Метапредметный урок (2 часа) "Содружество муз 10 класс"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Абсалямова Айман Утаровна

Метапредметная технология способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков, способствует развитию   личности ребёнка.

 Такой подход  предполагает полный пересмотр методов  преподавания  литературы и русского языка.

Метапредметность обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании русского языка и литературы в общеобразовательной школе, заключается:

- в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

- в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_metapredmetnost_sodruzhestvo_muz.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект метапредметного  урока  литературы с индивидуальными и дифференцированными заданиями.

Урок литературы в 10 классе

Тема: «Метапредметный урок «Содружество муз».

Метапредметная технология способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков, способствует развитию   личности ребёнка.

 Такой подход  предполагает полный пересмотр методов  преподавания  литературы и русского языка.

Метапредметность обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании русского языка и литературы в общеобразовательной школе, заключается:

- в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

- в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

На таких уроках учащиеся обучаются и приобретают:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;

3.  умение отбирать материал по заданной теме;

4.  умение составлять письменные тезисы;

5.  умение подбирать цитаты;

6.  умение составлять таблицы, схемы, график

7. умение составлять связное устное высказывание;

8. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

9. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

10. умение использовать различные средства наглядности;

11. умение выражать свое мнение и аргументировать его;

12. умение оформлять научно-исследовательские работы;

13. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);    

14. умение вести дискуссию.

При подготовке данного урока в 10»В» класс в 2017 учебном году я ставила перед учениками проблему: Каково воздействие литературы, живописи и музыки на человека?

Цели:

Предметные: научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведений, их идейную и смысловую направленность

Метапредметные УДД: уметь осмысленно читать и оценивать произведения, видеть глубокую взаимосвязь общественного развития 2 половины 19 века и расцвет литературы

Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать речь для регуляции своих действий, выполнение учебных действий.

Коммуникативные: строить монологические и диалогические высказывания.

Личностные: формировать целостное представление о художественном мире, привить любовь к классической музыке

Слово учителя:

60 -90 годы 19 век а- очень интересное время, время надежд и борьбы революционеров-демократов с либералами, с реакционерами-крепостниками. Борьбы литературы реализм с «чистым искусством». Представители «чистого искусства» считали, что искусство не должно быть связано с жизнью, что оно должно воспевать только красоту, природу, любовь.

  1. Особенно характерно это для творчества А.А.Фета.

(«Шёпот, робкое дыханье... - декламирует ученик)

2. Но высокое  и правдивое искусство отражает жизнь с её бедами и горем, с её счастьем и радостью, потому что жизнь общества – это и есть основа искусства. Споры 60 годов дали толчок развитию всему: науке, промышленности, технике и всем Музам.

( Рассказ о 9 Музах - сообщение учащегося)

3. Муза Урания-это покровительница астрономии, всех точных наук

(Слайды  и сообщения учащихся о С.В. Ковалевской, П.Ф.Чебышеве, А.М.Бутлерове, И.И.Сеченове и др.- кратко)

Какие из их открытий важны и сегодня, спустя почти 150 лет?

4. Художественная литература особенно влияла на живопись, музыку, скульптуру, архитектуру.

(Слайды и сообщения  учащихся о «Товариществе передвижных выставок», о скульптуре, архитектуре).

Какое влияние на современную живопись оказывали и оказывают эти художники? Какая из этих представленных вам картин особенно вас заинтересовала? Почему? Чем отличается архитектура зданий показанных слайдов от облика нашего микрорайона и города?

5.Даже одежда той эпохи, развитие моды было связано с  расцветом литературы 2 половины 19 века

(Слайды и сообщения учащихся о моде).

Почему в наши дни невозможна такая мода? С чем это связано? Нужно ли придерживаться ультрасовременных веяний моды?

5. Литература – это музыка слова, именно поэтому вслед за расцветом ее, расцвела и музыка. Недаром муза Эвтерпа изображена с 2 флейтами  в руке: это и лирика, и музыка. Замечательные стихи Некрасова, Фета, Тютчева, А.Толстого легко и гармонично укладывались в мелодии романса. Это целая эпоха романсов, опер.

(Слайды и сообщения учащихся о «Могучей кучке», других композиторов. Исполнение  вокальной группой учащихся 4 романсов на стихи Некрасова, Тютчева, Фета, А.Толстого)

6. Муза Мельпомена вдохновляла не только писателей, артистов, но и зрителей - ведь единственным доступным и более менее распространённым центром культурной жизни тогда был только театр.

(Слайды и сообщения учащихся о театре, великих артистах)

Садовский, Стрепетова, Ермолова и сегодня являются эталонами мастерства и бескорыстного служения Музам, властителями дум. Недаром 4 из 9 Муз - представители литературы. Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Николай Семенович Лесков, Иван Сергеевич Тургенев, Всеволод Михайлович Гаршин, Глеб Иванович Успенский, Николай Герасимович Помяловский, Владимир Галактионович Короленко, Николай Алексеевич Некрасов не только мучительно трудно раздумывали о судьбе России, но и воспевали любовь, дружбу, верность, мягко шутили, веселились. Трудно представить себе, что Некрасов- певец тяжёлой народной доли способен был так легко и мягко шутить.

(Инсценировка пьесы Некрасова « Осенняя скука»)

Почему Ласуков не вызывает в нас отрицательных чувств? Как ещё, по-вашему, можно было бы назвать пьесу?

А давайте зададимся вопросом: разве не было в ту пору менее известных поэтов и писателей?.Конечно. их было очень много - потому-то мы называем эту эпоху расцветом. Это и Аполлон Майков, и Иван Никитин, и Алексей Толстой и др. С нами навсегда остались не только их пленительные стихи, но и романсы.

(Вокальная группа исполняет 2 романса; стихотворение И.Никитина читает ученик)

7.Борьба против «чистого искусства», уводящего людей от мысли о доле народа, о несправедливом устройстве общества ярко отражена в творчестве Козьмы Пруткова

(Слайд и сообщение учащегося о создании образа и ряд афоризмов)

Какие из изречений Пруткова созвучны нашему времени? Почему вы так думаете?

8.Писатели, поэты, художники, композиторы, артисты 60-90 годов 19 века творили по зову сердца, служили своему народу, размышляли об общечеловеческих вопросах - именно поэтому их творчество вне времени, имеет не только национальное, но и всемирное значение. Народность их творчества, нетленность и современность подтверждает один, казалось бы, незначительный пример: песня «Коробушка» часто звучит по радио, телевидению. Но ведь вы слышали, наверное, не раз как душевно поют её ваши бабушки и дедушки, родители. Почему она не забыта? Почему трогает нас незатейливый мотив? Потому что это настоящее народное искусство, настоящее служение Музам.

(Исполняется песня «Коробушка» на стихи Н.А. Некрасова)  

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект метапредметного урока по химии в 11 классе по теме "Пути познания"

Урок по хими в 11 классе по теме "Периодический закон и периодическая таблица" разработан по метапредметной технологии...

Презентация к классному часу "Содружество независимых государств"

Данная презентация составлена для сопровождения сценария классного часа  "Содружество независимых государств"...

Метапредметный урок по теме Хобби, 5 класс по учебнику М.З.Биболетовой.

Метапредметный урок по теме Хобби, 5 класс по учебнику М.З.Биболетовой....

Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"

Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...

Разработка метапредметного урока по биологии в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.

Разработка метапредметного  урока по биологии в 9 классе по теме«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы" Мета тема: Порядок и хаос.Тип урока: урок изучения и ...