих Чехию. Они как бы надвигаются на неё, заслоняя собой небо, солнце и заставляя бояться и опасаться этой черноты.

Редактор: Давайте обсудим работу художников. Слово предоставляется художественному редактору.

Художественный редактор.  Думаю, что работа художников заслуживает одобрения. Нет сомнения, что они справились со своей задачей: раскрыли гамму чувств, настроений, изобразили героев, с которыми встретились в стихотворениях поэтессы. Обложка книги предельно лаконична, можно отметить и удачное сочетание темно-синего и серебряного цветов. Очень выразительно и ярко нарисован фронтиспис: портрет поэтессы среди цветов передает расцвет души марины Цветаевой. Удались и иллюстрации. Для того, чтобы они были достоверными, нужно было воссоздать те обстоятельства, которые вызвали соответствующие настроения поэтессы. Хорошо, что художники пошли вслед за ней, постарались вникнуть в текст, но в то же время сумели передать и свои чувства, настроения, вызванные знакомством с произведениями Марины Цветаевой.

Я предлагаю одобрить макет книги.

Редактор: А теперь слово предоставляется  составителям.

Составители: в эту книгу мы включили как известные всем стихотворения, так и не очень знакомые, в основном такие, которые можно проиллюстрировать, потому что у Марины Цветаевой много стихов, выражающих чувства и переживания, но не имеющих яркого образа. В книгу стихотворений М.Цветаевой мы постарались включить произведения разных периодов её творчества, хотя её ранние стихотворения более доступны и понятны.  Марина Цветаева трагически погибла и не оставила после себя стихотворного завещания, поэтому завершающим я предлагаю включить в книгу следующее стихотворение: «Идёшь, на меня похожий» (читает).

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала- тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти- слепоты куриной

И маков набрав букет-

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь- могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливалась к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,-

Кладбищинской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

-И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

Редактор: Я надеюсь, что эта книга понравится нашим читателям и станет настольной для многих молодых людей. На этом заседание редколлегии закрывается.

(звучит классическая музыка, например второй концерт С Рохманинова).

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)

Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии.  Работа представляет собой план-...

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"

Материал содержит примерный  сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

Венок - знахарь души в живописи. Цветы в народном венке.

William-Adolphe...  Анна Виноградов...  Анатолий Климен...  Алексей Шалаев ...  Анна Виноградов...  Анна Виноградов...  Анна Полубоярин...  Анна Виноградов... ...

Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»

Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". Дидактические цели проекта:1. Сфо...

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века»

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века» (паспорт проекта)...

Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева

Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития.  Цель мероприятия – расширение знаний учащ...