Главные вкладки

    урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Разработка содержит сценарий урока по технологии критического мышления с приложениями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    О самом главном....

    (итоговый урок внеклассного чтения в 7 классе по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции")

    Ключевая идея урока: только через умение быть неравнодушным, принятие и усвоение ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, честность, доверие, дружба)  можно стать человеком, достойным уважения.

    Цель: создать условия для усвоения ключевых нравственных ценностей, раскрывающихся в содержании повести "Класс коррекции": сочувствие, милосердие, честность, доверие, дружба, счастье.

    Задачи урока.

    Обучающая:  совершенствование навыка анализа прозаического произведения.

    Развивающая:  развитие речи (обогащение её словарного состава, усиление коммуникативных свойств); мышления (умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы по прочитанному, доказывать свою точку зрения); внимания.

    Воспитывающая: воспитание лучших нравственных качеств: умение искренне сопереживать, сострадать, быть милосердным, честным, сохранять чувство собственного достоинства.

    Тип урока: урок обобщения.

    План урока.

    1. Оргмомент.

    2. Стадия вызова.

    3. Стадия осмысления.

    4. Стадия рефлексии.

    Ход урока.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Стадия вызова (5 минут).

    Задача: побудить к формулированию центральной проблемы урока, его цели

    Взаимные приветствия.

    Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, куда каждый спикер вписал имена членов группы и по ходу урока будет оценивать их по указанным критериям.

    - Тема нашего итогового урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» - «О самом главном». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «самое главное»? (по мере ответов записывает идеи на плакате)

    Ролик «Что это? Расскажите об этом своим детям»

    - Как то, что вы увидели, связано с темой нашего урока и с содержанием повести?  Сформулируйте цель урока!

    Кроме этого, в завершении урока определим, в чём смысл заглавия повести.

    Взаимные приветствия.

    Отвечают, делятся своими ассоциациями

    Просмотр видеоролика.

    Отвечают.(предположительно: эти понятия являются ключевыми проблемами повести). Ставят цель по опорным словам. (обобщить...., сопоставить..., объяснить...., сделать вывод о....)

    2. Стадия осмысления (30 минут)

    Задача: поддерживать активность и интерес, созданные во время стадии вызова. Помочь учащимся отследить собственное понимание текста, они соотносят информацию со своими представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным, чтобы создать новое понимание.

    - Чтобы решить поставленные задачи, давайте для начала коротко вспомним содержание повести и особенности композиции.

    Приём «Истина-ложь».(3 минуты)

    Утверждение

    Истина или ложь?

    Юра Мальков учится с ребятами из  7 "Е" с первого класса

    Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна

    У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный

    Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку

    Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя"

    В параллельном мире всегда весна-лето

    Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры

    Елизавета Петровна - завуч по ВР

    После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала

    Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию

    На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Маринки

    О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка

    Помог отыскать Стешу Вадик

    Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем"

    В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс

    «Палочки равенства» (2 минуты)

    - Молодцы! Знание текста – основа глубокого анализа!

    - На предыдущих уроках мы подробно рассматривали систему образов повести (обращаемся к схемам 1-го урока). Сегодня мы подытожим наши беседы именно с точки зрения тех вопросов, которые были заданы в начале урока.

    Работа в группах (10 минут).  Помните об оценивании!

    Отчёты групп (10 минут)

    Индивидуально работают с таблицей: в первой графе таблицы верные и неверные утверждения по содержанию текста. Во второй графе должны поставить букву И или Л («истинно» или «ложно»)

    Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям.

    Ученик исправляет  ложные высказывания

    Работа в группах.

    1 группа: ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от  их имени по плану:

    Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

    Как мы попали в этот класс?

    Как к нам относятся сверстники из других классов?

    Как к нам относятся наши родители?

    Как к нам относятся учителя?

    Как мы относимся к окружающим?

    Приведите примеры из текста!

