Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Дроздова Татьяна Борисовна

    Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспитание сострадания, сочувсвия к детям с ограниченными возможностями, к ребятам из неблагополучных семей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_povesti_murashovoy.docx19.79 КБ

    Предварительный просмотр:

                                         Урок внеклассного чтения.

    Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»  (2008)

    Антон                                        Полюбите вы нас чёрненькими, а беленькими

    Юра                                            всяк полюбит.  (Русская пословица)

    Пашка

    Витька – Виктория                      Клавдия Николаевна    

    Митька                                         Елизавета Петровна                        

    Мишаня                                        Сергей Анатольевич

    Стеша                                                                                    

    Таракан                                          Марина Николаевна

    Вадик                                           

                                                           

                                           Ход урока

    Слайд 1     Ребята, к сегодняшнему уроку внеклассного чтения я предложила вам прочитать повесть современной писательницы Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». Вам понравилась эта повесть? Как вы думаете, почему я предложила вам именно эту книгу? (О подростках, о семиклассниках, о дружбе, поддержке. Эта книга учит быть милосердным, верить в мечту, в дружбу).

    О ком эта книга? (О подростках с проблемами в учёбе, в семье, с проблемами по здоровью).

          Эта книга о подростках с проблемами. И не детскими, а взрослыми. А что значит детские проблемы? Какие, например, проблемы возникают у вас? (Проблемы с учёбой, ссоры с одноклассниками). А что значит взрослые проблемы? (Безденежье, пьянство родителей, бездомность, поиски работы).

    Слайд 2. А как вы понимаете слова проблема и коррекция?

    Итак, повесть рассказывает о проблемных детях, которых собрали в класс коррекции для исправления. Почему именно о таких детях написала Екатерина Мурашова? Послушайте сообщение об авторе и запишите самую интересную и важную информацию. (Е.Мурашова – психолог).

    Слайды 3 – 13.

    Слайд 14.    Класс коррекции – это 7 «Е». Попали ребята в него по разным причинам. Расскажите нам о них.

    Антон – рассказчик. Когда-то учился в 7»Б», но из-за припадков (внезапная потеря сознания) его перевели в класс коррекции. Его мама – почтальон. Антон иногда помогает ей разносить почту. Чтобы купить сыну куртку, мать подрабатывает ещё и уборщицей. Живут в комнате в коммуналке.

    Юра – инвалид-колясочник. Он был на домашнем обучении и только в 7 классе он пошёл в школу. Он передвигается в коляске или на очень сложных костылях. У Юры ДЦП. Об этом заболевании нам расскажет ………

    Слайд 15 (дети – инвалиды в колясках).  Рассказ ученицы о ДЦП.

    Слайд 16 (обложка книги).    Скажите, ребята, почему классная руководительница 7»Е» Клавдия Николаевна очень боялась представить Юру? Она даже призывала учеников вспомнить о милосердии? (Она боялась жестокости со стороны ребят).

    А как приняли ребята Юру?  (В целом Юра на удивление быстро вписался в наш «Е» класс).

    Что помогало Юре жить в таком состоянии? (Чувство юмора. Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Стр.5)

    К Юре мы вернёмся. А теперь расскажите о его одноклассниках. (Пашка – из неблагополучной семьи, родители пьют.  Витька – Виктория, бездомная, родители умерли, старшая сестра выгнала из дома. Познакомилась с Митькой, он привел её к себе. Витка – хозяйственная, умная девочка. Мишаня – зрение минус 20, плохо слышит, ходит со слуховым аппаратом, но знает много стихов наизусть, рисует. Стеша – очень красивая девочка, но не разговаривает, заторможенная после перенесённого шока. Когда-то она жила в благополучной семье, но матери надоело мотаться по гарнизонам (отец военный), познакомилась через интернет с немцем, уехала в Германию. Но детей не было. С мужем-немцем приехали в Россию, стали судиться с отцом Стеши, чтобы забрать её в Германию. Отец с решением суда не согласился, отстреливался. Его увезли в психиатрическую больницу, а Стеша три дня пряталась в тумбочке ото всех.  Таракан – Виталик Тараканов – отец-дебошир-пьяница, в пьяном угаре набросился на мать с ножом, сын вступился и был избит.

      А кто такой Вадик? (Это ученик 2-го «А» класса из обеспеченной, благополучной семьи.) А как он попал в компанию к ребятам из класса коррекции? (На перемене он принял Юру на коляске за нищего и спросил: «Тебе денежку дать. Да? У меня сейчас нет, хочешь, яблоко возьми…» ) Значит, каким был Вадик –малыш- «ашка», как называл его Антон?(Добрым, жалостливым). А вспомните эпизод с экскурсией в Эрмитаж? Почему малыши-второклассники во главе с Вадиком устроили бунт) (стр. 16-17)

    А ещё раньше Юра пригласил всех своих одноклассников к себе домой на вечеринку? Ух! Почему класс коррекции был так удивлён? (О таком, чтобы пригласит на вечеринку весь класс, мы и слыхом не слыхали и даже не думали).

    Получается именно Юра скорректировал ребят. Что изменилось с его приходом в класс. (Устроив вечеринку, он продемонстрировал им правила этикета, в его присутствии ребята перестали материться, Пашка стал лучше учиться, они стали дружнее).

    А какими показаны учителя этой школы? (Учителя разные – кто-то постоянно кричит на ребят, их не берут на экскурсии. Только географ Сергей Анатольевич продолжал бороться на класс коррекции. «Неужели в двенадцать, тринадцать, пусть даже в четырнадцать лет – всё безнадёжно? Я не верю!»

    Повесть содержит главы, в которых рассказывается, как Юра, а потом с его помощью и другие ребята оказываются в параллельном мире. Параллельное измерение – это элемент фэнтези – очень популярного среди подростков жанра литературы. А что представлял собой этот параллельный мир в повести Екатерины Мурашовой?

    Как заканчивается эта повесить? (Юра умирает – у него было больное сердце) Как вы считаете, это трагический финал? (Нет, ребята верят, что Юра в параллельном мире. А про себя они говорят: «Ничего, прорвёмся». А вы как считаете, сложится ли благополучно судьба этих подростков? (Да, они сильные, дружные, знают жизнь, опытные, они научились обходиться без помощи взрослых).

    Но любовь, понимание взрослых им всё же нужны. Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока. Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас всяк полюбит. Постарайтесь принять нас такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками, проблемами, заботами. Тогда и мы станем лучше).

    Слайд 17.  Вы узнали, к какой сказке эта иллюстрация? Какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Валентин Катаев. «Цветик-семицветик»).

    Слайд 18. Девочка Женя с последним лепестком загадала желание, чтобы мальчик смог бегать, играть с ней.

    Представьте, что у вас тоже осталось последнее желание. Что бы вы загадали? Напишите.

    Слайды  19,20. Домашнее задание:

    1. Прочитать повесть Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи» или
    2. Посмотреть художественный фильм «Звёздочки на земле».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

    Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

    Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

    Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

    урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

    Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

    Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

    Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

    Урок внеклассного чтения " Надо помнить".. по повести А.Л.Лиханова "Последние холода

    Урок внеклассного чтения для учащихся 6-7 классов (А.Лиханов."Последние холода")...