Конспект урока по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тема: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. «От делать нечего друзья»?

 

Цель:

- продолжить формирование умения анализировать образ литературного героя, давать сопоставительную характеристику;

- продолжить формирование умения анализировать эпизод;

- повторить понятие «антитеза».

 

Литература, используемая при подготовке к уроку:
 

- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
- Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
- Онегинская энциклопедия. М., 1999-2004. Т. 1-2.

- Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozarenko_aa_konspekt_uroka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Козаренко Анна Александровна

МАОУ СОШ № 4 г.Бердск

Класс: 9

Тема: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. «От делать нечего друзья»?

Цель:

- продолжить формирование умения анализировать образ литературного героя, давать сопоставительную характеристику;

- продолжить формирование умения анализировать эпизод;

- повторить понятие «антитеза».

Литература, используемая при подготовке к уроку:

- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
- Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
- Онегинская энциклопедия. М., 1999-2004. Т. 1-2.

- Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2004.

Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

3 мин

- Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока звучит так: «Онегин и Ленский. «От делать нечего друзья»?» Наша задача проанализировать образы этих героев и ответить на вопрос, поставленный в теме.

(Записывают)

Актуализация ранее изучен

ного

- На прошлом уроке мы говорил о главном герое романа – Евгении Онегине, а точнее о том, каким он предстает перед нами в 1-ой главе романа.

  Вспомните, как представляет Пушкин читателю своего героя?

(молодой повеса, «добрый мой приятель», «как денди лондонский одет», «ученый малый», «проказник», «философ в 18 лет» и т.д.)

Установка на глобальное восприятие текста

- На доске записаны высказывания литературных критиков об образе Евгения Онегина. Прочитайте и ответьте на вопрос: с каким высказыванием вы согласны и почему? Какое же высказывание вам кажется менее точным или неверным на ваш взгляд и почему?

Глобальное восприятие текста

1. Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». (В. Белинский)

2. Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. (А. Герцен)

(читают)

Беседа по глобальному восприятию текста

- Итак, с каким высказыванием вы согласны, с каким – нет. Аргументируйте свой ответ.

- Вот таким предстает перед нами Евгений Онегин в начале романа.

(отвечают)

Изучение нового

- А теперь поговорим о Владимире Ленском. Вам понравился этот герой? Кто из героев – Онегин или Ленский – понравился больше?

(отвечают)

- Имя важно для восприятия нами другого человека. Чаще всего это первое, что мы узнаем о собеседнике. По имени о его носителе мы можем многое сказать. Так же как и по названию произведения. Вспомните, что вы узнали про имя Евгений на прошлом уроке?

(по литературной традиции это имя давалось отрицательным героям; в быту имя Евгений давалось при крещении, т.е. было своего рода «монашеским» именем; с греческого данное имя переводится как «благородный»)

- Что вы знаете об имени Владимир?

(древнерусское по происхождению; обозначает «владеющий миром»; мир: люди, состояние покоя; имя князей; в литературе давалось положительным героям)

- Какой вы можете сделать вывод?

(антитеза на уровне имен)

Работа с текстом

- Обратимся к тексту. Найдите описание того, как Онегин жил до встречи с Ленским.

IV

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

V

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все
да да нет; не скажет да-с 
Иль
нет-с». Таков был общий глас.

- Какой вывод могли сделать об Онегине соседи?

(«опаснейший чудак», «неуч», «сумасброд», вольнодумец, пьет дорогое вино = мот, оскорбились, дружбу прекратили)

- И вот появляется Ленский.

- Найдите в тексте этот фрагмент. Какие толки появились о нем?

VI

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

(красавец, поклонник Канта , поэт, учился в Германии, вольнолюбивые мечты, пылкий, странный дух, восторженная речь, кудри черные до плеч)

- Есть ли в описании наших героев что-нибудь общее?

(вольнолюбивые мечты, странный дух)

- Как вы помните, в 1-ой главе об Онегине говорится, что он денди = модник. В то время у денди модно было носить короткие стрижки. У Ленского же «кудри черные до плеч» как у героя-романтика. Какой можно сделать вывод?

