Образовательный проект
проект по литературе по теме

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2120


 


 


 

Конкурс «Молодые педагоги – московскому образованию» 2017

Номинация «Образовательный проект»

Проект

«Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско»


 


 


 


 


 


 


 


 

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2120

Болотова Дарья Юрьевна


 


 


 


 


 


 


 

2017 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско»

ФИО автора проекта, место работы, должность

Болотова Дарья Юрьевна,

ГБОУ Школа № 2120, учитель русского языка и литературы

Обоснование актуальности проекта

И.А. Бунин в своём творчестве всегда обращался к таким вечным ценностям, как любовь к природе, родине, отчему дому. Обострение противоречий современного общества делает изучение этих непростых тем ещё более актуальными. Перед нами стоит задача, как можно более доступно и интересно донести до учащихся старшей школы непростые для понимания и восприятия темы творчества И.А. Бунина. Это возможно сделать посредством метода проектов, т.к. данный формат работы предоставляет детям возможность для творчества, что наиболее благоприятно влияет на усвоение материала.

Целевая аудитория проекта

Учащиеся 11 классов

Цель и задачи проекта

I. Обучающие:

1) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи;

2) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

3) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс;

4) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, систематизировать явления, объединенные одной темой; совершенствовать умения отбирать главное, применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.

5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

II. Развивающие:

1) развивать навыки работы в группе;

2) активизировать творческую деятельность;

3) развивать ассоциативное мышление;

III. Воспитательные:

1) воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина;

2) воспитывать эстетический вкус;

3) воспитывать нравственность и гуманизм;

4) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;

 

Краткое содержание проекта

При изучении темы «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» учащимся будет предложено более тесное знакомство с рассказом в форме работы над учебным. Учащиеся (совместно с учителем) ставят цель создать продукт (словарь символов), необходимый для более глубокого осмысления символичности рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Вся работа будет поделена на 6 этапов. На 1 этапе ученики определят цель и задачи проекта, далее они будут разделены на три группы для того, чтобы определиться с видом словаря. Одна группа будет делать словарь в форме брошюры, вторая в виде буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), третья группа будет работать над мультимедийной презентацией. После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом. На следующем этапе происходит непосредственно осуществление деятельности (поиск информации, изготовление продукта).

На всех этапах учитель осуществляет контроль времени и консультирование учеников. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office, Power Point, самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь.

На последнем этапе ученики представляют готовый продукт и анализируют проделанную работу.

 

География проекта

г. Москва школа № 2120

Сроки реализации проекта

Конец сентября – начало октября 2017 г.

Кадровое обеспечение

Учитель


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучая действующие школьные программы по литературе, я прихожу к выводу, что в школьном преподавании в меньшей степени востребован подход к анализу творчества писателя с точки зрения своеобразия его поэтики. Это побудило меня попытаться найти подходы к преподаванию, создающие условия для более глубокого осмысления школьниками идейно-художественного богатства произведений И. А. Бунина, когда учащиеся не просто читают и обсуждают текст на уровне содержания, но и анализируют с эстетической точки зрения. Главное в работе над произведением – внимание к авторской мысли, выраженной не только в слове, но и в композиции, структуре образов и т.п. В связи с этим актуально рассмотрение в школьном преподавании творчества И. А. Бунина с точки зрения своеобразия его поэтики.

Рассмотрим, как можно использовать метод проектов при изучении поэтики рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

I этап. Анализ рассказа начинается с погружения в проблему. Предполагается, что учащиеся на предыдущем уроке уже обращались к данному рассказу, и домашним заданием у них было написать отзыв о нем, делая акцент на символике рассказа. Естественно, найдутся учащиеся, которым будет непонятно, для чего Бунин рассказывает о каких-то людях с волынками? Какое отношение к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? Почему является символом обычный пароход?

Решить эту проблему можно через практико-ориентированный проект, ведь, во-первых, есть социально значимая проблема, во-вторых, есть реальный заказчик, учащийся, которому не понятна символика рассказа.

Далее учитель предлагает учащимся обсудить цель и сформулировать задачи проекта.

Учитель предлагает составить словарик символических образов в рассказе и объяснить их – это и будет продуктом исследования старшеклассников.

Цель проекта – создать учебное пособие, необходимое для более глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи:

  1. собрать и систематизировать символы, использованные писателем в рассказе;

  2. изучить структуру литературоведческого словаря;

  3. выбрать форму словаря;

  4. издать словарь;

  5. апробировать в практической деятельности.

II этап. Организация деятельности (планирование).

Далее учитель предлагает старшеклассникам определиться с формой словаря. Обязательным условием при работе над составлением словаря является то, что он должен полностью отвечать всем требованиям: обложка, аннотация, вступительная статья «От авторов», где бы прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан-Франциско», слова должны быть расположены в алфавитном порядке, каждое слово должно иметь словарную статью.

Для экономии времени учитель предлагает помощь – папки, в которых есть много дополнительный материал по проблеме (цитаты из критических статей, элементы анализа произведения).

Кроме того, учитель предлагает учащимся разбиться на группы и издать три словаря: в форме брошюры, буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), мультимедийной презентации. Заметим, что для экономии времени старшеклассникам можно раздать макеты словарей (брошюра, буклет, презентация).

После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом.

III - IV этапы. Осуществление деятельности (поиск информации, продукт).

На данных этапах учитель консультирует учеников и контролирует время. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office, Power Point, Microsoft Office Publisher, самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь.

V этап. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Учитель говорит учащимся, что наступил момент, когда они должны представить результаты совместной деятельности. Условия выступления:

  1. Доказать, что выбранная форма словаря самая удобная и актуальная.

