Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе по теме:
    "Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "

    Юрьева Светлана Викторовна

    Сценарий интегрированного мероприятия "Мир искусства глазами физики или лирический взгляд на физику "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_integrirovannogo_meropriyatiya.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Мир искусства глазами физики или лирический взгляд
    на физику

    Спор учёного и искусствоведа.

    Физ. Я Вас уверяю, что физика важнее искусства и литературы, так как  она  объясняет мир на языке теорий, законов, категорий.

    Иск. Произведения  искусства, признанные гениальными, часто дают более глубокие знания о человеке и человеческом  обществе, нежели физика. «Инженеры человеческих душ» - не случайно так называют писателей, художников и музыкантов.

    Физ.  Знания , добытые искусством, нельзя сравнить по масштабу с системными знаниями науки.

    Иск.  А я хочу привести  слова известного физика Льва Давыдовича Ландау : "Грош цена вашей физике, если она застилает для вас   все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика:  Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".                               

    Ведущий.    Многоуважаемые господа, не спорьте, пожалуйста. «Культуре в равной мере нужны наука и искусство. Физика должна быть тесно связана с искусством, ведь только так она будет приносить людям радость и пользу, а не горе и вред. И художник, и учёный познают истину, красоту и добро для воссоздания нашего мира». Так писал немецкий поэт XIX века Иоганн Вольфганг фон Гёте.

     Ведущий. Как физику и лирику связать бы нам в одно

    Ведь миру же без разницы, ведь миру всё равно

    Что так красиво по небу летит клин журавлей

    И что подъемной силою их движется крыло.

    А как закат и солнышка  восход уж миллионы лет

    Тепло своё земле даёт,  а нам лучистый свет.

    Пусть квантами зовут его учёные умы

    Но знаем, обладает он и свойствами волны.

    Ну, как нам красоту полей, лесов и рек!

    И красоту дождя и белый, нежный снег!

    И снежных гор – великое творенье!

    И птицы в небо вечное стремление!

    Одной нам формулой связать? Ну, как?!

    Человеческой душе подвластна – вечность!

    Формулой ты не опишешь бесконечность

    Тех образов, что нам приносят чувства

    Когда рождаются произведения искусства!

    Физ. С этим, пожалуй, не поспоришь.

    Иск.  Да, физика, литература и искусство создают единую картину мира.

    Вед.  Физика и искусство. Что же общего между этими далекими друг от друга областями  человеческого интеллекта?   На первый взгляд, кажется, они не совместимы. Однако это не  так, и сегодня мы попытаемся это доказать.

     1 страница. Физика и музыка.

    Ведущий.  Физика и музыка. Что может их объединять? По словам шведского физика, лауреата Нобелевской премии, профессора Ханнеса Альвена, красота формул отличается от красоты музыки не больше, чем красота музыки от красоты картин.

    Физик. Человек живёт в мире звуков. Звук – это то, что слышит ухо. Мы

    слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум

    леса, гром во время грозы.  Колеблющееся тело приводит к колебаниям частиц воздуха, и тогда возникают сменяющие друг друга области сгущения и разрежения. Распространение таких колебаний являются волной.

     Мы слышим только те звуки, которые находятся в определённом диапазоне.

     Композитор Бетховен, когда стал терять слух  брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к  роялю и  только так слышал музыку.

    Бетховен.  Каждый из нас знает, что музыка разговаривает с нами языком

    звуков.  Этот вид искусства способен вызывать у человека всевозможные

    чувства: умиротворения и раздражения, счастья и безысходности, радости и

    печали. Музыка способна еще возвращать к жизни и вдохновлять на

    подвиги.

    Девочка.

    Где брал он эти сумрачные звуки

    Сквозь плотную завесу глухоты,-

    Соединенье нежности и муки,

    Ложащиеся в нотные листы?

    Касаясь верных клавиш лапой львиной

    И встряхивая гривою седой

    Играл, не слыша ноты ни единой

    Глухою ночью в комнате пустой.

    Большого сада шорохи и скрипы

    Вели свой разговор сквозь полусон

    И слушали в окне раскрытом липы

    Все тот, чего уже не слышал он...

    Текли часы и оплывали свечи,

    Шло мужество наперекор судьбе

    А он всю повесть муки человечьей

    Рассказывал лишь самому себе

    И убеждал себя и верил властно

    Что и для тех, кто в мире одинок

    Есть некий свет, возникший не напрасно

    А музыка – бессмертия залог.

    Ведущий. В мире нет состояния покоя. Вся жизнь- это движение. Механическое, тепловое, броуновское или движение в танце.

    Танец.

    Ведущий. Как безмерно оно, притяженье земли...Притяженье к Родине, притяженье друг к другу. Сила притяженья не настолько велика, однако очень важна для жизни.

    Песня «Притяжение земли»

     

    2 страница. Физика и живопись.

    Ведущий.  Когда мы посещаем залы музеев, мы восхищаемся замечательными картинами художников. Однако,  совсем не задумываемся о том, какую роль играют физические явления в написании великолепных произведений искусства.

       «Физика – это жизнь» - так говорят многие…, ну а так как художники пишут «живые» картины, то получается, что они сами того не подозревая применяют физику в своих работах. Окружающий мир играет красками.

      Что же такое цвет? Как происходит цветовосприятие человеком?

     Первый шаг к разгадке был сделан Исааком Ньютоном.

    .

