урок литературы по творчеству А. Ахматовой
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Цель урока литературы в 9 лингвистическом классе: познакомить учащихся с узнаваемыми чертами поэтики А. Ахматовой.

Главной задачей урока является овладение навыками аналитического чтения лирических произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.67 КБ
Файл urok_literatury_9_klass_lingvisticheskiy.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В чем тайна ремесла?

( 9 класс,профиль: лингвистический класс, с углубленным изучением литературы)

Цели урока: образовательная – познакомить учащихся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта;  развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи;  воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Задача: определить черты поэтики А. А. Ахматовой

Методическое обеспечение: портреты Ахматовой, раздаточный материал.

Методы проведения урока: лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, аналитический.

Тип урока – комбинированный.

Предварительная работа. Ученикам предложены в качестве домашней работы сообщения: Основные этапы биографии; Эстетические взгляды поэта; Поэт в годы войны; Творчество в период 1960 х гг.

Ход урока:

Эпиграф на доске: По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

(А. Ахматова)

  1. Слово учителя: декламирование стихотворения:

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне

  Из чего рождаются стихи? У каждого поэта на это будет свой ответ. Анна Андреевна определила свой поэтический дар как ремесло. Каково значение этого слова? (опора на словарные статьи). Литературоведы убеждены, что понять поэта, писателя, узнать тайны его творчества можно в понимании произведения и представлении о человеке, который его написал. Какова задача нашего урока? Узнать специфические черты поэзии Ахматовой.

2Докладчики, зная последовательность, выступают с сообщениями о биографии поэта.

Первый докладчик 11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке. Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915) Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:

                …женщина с прозрачными глазами

                (Такой глубокой синевы, что море

                Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

                С редчайшим именем и белой ручкой,

                И добротой, которую в наследство

                Я от нее как будто получила,

                Ненужный дар моей жестокой жизни…

Большая семья: 6  детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.1890 г. – переезд в Царское Село. В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

О детстве:

                                И никакого розового детства…

                                Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

Второй докладчик Н. Гумилев и Ахматова. Формирование эстетических взглядов Ахматовой. 1910 г. – свадьба с Гумилевым. 1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз) Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков. 1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев 1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря» 1917 г. – книга «Белая стая» После революции – работа в библиотеке агрономического института. 1921 г. – книга «Подорожник» 1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»

3 ий докладчик 1940ые гг Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти». «Мужество»

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

4ыйдокладчик 1960 гг. 1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года) 1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии) 1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета. 5 марта 1966 г. – умерла.

  1. Работа в группах Класс делится на 5 групп, в каждой из которой представлены высказывания литературоведов о специфике поэтики Ахматовой. Задача: прокомментировать наблюдения исследователей на примере предложенных стихотворений.

1 группа Характерной чертой поэзии Анны Ахматовой, отмечаемой ее читателями 1910-х гг., был эффект передачи основных смыслов вне и поверх лексического уровня стихотворения. Лидия Гинзбург назвала это «повышенной суггестивностью». Опора на словарь литературоведческих понятий: «Если образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны».

2 группа Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу. (О.Э. Мандельштам). Анализ и доказательство через любовную лирику. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

                                        Тебе покорной? Ты сошел с ума!

                        Покорна я одной Господней воле.

                        Я не хочу ни трепета, ни боли,

                        Мне муж – палач,  а дом его – тюрьма.

                        Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

3 группа Предисловие к сборнику стихов написал Михаил Кузьмин. Опытный поэт сразу и точно понял природу Ахматовой. В ее стихах Кузьмин обнаружил любовь и талант поэтессы к деталям. Анализ «Песня о последней встрече».

4 группа «Удивительные стихи! Из четырехстопного ямба, который “надоел” еще Пушкину, лира Ахматовой сумела извлечь какой-то новый, неслыханный во всей подлунной метр для этого стихотворения. Солью моря пропитаны эти стихи, и лед в блюде с устрицами не “рассказан”, а так вот, звуками “положен”, лежит и радуется своей жизни в первых строках стихотворения, и действительно стелется дым, заглушая голоса скрипок румын, — в последних. Но не это, недюжинное, мастерство стиха, ставящее
А. Ахматову в самые первые ряды среди наших талантливых молодых поэтов, заслуживает особенного внимания в этом безукоризненном произведении. Гораздо значительнее то, как много
выражено здесь в столь немногих словах, какой яркий фокус жизни изображен здесь художником слова» (Мандельштам О.) Анализ стихотворения «Вечером»

На обсуждение дается 10 минут. Свои предположения и доказательство справедливости представители групп доказывают публично с привидением цитат.

Слово учителя: Подведем итог наших литературоведческих наблюдений. Можно выделить следующие черты поэтики Ахматовой: суггестивность, подробность (детализация), романность сюжета, бытовые подробности, масштабность размышлений.  Обратимся к эпиграфу урока из стихотворения Мне ни к чему одические рати. В чем смысл искусства? Почему Ахматова называет избрание поэта ремеслом? (беседа). Анализ стихотворения «Тайна ремесла»

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Композиция стихотворения двучастна. Первая заканчивается строчкой «Как по земле идёт с котомкой лихо…». Поэт рисует окружающий её мир звуков: это «бой часов», «раскат стихающего грома», различные голоса, «жалобы и стоны», «шёпоты и звоны», поэт даже слышит, «как в лесу растёт трава» (это явный намёк на строки Пушкина из его стихотворения «Пророк»: «И внял я неба содроганье,/ И горний ангелов полёт,/ И гад морских подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье»). Вторая же часть рисует мир творчества, стихию слова. Здесь и лексика меняется, остаются только слова, имеющие непосредственное отношение к творческой работе поэта: это сами слова, «лёгкие рифмы» и строчки, которые «ложатся в белоснежную тетрадь».
     Строфа «…Но в этой бездне шёпотов и звонов / Встаёт один всё победивший звук» принимает более глубокое значение. Здесь слышен намёк на строку Пушкина (стихотворение «Пророк») «И бога глас ко мне воззвал», то есть можно сказать, что и Ахматова, и Пушкин выражали одну и ту же мысль: поэт творит по воле Бога. Индивидуальность стиля поэта позволяют «узнавать» среди других. Ахматовский стиль развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст.

4.Рефлексия. Ответы на вопрос: «Для меня Ахматова – это…»

Домашнее задание: Письменный анализ стихотворения «Мужество», выучить наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

В чем тайна ремесла ? (творчество Анны Андреевны Ахматовой) Цели урока: образовательная – познакомить учащихся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта ; развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи; воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека. Задача: определить черты поэтики А. А. Ахматовой

Слайд 5

Выступление с докладами, освещающие основные этапы творчества

Слайд 6

Работа в группах Защита литературоведческих наблюдений Группа доказывает наличие психологизма в лирике Ахматовой Группа доказывает, что для лирики характерны бытовые подробности

Слайд 7

Выявление особых черт поэтики Ахматовой Группа приводит аргументы Объясняет ученица понятие « суггестивность »

Слайд 8

Итоги: Основные черты поэтики Ахматовой: суггестивность , романность сюжета, детализация, психологизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...