Урок внеклассного чтения "Вспомните, ребята..." по повести Б.Васильева "Встречный бой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_boy.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                УРОК  В  10  КЛАССЕ

               ПО  ПОВЕСТИ   БОРИСА  ВАСИЛЬЕВА  «ВСТРЕЧНЫЙ  БОЙ»

ТЕМА:    «ВСПОМНИТЕ,  РЕБЯТА…»

                                                                                 Эпиграф :

                                                                                              Ещё немного, ещё чуть-чуть…

                                                                                              Последний бой, он трудный самый.

                                                                                              А я в Россию домой хочу,

                                                                                              Я так давно не видел маму.

                                                                                                                              М.Ножкин

  1. Вступление в урок

               

                (Звучит песня Дм.Сухарева и В.Берковского «Вспомните, ребята…»)

Учитель:

       Всё дальше и дальше в прошлое уходят военные годы, «свинцовые, пороховые», всё меньше остаётся живых свидетелей того непростого, трагического периода; периода, который высветили самые светлые стороны человеческой натуры, и самые тёмные, низкие. Это было время, к которому старшее поколение относится как к национальной святыне. Каждый год накануне Дня Победы мы обращаемся к литературе, запечатлевшей множество самых разных военных эпизодов, самых разных характеров. Уже не первый год идём мы военными  дорогами с Борисом Васильевым и его героями. Дорога эта началась у стен Брестской крепости, которую почти год защищал молодой лейтенант Плужников; затем повела она нас на север России к Легонтову озеру, в край с удивительно тихими зорями, который стал вечным приютом для пяти девушек, «девочек», как называл их старшина Васков, для Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак, Риты Осяниной и Женьки Комельковой. Мы увидели не женское лицо войны, а если говорить точнее – её нечеловеческое лицо. Столько боёв!  Масштабных, крупных, в которых задействованы дивизии , фронты, и бои «местного значения», о которых лишь вскользь упоминалось в сводках Совинформбюро. Но когда-то должен был состояться и последний бой.

            (Звучит песня М.Ножкина «Последний бой»)

  1. Чтение отрывка из повести со слов:

 

      – А бой-то, по всему видать, последний, – вздохнул рослый сержант, тащивший стереотрубу. – Ковырнёт какая-нибудь дурра случайно: обидно…

До слов:

       Он просил. Он – горластый и энергичный, резкий, дерзко настойчивый – просил своих офицеров продолжать этот последний, трижды проклятый бой

                    (Звучит песня О.Газманова «Офицеры»)       

Вопрос:

      – О чём повесть Б.Васильева? Созвучна ли её тема с уже известными нам произведениями писателя?

                     (Учащиеся предлагают варианты ответов)

Вывод:

       Это повесть о войне, точнее, об одном из эпизодов военного времени. Эта тема проходит через все произведения Бориса Васильева, участника ВОВ, не понаслышке, а собственными глазами видевшего её ужасы, пережившего трагедию человека на войне, не раз стоявшего на грани жизни и смерти. Это повесть о человеке, который взял на себя ответственность за жизнь бойцов танкового корпуса, участвовавших в бою с мощно укреплённой группой фашистов. Но такую ответственность берёт на себя и герой повести «А зори здесь тихие» старшина Васков, который с пятью девушками-бойцами отправляется на поиски немецких парашютистов-разведчиков. На первый взгляд, ситуация естественная на войне – кто-то должен отвечать, кто-то обязан принимать решения, и это так. Только 30-летнему генералу принимать решение о бое пришлось уже после того, как Германия объявила и капитуляции, когда прозвучало слово «МИР!» это повесть о муках человека, одного-единственного человека, жизнь которого, казалось бы, не имеет решающего значения в мировой истории, не учитывающей эту жизнь. Но это только «казалось бы». На самом деле такие генералы и такие бойцы, как Мелешко, Колымасов, Гонтарь, Филин, и творят эту историю. Это повесть о памяти и совести, которые не дадут генералу до конца дней забыть о принятом когда-то решении, не дадут стереться из памяти последнему бою. Борис Васильев поднимает очень важную проблему: что выше – человеческая жизнь или идея?

  1. Задание:

      – Представьте генерала. Что необычного в нём? Чем гордились его бойцы?

       (Учащиеся с помощью текста рисуют портрет главного героя, подчёркивая существенные детали, которые составляют суть образа.)

       Портрет генерала:  30-летний командир танкового корпуса, слишком молодой для такого звания и должности (возраст многое определяет в человеке), храбр, горяч, удачлив, резок, но демократичен, суров, но справедлив, очень хорошо знает своих людей, внимателен к ним; ему, военному человеку, прошедшему войну, не чужды чувство сострадания, переживания, угрызения совести; перед нами не штабной генерал, отстоящий на большом расстоянии от бойцов в силу своего звания, а генерал, настоящий русский офицер, которым гордились его солдаты. «Сказать, что бойцы его любили, как любят солдаты смелых и удачливых командиров, значило бы сказать мало и обычно, потому что они не просто любили – они гордились им, как гордятся братья самым талантливым и счастливым в семье… Военная цензура подчас вступала в тупик, натыкаясь в солдатских письмах на восторженные фразы о «нашем». И никто не знал, когда зародилось это тёплое, почти семейное отношение к командиру корпуса». Бойцы опекали своего генерала, который никогда не отсиживался в окопах, от шальной пули и приставили к нему Мелешко, защитившего командира от смерти ценою собственной жизни.

       Можно провести параллель с толстовским героем «Войны и мир» Пьером Безуховым, которого солдаты на Бородинском поле  называли «наш барин», отмечая, что это высшая похвала, что это ощущение того единения, которое помогает выстоять и победить в самых тяжёлых обстоятельствах.

