Методическая разработка интегрированного урока с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации" "Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени".
методическая разработка по литературе (9, 10 класс) по теме

Дмитриева Елена Николаевна

  Интегрированный урок, посвящённый книжно-литературному Петербургу, с использованием методики "Стратегия визуальной коммуникации". Попытаемся через текст культуры (повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", "Шинель" и иллюстрации Л.П.

Подлясской) показать связь времен, создать у учащихся целостную картину культурной жизни Петербурга, научиться ощущать себя частью этой жизни, "жить в культуре".

В результате - создание образа эпохи 30-х - 50-х гг. 19 века. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная

школа № 372  Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

интегрированного урока с использованием методики «Стратегия визуальной коммуникации»

 «Петербург Гоголя. 

Искусство  в роли машины времени »

                                                                           

                                                                                              Учитель Дмитриева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2015

Технологическая карта урока

Тема урока

Петербург Гоголя. Искусство  в роли машины времени.

Тип урока

 Интегрированный урок, посвященный книжно-литературному Петербургу,  с использованием методики «Стратегия визуальной коммуникации».

Главные цели

-  Показать связь времен через текст культуры, создать у учащихся целостную картину культурной жизни Петербурга, научиться ощущать себя частью этой жизни,  «жить в культуре».

-  Формирование мотивации для успешного изучения культурного наследия города.

-  Развитие свободной и образной письменной и устной речи, формирование навыка чтения сложных с точки зрения художественной формы произведений и обогащение на этой основе языкового опыта учащихся и приёмов речи.  

-  Развитие у учащихся эмоционального отношения и создание условий для формирования собственного мнения.

-  Развитие образного мышления, эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.

-  Осознание влияния культуры на развитие цивилизации и современность.

Задачи

Образовательные

- Формирование умения анализировать художественный текст.

-  Показать, какую власть над человеком может иметь социальная среда.

-  Продолжать формирование умений работы с текстом, выделять главное в тексте, получать из текста необходимую информацию.

 - Определять черты сходства и различия в изображении города у разных писателей.

Развивающие

-  Развивать умение вступать в диалог с различными текстами культуры.

-  Развитие творческого мышления учащихся и способности «находиться в культуре».

-  Формирование навыков осознанного чтения.

-  Овладение и закрепление навыков самостоятельной работы с книгой.

-  Создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

-  Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую речь, - навык владения культурными нормами и традициями русской речи.

Воспитательные

-  Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга.

-  Содействие воспитанию патриотизма и любви к родному городу через создание соответствующей эмоциональной обстановки на уроке,  эстетическому воспитанию через создание художественного образа города.

-  Развивать социальные, коммуникативные компетенции: навыки работы в команде, умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию.

-  Умение высказывать свое мнение, принимать мнения товарищей.

-  Умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, сопоставлять.

Главные вопросы содержания

Гоголь в Петербурге. «Невский проспект», «Шинель». Петербург - город «кипящей меркантильности», парадов, чиновников. Жертва нищеты и произвола «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачников. Петербург Гоголя - город фантастических контрастов, вырастающий до некоего символа города – призрака.

Планируемые результаты обучения

Создание образа эпохи 30-х – 50-х годов 19 века через тексты художественных произведений;

Грамотно произносить, писать и использовать художественные термины и фамилии петербуржцев, узнавать изученные произведения искусства, самостоятельно «извлекать», «добывать» информацию из объектов, работать со справочным фондом библиотеки.

 Грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины и фамилии петербуржцев, узнавать изученные памятники, самостоятельно «извлекать», «добывать» информцацию из объектов, использовать иллюстрации как источники информации. Создание учащимися своих текстов культуры.

Методы и формы организации обучения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, практическая работа,  аналитическая беседа, работа с текстом и иллюстрацией.  Формы организации индивидуальная, групповая. Фронтальный опрос. Просмотр презентации.  

Опорные знания

Н.В.Гоголь, город, «маленький человек», социальный контраст, «призрачность» и лживость Невского проспекта

Новые понятия и представления

Меркантильность, доходные дома.