  2. Ознакомить слушателей с содержанием словаря, чтобы они могли оценить продукт.

Перед презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

 

Оценка проекта

Критерии оценки

2 балла

1 балл

0 баллов

Самостоятельность работы над проектом

 

 

 

Актуальность и значимость формы продукта

 

 

 

Полнота раскрытия темы

 

 

 

Оригинальность решения проблемы

 

 

 

Артистизм и выразительность выступления

 

 

 

Как раскрыто содержание проекта в презентации

 

 

 

Использование средств наглядности, информационных технологий

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

 

16 баллов – «5»

от 10 до 15 баллов – «4»

от 6 до 8 баллов – «3»

Презентации проектов:

1 группа. Обосновывая форму словаря-брошюры, учащиеся должны отметить, что брошюра – это, как и словарь, небольшая книга в мягком переплете. Так как эта форма привычна, традиционна, то все знают, как пользоваться таким словарем. Далее выступающий говорит о том, что изданная ими брошюра имеет все структурные части, комментирует статью «От авторов». Для каждого слова в брошюре написана словарная статья. В заключении выступления учащийся читает словарь.

2 группа. «Словарь – буклет».

Комментируя избранную форму словаря, учащиеся отмечают, что буклет меньше брошюры и может быть использован как закладка в книге, поэтому его можно растиражировать и вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, читая произведение, старшеклассники смогут использовать буклет одновременно и как закладку, и как словарь. Как и предыдущая группа, эта тоже комментирует вступительную статью, а в заключении выступления читает буклет.

 

3 группа. Словарь – компьютерная презентация.

Обосновывая форму, выступающий от группы должен сказать, что она наиболее актуальна среди сверстников, что презентация позволяет на слайдах в полном объеме разместить все структурные элементы словаря. Кроме того, компьютерная программа Power Point даёт более широкие возможности: анимация, цвет, фон, звук. Таким образом, восприятие задействовано сразу на всех уровнях: мыслительном, аудио, визуальном.

VI этап. Рефлексия.

Учитель предлагает подвести итоги совместной деятельности учащихся, для этого использует опорные вопросы:

Что такое символ в художественной литературе?

О чем с помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Выводы учащихся:

  1. Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора.

  2. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества: смысле жизни, об отношении человека к Богу, о духовности жизни, о праведничестве, добре и зле, грехе и страшном суде.

  3. И. А. Бунин говорит о счастье, которое заключается не в деньгах, ведь в рассказе оказываются счастливы старый рыбак Лоренцо и абруццские горцы, у которых нет миллионов. А счастье семейства Господина и фальшивой пары влюбленных ложно.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_v_rasskaze_i._a._bunina_gospodin_iz_san-frantsisko.pptx630.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» Образовательный проект ФИО автора проекта место работы должность Болотова Дарья Юрьевна ГБОУ Школа № 2120 учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Обоснование актуальности проекта И.А. Бунин в своём творчестве всегда обращался к таким вечным ценностям, как любовь к природе, родине, отчему дому. Обострение противоречий современного общества делает изучение этих непростых тем ещё более актуальными. Перед нами стоит задача, как можно более доступно и интересно донести до учащихся старшей школы непростые для понимания и восприятия темы творчества И.А. Бунина. Это возможно сделать посредством метода проектов, так как данный формат работы предоставляет детям возможность для творчества, что наиболее благоприятно влияет на усвоение материала.

Слайд 3

География проекта: г. Москва, ГБОУ школа № 2120 У частники команды по реализации проекта: учащиеся 11 класса Сроки реализации: конец сентября – начало октября 2017 года

Слайд 4

Цели и задачи реализации проекта I. Обучающие: 1) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; 2) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; 3) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; 4) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, систематизировать явления, объединенные одной темой; совершенствовать умения отбирать главное, применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации. 5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

Слайд 5

II. Развивающие: 1) развивать навыки работы в группе; 2) активизировать творческую деятельность; 3) развивать ассоциативное мышление;

Слайд 6

III. Воспитательные: 1) воспитывать интерес к изучению творчества И . А. Бунина; 2) воспитывать эстетический вкус; 3) воспитывать нравственность и гуманизм; 4) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения;

Слайд 7

Основное содержание проекта При изучении темы «Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» учащимся будет предложено более тесное знакомство с рассказом в форме работы над учебным. Учащиеся (совместно с учителем) ставят цель создать продукт (словарь символов), необходимый для более глубокого осмысления символичности рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Слайд 8

Этапы работы Вся работа будет поделена на 6 этапов. На 1 этапе ученики определят цель и задачи проекта, далее они будут разделены на три группы для того, чтобы определиться с видом словаря. Одна группа будет делать словарь в форме брошюры, вторая в виде буклета (можно использовать как закладку, читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь), третья группа будет работать над мультимедийной презентацией. После этого учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом. На следующем этапе происходит непосредственно осуществление деятельности (поиск информации, изготовление продукта).

Слайд 9

На всех этапах учитель осуществляет контроль времени и консультирование учеников. Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря (для каждой группы свой), пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы. После этапа поиска информации старшеклассники приступают к составлению своего словаря: работают в программах Microsoft Office , Power Point , самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь. На последнем этапе ученики представляют готовый продукт и анализируют проделанную работу.

Слайд 10

Ресурсное обеспечение Компьютер Проектор Многофункциональное устройство Раздаточный материал (предоставляется учителем) Интернет- ресурсы Канцелярские принадлежности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»

VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия  Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....