    2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

    Приведите примеры из текста!

    3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

    Приведите примеры из текста!

    4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

    Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

    Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

    Красная – эмоции, всплеск.

    Белая – констатация фактов.

    5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

    Во время представления результатов работы групп слушают. Задают вопросы о том, что не было сказано группой по их теме.

    3. Стадия рефлексии (10 минут)

    Задача: Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал, пересмотреть свои представления о прочитанном.

    - Мы выслушали все, кто хотел высказаться. А сейчас давайте прочтём последнюю главу...

    - Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает?

    -  Но обратимся ещё раз к названию! «Класс коррекции»… Что такое коррекция?

    - кто, что и как корректирует в повести?.. Все ли могут изменить себя?

    Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия?

    «Палочки равенства» - по 1 человеку от группы представляют общее мнение.

    - У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка?

    - А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал?

    - Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли?

    Подведём итог:

    Поставьте баллы за работу в группе и на картинках с обложкой книги продолжите фразы:

    1. Сегодня я понял, что.....

    2. Самым интересным было....

    3. Было сложно........

    4. Я чувствовал себя......

    Опустите их в кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

    Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

    Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

    Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

    Домашнее задание: говорить о  повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде письма одному из героев, причём форма вашего письма тоже может быть разной: стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение (только вы должны суметь объяснить, почему вы выбрали именно его и именно для этого героя)

    - Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Арины Забавиной:

    Поскользнулся он. Оступился 
    И у всех на виду упал. 
    А народ спешил, торопился, 
    И как будто не замечал. 

    Было утро, час пик, суматоха… 
    Человек на асфальте лежал. 
    Может, было несчастному плохо? 
    Может, больно? Но он молчал. 

    Озирался вокруг виновато, 
    Сам пытался подняться с земли. 
    Только ноги вдруг стали ватными, 
    Не послушались. Не смогли. 

    — Вот же пьянь! — ворчали прохожие, 
    — Уж нажрался с утра, гляди! 
    Невдомёк им было, похоже, 
    Что у парня — болит в груди. 

    И не бомж он, не алкоголик, 
    Просто сердце схватило вдруг, 
    И дышать ему трудно от боли! 
    А людей — так много вокруг… 

    А вокруг — так много народу! 
    Только словно один он там был. 
    Умирал человек… Он сроду 
    Никого ни о чём не просил. 

    Вдруг какая-то грязная псина 
    К парню этому подошла. 
    Не залаяла, не укусила, 
    Лишь лизнула — как обожгла. 

    Заскулила вдруг, заметалась — 
    Так обычно на помощь зовут. 
    Может, в ком-то проснётся жалость, 
    И помогут парню, спасут! 

    «Чья собака?» — спросил вдруг кто-то, 
    «Ваша?» — парень кивнул. — «Народ! 
    Посмотрите, хозяину плохо, 
    А собака на помощь зовёт! 

    — Вот так преданность! Ну история! 
    … Кто-то парню подняться помог, 
    И раздался в подстанции «скорой» 
    Тот спасительный чудо-звонок! 

    Парень выжил. Поправился вскоре 
    И собаку ту приютил… 

    Иногда помогает и горе 

    Друга верного обрести.

    СПАСИБО ЗА УРОК!

    Чтение подготовленным учеником последней главы повести

    Ответы, рассуждение.

    Зачитывают определение, данное на первом уроке по изучению повести

    Обсуждают и записывают коллективное мнение в виде1-2 предложений.

    На доске закрепляют свои мысли в виде цветка, лучей солнца…

    Отвечают (Юра Мальков)

    Рассуждают (любовь родителей, их умение сострадать, сочувствовать, сопереживать....)

    Оценивают, проводят рефлексию.