  1. Вопрос:

      – Кем же командовал генерал?

Чтение отрывка из повести:

       «Перед ним сидели его ребята, его опора, его сила и гордость. Он знал каждого куда глубже и основательнее, чем отец знает своих сыновей. Толстенький, всегда сонный ФИЛИН не любит риска, медленно принимает решения, но упрям, цепок и исполнителен. Он незаменим в обороне, хорошо держит фланг и… Он хорош для развития успеха…»

       ГОЛУБНИЧИЙ «горяч без оглядки, любит стремительную атаку, преследование, бой в глубине».

       КОЛЫМАСОВ  «Он плохо знает уставы, но легко схватывает и очень точно оценивает обстановку. Он никогда не растеряется во встречном бою, он незаменим для первого удара».

       Это были танкисты, с которыми генерал съел не один пуд соли, он верил в них, верил в их храбрость, в их надёжность. Они были незаменимы и каждый на своём месте. Все они знали цену войне, увидели столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь, обстоятельства сделали их немногословными, сдержанными, суровыми, их опыт исчислялся не физически прожитыми годами, а годами войны.

       Очень хотел походить на них молоденький лейтенант, который «прибыл для прохождения дальнейшей службы… Он очень хотел повоевать… И радовался и ужасался, что не успеет отличиться, и боялся погибнуть за полчаса до конца войны…»

     Можно составить коллективный портрет, и мы не ошибёмся, если скажем, что все его офицеры и солдаты по стать своему командиру: такие же смелые и решительные, очень надёжные и ответственные. С ними генерал многое испытал, в них он уверен, как в самом себе. Для него они тоже не просто бойцы, они стали его семьёй.

       А молоденький лейтенант, недавно попавший на фронт и переживающий, что может не успеть до конца войны побывать в бою, невероятно похож на генерала: мальчишеское нетерпение, порывистость свойственны обоим. Кстати, последний бой, о котором поведал Б.Васильев, для этого лейтенанта – первый. И забегая немного вперёд, давайте посмотрим, как ведёт он себя в этом бою.

             (Учащиеся понимают, что в первом бою боится, теряется, но не трусит.)

       Опять вспоминаем Л.Н.Толстого и его героя Николая Ростова, для которого первый бой тоже явился испытанием не из лёгких и который тоже поначалу испугался. Но мы говорим, что это естественное поведение и ничего позорного здесь нет, страх преодолевается.

       Итак, за плечами танкистов 4 года войны, победа ощущается уже в весеннем воздухе, она должна быть объявлена со дня на день, с минуты на минуту. Так и происходит.

                       (Юрий Левитан объявляет о капитуляции Германии)

Вопросы:

      – Почему не было сказано о победе солдатам?

      – Какие художественные детали помогают нам понять, что об объявлении капитуляции многие уже знали?

       Несмотря на то, что официально военные действия закончились, танкистам предстоит бой.

Вопрос:

      – Право на риск… Дано ли оно генералу?

       (Учащиеся анализируют решение генерала вести бой после объявления мира, которое он принял, понимая всю сложность и ответственность ситуации.)

Вывод:

       Идея общей пользы руководила генералом, когда он принимал решение о том, чтобы послать корпус в бой, не извещая солдат об объявлении мира. Как военный начальник и как человек он брал на себя ответственность за жизнь других. Наверное, самое тяжёлое здесь это ответственность человека. Но не было другого выхода. Война – это античеловеческое явление, фашизм – это идеология зверя, нелюдя, которая принесла народам бесчисленные жертвы, разрушения, позор. Понимая, что сейчас на этом участке от него, от его корпуса зависит, жить или не жить нелюдям, генерал и принимает единственное возможное решение.

  1. Вопросы:

 – Зачем писатель приводит генерала на поле боя после боя?

 – Какова цена победы на нём и насколько она оправдана?

 – Что осознал на этом поле «наш генерал»?

       (Обращаясь к тексту, учащиеся пытаются вместе с героем понять его промахи и  боль утрат и боль человека, оставшегося жить с тяжеленным грузом памяти.)

Выводы:

       Проведя бой, который позволил уничтожить ещё одну мощную группировку фашистов, генерал возвращается на поле боя, чтобы ещё раз пережить только что закончившееся сражение. Людские потери… Именно они не дают покоя генералу. Он ещё раз прокручивает все события и вдруг ясно понимает, что допустил ошибку: он отправил людей в бой и не вызвал самоходки, которые позволили бы сохранить жизнь многим. «Понял, и это страшное открытие заставило его побежать туда, где гремел бой, где гибли его солдаты. Где-то здесь их накрыло вторым миномётным шквалом, где-то здесь они упали, а потом побежали вперёд, и там молчаливый разведчика принял в широкую спину все причитающиеся генералу осколки.»  мысль о самоходках сверлила и мозг, и сердце. Он прокручивал бой, которого не было, но который он мог бы провести, если бы всё предусмотрел. Он рассчитал время: лишних 3 часа боя, но потери были бы в десять раз меньше, чем на самом деле. О бессмысленности потерь напоминает ему начальник похоронной команды, он слышит разговор офицеров во время странного празднования победы.

       Заплачена высокая цена… Как жить с этой правдой? Сейчас, здесь, на этом поле, пришло осознание одной непреходящей ценности – ценности человеческой жизни. И память генерала не позволит ему забыть об этом уже никогда. И в мирной жизни этот последний встречный бой будут страшным напоминание о праве человека жить. Всякое напоминание, всякое свидетельство памяти для нас бесценно. Тем более оно дорого, если изымается живым из того времени, к которому относится.

                        (Звучит песня Вадима Егорова «Облака»)

 

 

       

   

     

       

         

     

 

                                                                                                       

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...