Урок по повести Л. Андреева "Иуда Искариот", 11 класс.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…


   Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах.

1 слайд. Религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Она формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником творческого вдохновения. Лучшие творения русской литературы, поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Популярность Л. Андреева в начале 20 века достигала популярности М.Горького; некоторые критики ставили его даже выше и писали, что как 1880-е годы прошли под знаком Чехова и 90-е - под знаком Горького, так 1990-е годы проходят под знаком Леонида Андреева.

В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?

    2 слайд (возвращение по щелчку).  Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратимся сначала к истории создания повести, воспоминаниям М.Горького, который был свидетелем творческого замысла этого произведения и, конечно, к воспоминаниям самого писателя.  (отрывок стихотворения)

Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение А. Рославлева, исторические события в России, натолкнувшие Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии. (Горький о повести).

Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. (события 9 января 1905 года, разоблачение эсерами попа Гапона как агента охранки, повешен в Озерках в марте 1906 года).

В этом драматическом состоянии – горечи, печали несовершенства природы – Леонид Андреев решился переосмыслить образ библейского Иуды, бросить вызов и упрёк всему времени реакции, духу купли-продажи, всеобщей трусости, воцарившемуся в «ночь после битвы».

3 слайд.

- Каков Иуда у Л.Андреева?

  • Слухи об Иуде (с. 287-288);
  • Внешность Иуды (с.289);
  • Двойственнось его внешности, характера и поведения (с.295, 300, 299, 303, 307, 322).

Фальшивое и настоящее (с. 319)

    Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, “точно разрубленный с затылка”; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая - плоская и застывшая; разные глаза - один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. “Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”.

(последний вопрос активен – 25 сек.)

 “Двойственность”, “раздвоенность”, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы.

     4 слайд.

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера.

 “Тайная вечеря”. Икона XVI века (30 сек.)

- Как вы думаете, где Иуда?

Обращаем внимание на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

Россели. “Тайная вечеря” ХVI в. и Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.   (25 сек.)

В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

Фальшивое и настоящее (с. 319)

5 слайд.

Сравните тексты Евангелия и Л.Андреева, заполните таблицу:

События

Евангелие

“Иуда Искариот” Л.Андреева

Появление Иуды

 

1гл., с. 288

Измена Иуды

 

5 гл., с. 315, 317-318

Указание на предателя

 

с. 327

Предательство Иуды

 

с. 331-332

Самоубийство Иуды

 

с. 351-352

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование .

6 слайд.

Схематично это можно изобразить так:

  •  корыстолюбие
  • искушение дьявола
  • измена
  • “Тайная вечеря”(“и вошёл в него сатана”)
  • предательство
  • раскаяние
  • самоубийство

Сцена предательства целованием также стала предметом изображения для художников и иконописцев. Наиболее известна картина Джотто “Поцелуй Иуды”.

7 слайд.

А с какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева?

  • Может быть, потому что любит деньги? (с. 317-318)
  • Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником? (с. 298, 305, 307).
  • Может быть, потому что любит? А он действительно любит? (с. 320, 332)
  • Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними? Своим предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (с. 337, 339, 341, 342).

8 слайд.   Проблемные вопросы.

Автор в рассказе много раз сравнивает Иисуса и Иуда: «Он (Иуда) худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус». Между Иисусом и Иудой существует какая-то  связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда тоже любит Иисуса!

Чтение фрагмента текста (с. 301) В каком аспекте можно соотнести описание иуды и картину И. Крамского «Христос в пустыне»?

Образы других учеников лишь символы: Пётр ассоциируется с камнем, Иоанн – любимый ученик Иисус – это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома – прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Никто из учеников не предал бы Иисуса, только Иуда способен на сотворчество в подвиге Иисуса. Заранее зная, что предаст Иисуса, он борется:  лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией.

9 слайд.

Как вы понимаете фразу: «Иуда становится посредником между Иисусом и людьми».

Главным объектом испытаний, явно провокационных, не принятых многими современниками, оценившими всю повесть как «кощунство над Евангелием», была для Иуды толпа в Иерусалиме, до этого восторженно внимавшая проповедям Иисуса. Он и себя хочет убедить в правоте Христа. И его поцелуй был полон мучительной любви и надежды: «…над теменем земли высоко поднять на кресте любовью распятую любовь».

    Одновременно Иуда проверяет учеников Христа, угадывает всю меру их осторожности, даже трусости, во всяком случае глухоты нравственной. Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом … учеников. Иуду поражает, что после смерти Иисуса ученики могли есть и спать. Иуде же кажется бессмысленной жизнь без Иисуса. Но после смерти Иисуса обнаруживаются лучшие стороны души Иуды.

Впервые в прозе возник столь сложный образ бунтаря-предателя, жертвующего и собой, надеющегося на взрыв благородства, просветления в толпе. Огромного смысла полна и сцена мук Иуды перед крестом, на котором медленно умирает одинокий Иисус: (с. 342 «Что такое слёзы?...»).