    Записывают домашнее задание



    Предварительный просмотр:

    Оценочный лист группы №_________

    Спикер ________________________________________________________

    Фамилия, имя

    I. "Истина-ложь"

    II. Работа в группе

    Сумма баллов

    13-14 - 3 балла

    9-12 - 2 балла

    7-8 - 1 балл

    6 и менее - 0 баллов

    Предложение  идей

    Участие в обсуждении

    Участие в оформлении работы

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Баллы для оценивания работы в группе

    3 балла - отлично.

    2 балла - хорошо.

    1 балл - удовлетворительно.

    0 баллов - не участвовал.

    Оценочный лист группы №_________

    Спикер ________________________________________________________

    Фамилия, имя

    I. "Истина-ложь"

    II. Работа в группе

    Сумма баллов

    13-14 - 3 балла

    9-12 - 2 балла

    7-8 - 1 балл

    6 и менее - 0 баллов

    Предложение  идей

    Участие в обсуждении

    Участие в оформлении работы

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Баллы для оценивания работы в группе

    3 балла - отлично.

    2 балла - хорошо.

    1 балл - удовлетворительно.

    0 баллов - не участвовал.



    Предварительный просмотр:

    "О самом главном...."

    итоговый урок по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

    1. Сформулируйте цель урока по опорным словам:

    обобщить....

    сопоставить...

    объяснить...

     сделать вывод о....

    2. Проверяю себя!

    Определите истинные и ложные утверждения по содержанию повести и по её композиции. Отметьте их соответствующим знаком - "И" или "Л" - в таблице.

    3. Работа в группах

    1 группа:

    ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от  их имени по плану:

    Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

    Как мы попали в этот класс?

    Как к нам относятся сверстники из других классов?

    Как к нам относятся наши родители?

    Как к нам относятся учителя?

    Как мы относимся к окружающим? Для аргументированного доказательства используйте примеры из текста!

    2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

    Приведите примеры из текста!

    3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

    Приведите примеры из текста!

    4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

    Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

    Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

    Красная – эмоции, всплеск.

    Белая – констатация фактов.


    5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно»

    Мою плюсы

    Мои минусы

    "Слепое  пятно" (что обо мне не знают окружающие)

    Мои способности

    (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

    4. Цветные мысли.

    Как вы понимаете смысл названия повести - "Класс коррекции"? Кто, что и как корректируется в повести? Запишите свои выводы на цветном листе (1-2 предложения)

    5. Подведём итог....

    На листочках с изображением обложки повести "Класс коррекции" продолжите фразы (записываете только продолжение!):

    1. Сегодня я понял, что.....

    2. Самым интересным было....

    3. Было сложно........

    4. Я чувствовал себя......

    Опустите их кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

    Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

    Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

    Классный кабинет 7 "Е" - всё было сложно, я совсем ничего не понял и чувствую себя некомфортно.

    6. Домашнее задание

    Письмо одному из героев повести (стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение...)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    О самом главном…

    Слайд 2

    Цель: Обобщить… Сопоставить… Объяснить…. Сделать вывод о….

    Слайд 3

    Истина-ложь Утверждение Истина или ложь? Юра Мальков учится с ребятами из 7 "Е" с первого класса Л Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна И У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный Л Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку Л Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя" И В параллельном мире всегда весна-лето И Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры Л Елизавета Петровна – завуч по воспитательной работе И После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала Л Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию Л На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Стеши И О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка И Помог отыскать Стешу Вадик И Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем" Л В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс Л

    Слайд 4

    Подведём итог! На картинках с обложкой книги продолжите фразы: 1. Сегодня я понял, что..... 2. Самым интересным было.... 3. Было сложно........ 4. Я чувствовал себя......

    Слайд 5

    Подведём итог! Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью. Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться! Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

    Слайд 6

    Домашнее задание Письмо одному из героев повести (стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение...)



    Предварительный просмотр:


    C:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpgC:\Users\Дом\Desktop\000000001_3659.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

    Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

    Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

    Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

    Цикл уроков внеклассного чтения по повести Т. Майн Рида "В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисипи" (проектная деятельность учащихся на уроке)

    Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...