    Ньютон.   Я проделал  маленькое отверстие в оконной ставне и в солнечный день получил узкий  пучок света, на пути которого поставил треугольную стеклянную призму.

     Пучок преломился в ней, и на противоположной стене появилась цветная

     полоса, где расположились в определённом порядке все цвета радуги:

     красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

     Эту цветную полосу я назвал спектром (от латинского «спектрум» - видимое). После такого эксперимента был сделан вывод:

    разложение белого света в цветной спектр означает, что белый свет является

    сложным, то есть смесью всех цветов радуги.

     Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить

     путём смешивания других. Это – синий, жёлтый и красный. Составные

     или дополнительные – цвета, получаемые путём попарного смешивания

     основных цветов, расположенных рядом по кругу.

    Художник.  В живописи используют теплые и холодные цвета. Все холодные

    оттенки отличает наличие синего подтона, все оттенки теплой гаммы –

    наличие желтого (или красного). Перед вами картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».  Художник использовал сочетание тёплых и холодных цветов. Мы видим   румяную женщину, красный аппетитный арбуз, наливные яблоки, спелый виноград. С помощью игры света передаётся  ленивая атмосфера тёплого летнего дня. В то же время холодные тона представлены фиолетовым платьем купчихи, голубым небом, присутствием синего цвета. Всё вместе создаёт яркий образ в насыщенном колорите.

    Страница 3. Физика и  литература.

     Ведущий. Физические явления давно были воспеты великими поэтами и писателями в их   бессмертных произведениях.

    Монолог Акимов Д.

    Ведущий. Уважаемые зрители, какая единица физической величины скрывается в этом монологе? Да, конечно, это одна из единиц измерения энергии килокалорий. Нетрудно посчитать, сколько времени потребуется героине, чтобы потратить энергию, полученную в результате поедания пирожных. Она должна бегать не менее 1 часа.

    Ведущий. Всё в мире относительно. Помните про теорию относительности?

    И взгляды на жизнь героев следующей сцены, их отношение к людям тоже относительно.   Давайте посмотрим.

    Страница 4. Физика+химия+астрономия+литература+ русский язык= ЛОМОНОСОВ

    Чтец. Хотелось бы привести несколько интересных фактов о великих

    физиках, и их увлеченностью искусством:

     А. Эйнштейн в минуты отдыха играл на скрипке;

     Л.Д. Ландау любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона;

     М. Планк и В. Гейзенберг были отличными пианистами;

     создатель первого в мире ядерного реактора И.В. Курчатов часто

    посещал симфонические концерты в консерватории;

     виднейший русский писатель XIX в. А.И.Герцен окончил физико-

    математический  факультет  Московского  университета  и специализировался в области астрономии.

    Однако по силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества  не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков Михаил Васильевич Ломоносов.  Пушкин сказал о нём: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

     Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал возможности науки того времени и, понимая это, шел дальше, не желая терять времени.

    Смышлёный мальчик из семьи помора…
    Он рос в глуши, не зная с детства лени…
    Прославил он родные Холмогоры…
    Михайло Ломоносов – русский Гений!

    Он - живописец, астроном, поэт.
    Он – маг стекла, оптических приборов.
    Географ, полиглот, языковед.
    Он - автор книг, теорий и законов.

    Его труды не старит третий век.
    Всё так же ярко, самобытно, ново!
    Незаурядный русский Человек
    Сказал своё в науке слово!

    Лишь ей вся жизнь его принадлежит.
    Им столько сделано, изучено, открыто!
    Пусть имя Ломоносова звучит
    И никогда не будет позабыто!

     ФИНАЛ.

    Ведущий . Искусство совершенствует образное мышление, развитое

    воображение необходимо современному ученому-физику.

      А представители искусства, его разных областей и направлений

     должны знать физические закономерности, которые успешно служат не

     только научно-техническому прогрессу, но и миру вдохновения, миру

     чувств.

    Песня «Волшебный мир искусства»

    Песня.

    Текст песни «Волшебный мир искусства» Александр Ермолов

    У истока реки зародился сюжет,

    По страницам перо закружилось.

    Всё, что думал и чувствовал добрый поэт,

    На бумаге теперь отразилось.

     

    Припев:         Волшебный мир искусства –

                            Мир, полный вдохновения.

    Волшебный мир искусства –

                            Художника творение.

                            Волшебный мир искусства

                            Волнует наши чувства,

                            К себе зовёт волшебный мир искусства,

                            К себе зовёт волшебный мир искусства.

     

    На чудесной палитре цветное пятно,

    С мягкой кисточки краска струится.

    Разрисует художник своё полотно, -

    На картине появятся лица.

     

    Припев

     

    Звуки музыки льются из наших сердец,

    Нотный стан в лёгком вальсе кружится.

    Звонкой трелью зальётся пернатый певец, -  

    Скоро новая песня родится.

     

    Припев (2 раза)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год

    Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...

    Урок литературы в 9 классе на тему: "Чацкий и Фамусов - два мира или два взгляда?" (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

    Цель урока: понять, как автор изображает протест передовых людей первой половины 19 века против реакционных политических и духовных устоев самодержавно-крепостнического строя; воспитывать непримиримое...

    Ох, уж эта физика (или три способа запоминания физики)

    В статье приведены примеры развивающих игр на уроке физики....

    Взгляд на предлагаемые учебники по физике в 10,11 классе.

    Впечатления об учебниках физики по которым пришлось поработать....

    «ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

    Цель урока: воспитание любви к родной литературеЗадачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычны...