урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Румбах Екатерина Владимировна

Разработка содержит сценарий урока по технологии критического мышления с приложениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

О самом главном....

(итоговый урок внеклассного чтения в 7 классе по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции")

Ключевая идея урока: только через умение быть неравнодушным, принятие и усвоение ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, честность, доверие, дружба)  можно стать человеком, достойным уважения.

Цель: создать условия для усвоения ключевых нравственных ценностей, раскрывающихся в содержании повести "Класс коррекции": сочувствие, милосердие, честность, доверие, дружба, счастье.

Задачи урока.

Обучающая:  совершенствование навыка анализа прозаического произведения.

Развивающая:  развитие речи (обогащение её словарного состава, усиление коммуникативных свойств); мышления (умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы по прочитанному, доказывать свою точку зрения); внимания.

Воспитывающая: воспитание лучших нравственных качеств: умение искренне сопереживать, сострадать, быть милосердным, честным, сохранять чувство собственного достоинства.

Тип урока: урок обобщения.

План урока.

1. Оргмомент.

2. Стадия вызова.

3. Стадия осмысления.

4. Стадия рефлексии.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова (5 минут).

Задача: побудить к формулированию центральной проблемы урока, его цели

Взаимные приветствия.

Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, куда каждый спикер вписал имена членов группы и по ходу урока будет оценивать их по указанным критериям.

- Тема нашего итогового урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» - «О самом главном». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «самое главное»? (по мере ответов записывает идеи на плакате)

Ролик «Что это? Расскажите об этом своим детям»

- Как то, что вы увидели, связано с темой нашего урока и с содержанием повести?  Сформулируйте цель урока!

Кроме этого, в завершении урока определим, в чём смысл заглавия повести.

Взаимные приветствия.

Отвечают, делятся своими ассоциациями

Просмотр видеоролика.

Отвечают.(предположительно: эти понятия являются ключевыми проблемами повести). Ставят цель по опорным словам. (обобщить...., сопоставить..., объяснить...., сделать вывод о....)

2. Стадия осмысления (30 минут)

Задача: поддерживать активность и интерес, созданные во время стадии вызова. Помочь учащимся отследить собственное понимание текста, они соотносят информацию со своими представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным, чтобы создать новое понимание.

- Чтобы решить поставленные задачи, давайте для начала коротко вспомним содержание повести и особенности композиции.

Приём «Истина-ложь».(3 минуты)

Утверждение

Истина или ложь?

Юра Мальков учится с ребятами из  7 "Е" с первого класса

Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна

У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный

Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку

Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя"

В параллельном мире всегда весна-лето

Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры

Елизавета Петровна - завуч по ВР

После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала

Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию

На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Маринки

О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка

Помог отыскать Стешу Вадик

Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем"

В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс

«Палочки равенства» (2 минуты)

- Молодцы! Знание текста – основа глубокого анализа!

- На предыдущих уроках мы подробно рассматривали систему образов повести (обращаемся к схемам 1-го урока). Сегодня мы подытожим наши беседы именно с точки зрения тех вопросов, которые были заданы в начале урока.

Работа в группах (10 минут).  Помните об оценивании!

Отчёты групп (10 минут)

Индивидуально работают с таблицей: в первой графе таблицы верные и неверные утверждения по содержанию текста. Во второй графе должны поставить букву И или Л («истинно» или «ложно»)

Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям.

Ученик исправляет  ложные высказывания

Работа в группах.

1 группа: ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от  их имени по плану:

Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

Как мы попали в этот класс?

Как к нам относятся сверстники из других классов?

Как к нам относятся наши родители?

Как к нам относятся учителя?

Как мы относимся к окружающим?

Приведите примеры из текста!

2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

Красная – эмоции, всплеск.

Белая – констатация фактов.

5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Во время представления результатов работы групп слушают. Задают вопросы о том, что не было сказано группой по их теме.

3. Стадия рефлексии (10 минут)

Задача: Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал, пересмотреть свои представления о прочитанном.

- Мы выслушали все, кто хотел высказаться. А сейчас давайте прочтём последнюю главу...

- Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает?

-  Но обратимся ещё раз к названию! «Класс коррекции»… Что такое коррекция?

- кто, что и как корректирует в повести?.. Все ли могут изменить себя?

Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия?

«Палочки равенства» - по 1 человеку от группы представляют общее мнение.

- У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка?

- А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал?

- Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли?

Подведём итог:

Поставьте баллы за работу в группе и на картинках с обложкой книги продолжите фразы:

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

Опустите их в кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

Домашнее задание: говорить о  повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде письма одному из героев, причём форма вашего письма тоже может быть разной: стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение (только вы должны суметь объяснить, почему вы выбрали именно его и именно для этого героя)

- Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Арины Забавиной:

Поскользнулся он. Оступился 
И у всех на виду упал. 
А народ спешил, торопился, 
И как будто не замечал. 

Было утро, час пик, суматоха… 
Человек на асфальте лежал. 
Может, было несчастному плохо? 
Может, больно? Но он молчал. 

Озирался вокруг виновато, 
Сам пытался подняться с земли. 
Только ноги вдруг стали ватными, 
Не послушались. Не смогли. 

— Вот же пьянь! — ворчали прохожие, 
— Уж нажрался с утра, гляди! 
Невдомёк им было, похоже, 
Что у парня — болит в груди. 

И не бомж он, не алкоголик, 
Просто сердце схватило вдруг, 
И дышать ему трудно от боли! 
А людей — так много вокруг… 

А вокруг — так много народу! 
Только словно один он там был. 
Умирал человек… Он сроду 
Никого ни о чём не просил. 

Вдруг какая-то грязная псина 
К парню этому подошла. 
Не залаяла, не укусила, 
Лишь лизнула — как обожгла. 

Заскулила вдруг, заметалась — 
Так обычно на помощь зовут. 
Может, в ком-то проснётся жалость, 
И помогут парню, спасут! 

«Чья собака?» — спросил вдруг кто-то, 
«Ваша?» — парень кивнул. — «Народ! 
Посмотрите, хозяину плохо, 
А собака на помощь зовёт! 

— Вот так преданность! Ну история! 
… Кто-то парню подняться помог, 
И раздался в подстанции «скорой» 
Тот спасительный чудо-звонок! 

Парень выжил. Поправился вскоре 
И собаку ту приютил… 

Иногда помогает и горе 

Друга верного обрести.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Чтение подготовленным учеником последней главы повести

Ответы, рассуждение.

Зачитывают определение, данное на первом уроке по изучению повести

Обсуждают и записывают коллективное мнение в виде1-2 предложений.

На доске закрепляют свои мысли в виде цветка, лучей солнца…

Отвечают (Юра Мальков)

Рассуждают (любовь родителей, их умение сострадать, сочувствовать, сопереживать....)

Оценивают, проводят рефлексию.

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Оценочный лист группы №_________

Спикер ________________________________________________________

Фамилия, имя

I. "Истина-ложь"

II. Работа в группе

Сумма баллов

13-14 - 3 балла

9-12 - 2 балла

7-8 - 1 балл

6 и менее - 0 баллов

Предложение  идей

Участие в обсуждении

Участие в оформлении работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Баллы для оценивания работы в группе

3 балла - отлично.

2 балла - хорошо.

1 балл - удовлетворительно.

0 баллов - не участвовал.

Оценочный лист группы №_________

Спикер ________________________________________________________

Фамилия, имя

I. "Истина-ложь"

II. Работа в группе

Сумма баллов

13-14 - 3 балла

9-12 - 2 балла

7-8 - 1 балл

6 и менее - 0 баллов

Предложение  идей

Участие в обсуждении

Участие в оформлении работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Баллы для оценивания работы в группе

3 балла - отлично.

2 балла - хорошо.

1 балл - удовлетворительно.

0 баллов - не участвовал.



Предварительный просмотр:

"О самом главном...."

итоговый урок по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

1. Сформулируйте цель урока по опорным словам:

обобщить....

сопоставить...

объяснить...

 сделать вывод о....

2. Проверяю себя!

Определите истинные и ложные утверждения по содержанию повести и по её композиции. Отметьте их соответствующим знаком - "И" или "Л" - в таблице.

3. Работа в группах

1 группа:

ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от  их имени по плану:

Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

Как мы попали в этот класс?

Как к нам относятся сверстники из других классов?

Как к нам относятся наши родители?

Как к нам относятся учителя?

Как мы относимся к окружающим? Для аргументированного доказательства используйте примеры из текста!

2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

Красная – эмоции, всплеск.

Белая – констатация фактов.


5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно»

Мою плюсы

Мои минусы

"Слепое  пятно" (что обо мне не знают окружающие)

Мои способности

(мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

4. Цветные мысли.

Как вы понимаете смысл названия повести - "Класс коррекции"? Кто, что и как корректируется в повести? Запишите свои выводы на цветном листе (1-2 предложения)

5. Подведём итог....

На листочках с изображением обложки повести "Класс коррекции" продолжите фразы (записываете только продолжение!):

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

Опустите их кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Классный кабинет 7 "Е" - всё было сложно, я совсем ничего не понял и чувствую себя некомфортно.

6. Домашнее задание

Письмо одному из героев повести (стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение...)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О самом главном…

Слайд 2

Цель: Обобщить… Сопоставить… Объяснить…. Сделать вывод о….

Слайд 3

Истина-ложь Утверждение Истина или ложь? Юра Мальков учится с ребятами из 7 "Е" с первого класса Л Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна И У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный Л Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку Л Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя" И В параллельном мире всегда весна-лето И Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры Л Елизавета Петровна – завуч по воспитательной работе И После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала Л Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию Л На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Стеши И О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка И Помог отыскать Стешу Вадик И Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем" Л В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс Л

Слайд 4

Подведём итог! На картинках с обложкой книги продолжите фразы: 1. Сегодня я понял, что..... 2. Самым интересным было.... 3. Было сложно........ 4. Я чувствовал себя......

Слайд 5

Подведём итог! Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью. Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться! Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

Слайд 6

Домашнее задание Письмо одному из героев повести (стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение...)



Предварительный просмотр:


C:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...