Межпредметные связи

МХК, история и культура Санкт-Петербурга, литература, искусство книги

Оборудование

Компьютер. Мультимедиапроектор. Экран.

Учебно-наглядный комплекс

Гоголь Н.В. Петербургские повести. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1953. Иллюстрации Л.П.Подлясской.  Суперобложка, переплет, титул В.А.Ветрогонского.

Раздаточный  материал - иллюстрации Л.П.Подлясской к повести Гоголя «Шинель».

Мультимедийная презентация.

Практические работы

Чтение отрывков. Работа с иллюстрацией Л.П. Подлясской. Создание текстов.

Контрольные вопросы и задания

Каков он, Петербург Гоголя, и каково там нашему герою?

Каким увидели героя художники-иллюстраторы?

Подведение итогов занятия.

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание: Таблица  «Образ эпохи 30-х - 50-х годов 19 века».

         

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка подготовленности кабинета к занятию;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- организация внимания.

2. Целеполагание и мотивация

Эпиграф к уроку

- ознакомление обучающихся с темой занятия;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации.

Все то, чего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.

Беседуют между собой балконы.

И у платформы, выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад - Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

А там еще живет петровский век,

В углу между Фонтанкой и Невою...

Все то, чего коснется человек,

Озарено его душой живою.

                                        С.Я. Маршак

3.      Актуализация ранее усвоенных знаний

Фронтальный опрос для выявления уровня усвоения изученного материала.

1. Назовите  произведения Пушкина, в которых прозвучала тема Петербурга. ( Поэма «Медный всадник» и роман в стихах «Евгений Онегин»).

2.  Назовите характерные особенности Петербурга Пушкина. (Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив. Поэт  повторяет слово «люблю», он гордится городом. В романе  «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя).

Перефраз и обобщение.

Отвечают на вопросы.

4.      Формирование новых знаний на основе работы с мультимедийной презентацией

1. Подготовка обучающихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя.

    Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его жители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Великий русский художник слова Н.В. Гоголь горячо и самозабвенно любил свою родину и свой народ,  во имя его счастья беспощадно осуждал все то отсталое, косное, темное, безобразное, что сковывало и уродовало человека.

    Сегодня мы попытаемся заглянуть в Петербург Гоголя, а помогут нам  повести Гоголя «Невский проспект» и «Шинель» и художники-иллюстраторы.

2. Использование методики «Стратегия визуальной коммуникации».  Иллюстрация Л.П.Подлясской к повести «Шинель».

Запускающие вопросы.

  1. Что вы видите? (двух людей, двух мужиков)
  2. Что происходит? (один пришел к другому, тот, что сидит что-то рассматривает)
  3. Что позволяет тебе так думать? (один одет по-домашнему, в рубашке и жилетке, сидит, уверен в себе, другой в верхней одежде стоит перед ним).
  4. Когда происходит? (1-ая половина 19 века, сюртук, высокий стоячий воротничок, шейный платок)

Вопросы дополняющие.

  1. Что на втором плане? (окно, высоко, город в перспективе).
  2. Рассмотрите детали (сводчатый потолок, веревка с тряпочками, пеленки, сидит на столе, ступня видна, держит в руках пиджак или пальто, со стола свисает ткань, утюг на столе).
  3. Что сказало тебе о том, что это помещение на последнем этаже, на чердаке или в мансарде? (окно, город в перспективе, сводчатый потолок, полукруглое окно).
  4. Кто проситель по своему социальному статусу (выше хозяина, чиновник).
  5. Кто сидящий на столе (ремесленник, портной).
  6. Что позволяет тебе думать, что он портной? (сидит по-турецки на большом столе, как храбрый портняжка, оценивает одежду, очки на носу, свисает какой-то материал, утюг на столе и на веревке сохнут тряпочки через которые можно отпаривать).
  7. В каких отношениях могут быть эти люди между собой? (один просит у другого).
  8. Отчего ты решил, что он проситель? (как держит руки, молитвенно сложенные руки, просящий взгляд, во взгляде надежда, ожидание, заискивает, наклон корпуса, приподнятые плечи).
  9. Попробуйте придумать диалог между ними и разыграйте его.

( Портной: «Так, посмотрим. Ничего утешительного». Чиновник: «Все, это конец»).

          1 0.   Иллюстрацию к какому  произведению вы  рассматривали?

Работа с текстом.

Найдите в тексте этот эпизод.

Акакий Акакиевич прошел через кухню, не замеченный даже самою хозяйкою, и вступил наконец в комнату, где увидел Петровича, сидевшего на широком деревянном некрашеном столе и подвернувшего под себя ноги свои, как турецкий паша. Ноги, по обычаю портных, сидящих за работою, были нагишом…  На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветошь. Он уже минуты с три продевал нитку в иглиное ухо, не попадал и потому очень сердился на темноту и даже на самую нитку, ворча вполголоса: «Не лезет, варварка; уела ты меня, шельма этакая!»

    Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом обратил его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом, заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл, спрятал табакерку и, наконец, сказал: «Нет, нельзя поправить: худой гардероб! …ничего нельзя сделать, а шинель уж, видно, вам придется новую делать».

   Иллюстрации к гоголевской «Шинели» создавали художники Шишмарева, Ф. Ярбусова, П.Боклевский, Н.Альтман,  Б.Кустодиев, С.Бродский, Маргарита Журавлёва, Вацлав Зелинский, Н.Тулегенова,  Л.Подлясская,  Кукрыниксы,  Ю.Норштейн, Ю.Игнатьев.

Перефраз и обобщение.

3.  Изучение нового материала. Главные вопросы содержания:

Каков он, Петербург Гоголя, и каково там нашему герою?

«Страницей Гоголя ложится Невский…».  Презентация. Аналитическая беседа.  

    В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества».  Итак, Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличие от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё-таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем, изображающим пороки души человеческой.

    В 30-е годы он вслед за Пушкиным продолжает тему Петербурга в своих «Петербургских повестях».

     Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная.

Отправимся на Невский проспект в путешествие по страницам повести Гоголя. Презентация с иллюстрациями к повести.

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё … Красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга… всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём следы свои!..
С самого раннего утра… Невский проспект пуст… По улицам плетётся нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций…Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия…
В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах…
Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает, тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…
О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.
                                                                                    (Н. В. Гоголь «Невский проспект»)

Меркантильность - (от франц. mercantile — торгашеский, корыстный, от итал. mercante — торговец), корыстолюбие, расчётливость, торгашество.

    Облик Петербурга, города «кипящей меркантильности», парадов, чиновников и раскрывает Гоголь. Его Петербург во многом отличен от пушкинского Петербурга – «Медного всадника» и «Пиковой дамы» - с его строгой прямолинейностью улиц и площадей, величием и красотой города, построенного дерзкой волей преобразователя России – Петра I. Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта. Это тот Петербург, который в дальнейшем в его острых социальных контрастах с такой взволнованной силой покажет в своих романах и повестях Достоевский. В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, - на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим». Вот против этого враждебного народу бюрократически-безнационального Петербурга, уродующего человеческие души, холодно-бесстрастного, подчинявшего все жизненные функции чину, «меркантильности», и выступил писатель в своих повестях, написанных в защиту «простого» маленького человека от ничтожной, бесплодной жизни, на которую обрекал город департаментов и власти чистогана.

Слайд 6-7. Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек», как насмешливо говорит Гоголь, - люди, имеющие «прекрасные должности и службы». «В это благословенного время от двух до трех часов пополудни, - иронизирует Гоголь, - которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами.

 Слайд 8-10. Итак, блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается или трагическая судьба скромного труженика, или чудовищный эгоизм и пошлость преуспевающих поручиков Пироговых. С беспощадной резкостью Гоголь показывает картины нищеты и падения, неизбежных спутников большого города. С суровой простотой написана обстановка грязного притона, в котором жила красавица Пискарева: «…жилище жалкого разврата, порожденного мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». «Мебели, довольно хорошие, были покрыты пылью; паук застилал своею паутиною лепной карниз», «голые стены и окна без занавес» - такова была грубая «существенность».

    Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому-то столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость, эфемерность Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет». Именно в эту пору Пискарев принимает свою незнакомку за «Перуджинову Бианку»: ведь даже ее очаровательная улыбка, так очаровавшая художника – результат обманчивого света фонаря!

    Встреченная Пискаревым на Невском проспекте красавица также является выражением этой призрачности, химеричности ставшего враждебным человеку города пол влиянием тлетворного воздействия неумолимой дьявольской власти бессердечного чистогана. Эта губительная сила развращает и уродует все то лучшее, прекрасное, лучшее, что есть в жизни человека.

    Слайд 11. В «Невском проспекте» показан анатомический разрез Петербурга, столицы самодержавно-крепостнической империи, в которой с особенной остротой пересекались противоречия тогдашней действительности. Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

   Эта мысль об обманчивости, иллюзорности той внешней красивости и эффектности, которая служит лишь для прикрытия антигуманистической, жестокой, меркантильной сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка…Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать все не в настоящем виде».

Отвечают на вопросы.

Читают отрывок.

5. Работа в группах

Свернем с Невского проспекта и заглянем в гости к Акакию Акакиевичу Башмачникову.

В гостях у Акакия Акакиевича. Презентация.  Подобрать отрывки к слайдам и ответить на вопросы

Каким увидели героя художники-иллюстраторы?

Какие качества его личности выбрали?

Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?

Перефраз и обобщение

    Маленький, робкий чиновник Акакий Акакиевич, главный герой повести «Шинель», имел в своей жизни мечту, ради которой он ревностно служил в одном департаменте. Его мечта – приобрести шинель. Это ему удалось. Но недолго пришлось ему порадоваться своему счастью. «Какие-то люди с усами» отняли его сокровище на бесконечной площади. Темная ночь Петербурга на его беспредельных просторах погубила маленького человека.

«Бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание». У Калинина моста мертвец, в виде чиновника, искал утащенную шинель, и отбирал у прохожих. Это и на правду похоже; можно и в газете прочесть – в дневнике происшествий. Однако робкий Акакий Акакиевич превращен этим окончанием в призрак. Гоголь создал образ жертвы огромного и холодного города, безучастного к маленьким радостям и страданиям своих обитателей. Уже Пушкин поставил эту проблему. Но он утвердил правду «нечеловеческой личности», ее великой миссии – возглавлять Империю. Ничтожен перед ней «взбунтовавшийся раб», поднявший дерзко руку на Медного Всадника: «Ужо строитель чудотворный!» У Гоголя мы, таким образом, находим ту же тему, но мотив «бунта» отсутствует. Здесь показано полное смирение маленького человечка. И симпатии его склонились всецело в сторону жертвы. Гоголю нет дела до большой жизни  города, который ради своих неведомых целей обезличивает своих обитателей, губит их, как власть имущий.

Петербург Гоголя — это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».

Задание: каждая группа создает свой текст

Монолог маленького человека.

Интервью...

Из дневника Акакия Акакиевича. (Мог ли у него быть дневник?).

Исповедь...

Отвечают на вопросы.

Создают текст.

6. Закрепление  полученных знаний

Подведение итогов

Вопрос для обобщения

Каков же он, Петербург Гоголя, и каково там нашему герою?

    Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой…  С каждым годом все мрачнее становится облик северной столицы.  Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект» Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего символа города – призрака.

Отвечают на вопрос.

7. Подведение итогов занятия

 

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание: Таблица  «Образ эпохи 30-х - 50-х годов 19 века».

Приложение: презентация к уроку «Петербург Гоголя. Искусство в роли машины времени». Слайды 1 - 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"

Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...

Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности

На основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии рассматривается роль топлива различных аспектах человеческой деятельности....

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка интегрированного урока "Серебряный век Петербурга. Архитектура петербургского модерна".

Своеобразный и легко узнаваемый Петербург всегда вызывал интерес у творческих людей. Менялись эпохи, названия, чередовались и направления архитектуры, которая всегда определяет лицо...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...

Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»

Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "коо...