(антитеза на уровне внешности)

- Что мы узнаем о цели жизни для Ленского? Найдите в тексте.

(«Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой…»)

- Чего он ждал от жизни?

(«Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что, безотрадно изнывая,

Его вседневно ждет она…»)

- Мы узнаем, что Ленский – поэт. О чем он пишет?

(«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И
нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.»)

- Какой можно сделать вывод?

(использует романтические штампы в стихах, внешности)

Установка на глобальное восприятие текста

- Найдите во 2-ой гл. 11 строфу. Перечитайте ее и ответьте на вопрос: какой знак можно поставить между Онегиным и Ленским?

Глобальное восприятие текста

«XI

В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.»

Беседа по глобальному восприятию текста

- Итак, какой знак можно поставить между Онегиным и Ленским? Аргументируйте ответ.

(знак равенства: один возраст, «один Евгений
Мог оценить его дары», «Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной» и т.д.)

Установка на глобальное восприятие текста

- Теперь прочтите 12 строфу. Какие выводы можно сделать здесь?

Глобальное восприятие текста

«XII

Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За
полурусского соседа; 
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой;
Зовут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..»

(читают)

Беседа по глобальному восприятию текста

- Что можно сказать о героях? Какие здесь сходства вы заметили? Отличия?

(здесь отличия: Ленский богат, у Онегина отец разорен; Ленский – жених, Онегин – опаснейший чудак)

- А сейчас найдите в тексте строфу, в которой содержится название нашего урока.

«XIII

Но Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От
делать нечего друзья.»

- С помощью какого художественного приема Пушкин представляет читателю отношения двух героев?

(антитеза: «Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень»)

- Какую схему развития отношений/ общения героев можно выстроить?

(Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны ->
Потом понравились

-> потом
Съезжались каждый день верхом ->
И скоро стали неразлучны)

- Итак, дружбу наших героев Пушкин определяет как «от делать нечего». Вы согласны с таким определением?

(отвечают)

Установка на глобальное восприятие текста

- Найдите в тексте описание того, как Онегин поначалу относился к Ленскому. Ответьте на вопрос: действительно ли герои дружили «от делать нечего»?

Глобальное восприятие текста

«XV

Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, —
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI

Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.»

Беседа по глобальному восприятию текста

- Итак, как Онегин поначалу относился к Ленскому. Действительно ли герои дружили «от делать нечего»?

(С одной стороны, да, Онегину было скучно и потому он заинтересовался новым человеком, к тому же молодым, как и он.

С другой стороны, герои не просто общались, а спорили, размышляли, другими словами  - мыслили. Ведь Онегин мог поспорить и с другими соседями.)

Обратимся к 19-ой строфе. Какие отличия или сходства героев представлены здесь?

«XIX

Зато и пламенная младость
Не может ничего скрывать.
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя;
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал.
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть,
Обильный чувствами рассказ,
Давно не новыми для нас.»

- Что вы видите здесь?

(антитеза: Онегин – инвалид в любви, у него камень вместо сердца;

У Ленского – живое сердце, доверчивая совесть, он простодушен.)

- Какой вывод о Ленском вы можете сделать из следующих строк:

«Обильный чувствами рассказ,
Давно не новыми для нас»?

(он банален)

- Что еще указывает на это утверждение?

(стихи, содержащие романтические штампы)

Подведение итогов

- Итак, мы проанализировали образы двух героев романа: Евгения Онегина и Владимира Ленского. Вы заметили их сходства и различия. Можно ли сказать, что Ленский по отношению к Онегину только антитеза? Почему?

 (отвечают)

- У вас изменилось мнение о каком-либо из этих героев?

(отвечают)

Домаш

нее задание

- Письменно ответить на вопрос «Онегин и Ленский -  «от делать нечего друзья»?»

- Спасибо за урок! До свидания.

(записывают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Уроки по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Представлено 4 урока по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"...

Конспект уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект и презентация к  спаренному уроку литературы по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" по теме: «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе...

Серия уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная методическая разработка является составной частью тематического раздела учебного предмета «литература» по изучению творчества А.С. Пушкина. Актуальность выбранной  темы раздела...