  Онемевшая толпа – неподвижное время – крестное распятие – зрелище…

10 слайд.

Хорхе Луис Борхес  «Три версии предательства Иуды»

  • «… предательство Иуды не было случайным; оно было деянием предопределённым, занимающим своё таинственное место в деле искупления… Слово, воплотившись, перешло из вездесущности в ограниченное пространство, из вечности – в историю, из безграничного  блаженства – в состояние изменчивости и смерти; было необходимо, чтобы в ответ на подобную  жертву  некий человек, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву. Этим человеком и был Иуда Искариот».
  • «Аскет, ради вящей славы Божией, оскверняет и умерщвляет плоть; Иуда сделал то же со своим духом. Он отрёкся от чести, от добра, от покоя, от царства небесного, как другие, менее героические, отрекаются от наслажденья… Он полагал, что блаженство, как и добро,  - это атрибут божества и люди не вправе присваивать его себе».
  • «один вместо другого»… «Бог стал человеком полностью, но стал человеком  вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую другую судьбу: он стал Иудой».
  • С. 340 («Умываю руки…») + М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Д/з:

    Почему Иуда предал Христа?

  •    Ваша версия…

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я хочу писать об Иуде… у меня есть СВОЯ идея…» Леонид Андреев «Иуда Искариот»

Слайд 2

Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю . (П.Басинский) Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение Рославлева, натолкнувшее Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии. Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями России. стихотворение А. Рославлева Горький в очерке о Л.Андрееве М. Горький писал: «В первой редакции рассказа «Иуда» у него (Л. Андреева) оказалось несколько ошибок , которые указывали, что он не позаботился прочитать Евангелие». Используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно осмыслил его. Слово «предатель» подаётся автором как «прозвище», данное людьми. Для писателя Иуда во много символический предатель. историческими событиями в России. Весной 1906 года Андреев задумал написать произведение, в котором бы отразились трагические и в то же время порой неожиданные ситуации первой русской революции 1905-1907г.г. Повесть навеяна и поразившим русское общество сообщением о том, что видный деятель эссеровской партии Азеф является полицейским провокатором.

Слайд 3

Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но всё в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. С. Гумилёв. “Фра Беато Анджелика” Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление? Почему повесть начинается с изложения слухов? В чём особенность лица Иуды? Как это было связано с характером, поведением Иуды? Как это было связано с характером, поведением Иуды?

Слайд 4

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. иконы, фрески «Тайная вечеря». Икона XVI века Симон Ушаков.«Тайная вечеря». Икона XVII века

Слайд 5

… Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. (гл.10, от Матфея). … Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26, от Матфея). … Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них : не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня;… При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26, от Матфея). говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26, от Матфея). … Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27, от Матфея).

Слайд 6

корыстолюбие « - А сколько ты хочешь за своего Иисуса? - А сколько вы дадите?» любовь « Искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел!» ревность «Почему он не любит меня? Почему он любит тех?» провокация «Они догадались? Они поняли, что это самый лучший человек?... Сейчас они поймут!»

Слайд 7

« Всепрощение, долготерпение, (а с другой стороны), страстное желание сотрясти основы грешного мира – вот корень внутреннего конфликта Иуды и Иисуса». Л.А. Смирнова. Чем отличается Иуда от других учеников Христа? Противопоставлены ли Иуда и Христос в повести Андреева? Христос в повести и Христос как Бог-сын – похожи ли они? Христос в повести и Христос как Бог-сын – похожи ли они? Противопоставлены ли Иуда и Христос в повести Андреева? Иуду и Христа в повести Андреева объединяет страдание , на которое обрекает любовь. Любовь Иисуса к людям абстрактна, в то время, как любовь Иуды к Христу конкретна, действенна, отличается силой и глубиной. Как братья неразлучны они, «дико связанные общностью страданий». Автор в рассказе много раз сравнивает Иисуса и Иуду: «Он (Иуда) худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус». Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда тоже любит Иисуса! И. Крамской «Христос в пустыне »

Слайд 8

Главным объектом испытаний была для Иуды толпа в Иерусалиме, до этого восторженно внимавшая проповедям Иисуса. Он и себя хочет убедить в правоте Христа. И его поцелуй был полон мучительной любви и надежды: «…над теменем земли высоко поднять на кресте любовью распятую любовь». Одновременно Иуда проверяет учеников Христа, угадывает всю меру их осторожности, даже трусости, во всяком случае глухоты нравственной. Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом … учеников. Иуду поражает, что после смерти Иисуса ученики могли есть и спать. Иуде же кажется бессмысленной жизнь без Иисуса. После смерти Иисуса обнаруживаются лучшие стороны души Иуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Любовью? распятая любовь" ( урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева "Иуда Искариот")"

Интегрированный урок литературы и Основ Православной культуры...

урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"

Разработка содержит сценарий урока по технологии критического мышления с приложениями...

Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"

Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....

Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...